Город и звезды




Первые строки романа Артура Кларка «Город и звезды» (The City and the Stars, 1956) показывают место действия и атмосферу последующих событий, начавшихся спустя миллиард лет от времени, в котором мы с вами существуем:
«Сверкающей драгоценностью лежал этот город на груди пустыни. Когда-то он знавал перемены, снова и снова перестраивался, однако теперь Время обходило его стороной. Над пустыней ночь и день быстролетно сменяли друг друга, но улицы Диаспара не ведали тьмы – они постоянно были озарены полднем. И пусть долгие зимние ночи припорашивали пустыню инеем – это вымерзала последняя влага, еще остающаяся в разреженном воздухе Земли, – город не ведал ни жары, ни холода. Он не соприкасался с внешним миром: он сам был вселенная, замкнутая в себе самой.
Человек издавна строил города, но никогда прежде он не создавал такого, как этот. Множество из возведенных им людских муравейников просуществовали несколько столетий, а некоторые жили и целыми тысячелетиями, прежде чем Время унесло с собой их имена. И только Диаспар бросил вызов самой Вечности, обороняя себя и все, чему дал он приют, от медленного натиска веков, от разрушительности тления и распада.
С той поры, как был выстроен этот город, земные океаны высохли и пески пустыни замели планету. Ветром и дождями были размолоты в пыль последние горы, а Земля оказалась слишком утомлена, чтобы извергнуть из своих недр новые. Городу не было до этого ровно никакого дела; планета могла рассыпаться в прах, но Диаспар все так же бы защищал детей своих создателей, бережно унося их и все принадлежащие им сокровища по реке Времени.
Они многое позабыли, но не понимали этого. Ко всему, что было вокруг них, они приноровились столь же превосходно, сколь и окружающее – к ним, ибо их и проектировали как единое целое. То, что находилось за стенами города, ничуть их не интересовало: эта область бытия была вычеркнута из их сознания. Диаспар – вот все, что существовало для них, все, что им требовалось, все, что они могли себе вообразить. Для них ровным счетом ничего не значило, что когда-то Человеку были подвластны звезды.
И все же время от времени древние мифы оживали, чтобы преследовать воображение жителей этого города, и людей пробирал озноб, когда они припоминали легенды о временах Галактической Империи, – Диаспар был тогда юн и пополнял свои жизненные силы тесным общением с мирами множества солнц. Горожане вовсе не стремились возвратить минувшее – им было так славно в их вечной осени... Свершения Галактической Империи принадлежали прошлому и могли там и оставаться, поскольку всем памятно было, как именно встретила Империя свой конец, а при мысли о Пришельцах холод самого Космоса начинал сочиться в их кости.
И, стряхнув наваждение, они снова погружались в жизнь и теплоту родного города, в долгий золотой век, начало которого уже затерялось во времени, а конец отстоял на еще более невообразимый срок. Многие поколения мечтали об этом веке, но достигли его лишь они...
Так и существовали они в своем неменяющемся городе, ходили по его улицам, и улицы эти каким-то чудесным образом не знали перемен, хотя в небытие уже ушло более миллиарда лет».
Надо также добавить, что Диаспаром управлял центральный компьютер, а его жители обрели вечность, благодаря технологии «записывать» свое сознание в его электронную память. Так что любой человек мог в любое время уйти в долгий электронный сон, а спустя месяцы, годы, века вновь возродиться в своем тел, воссозданном умными механизмами Диаспора.
И вот однажды в этом городе «родился» юноша по имени Олвин, который изначально позиционировался, как Необычный. Он немного отличался от остальных сверстников, но его наставник Джизирак с каждым годом отмечал все большее и большее несоответствие с жителями Диаспора, а именно – стремление Олвина заглянуть за пределы города, о чем никто и никогда бы даже не помыслил. В год, когда юноше исполнилось двадцать лет, кончилось время его опекунства. В этот год и начался «концептуальный переворот» его сознания. Он начал активно искать пути выхода из Диаспора, чтобы увидеть город с внешней стороны. Ему удалось обнаружить в древнем храме основателя Диаспора подземный туннель с построенной скоростной трассой, по которой он в течение пары часов достиг Лиза – второго города планеты Земля, о котором в Диаспоре никто не ведал. Но общество Лиза было построено не на высоких технологиях, а на высочайших ментальных способностях, телепатии, и единении с природой. В отличие от Олвина, они были смертными, но... более разнообразными и счастливыми.
Олвин с его новым другом Хилваром, путешествуя по землям Лиза, нашли древние артефакты и последний космический корабль, пролежавший в консервации миллионы лет. С его помощью Олвин смог увидеть не только всю Землю, но и выйти в открытый космос. Его тягу к открытиям уже не могли остановить ни «власти» Лиза, ни тем более Диаспора. В итоге Олвин оказался объединяющем стержнем, заставившем жителей обеих городов, наконец, признать существование друг друга и начать процесс объединения двух культур.
А еще Олвин доказал, что не было никаких Пришельцев, якобы ограничивших тягу человечества к Космосу, эти легенды видимо были некогда важны для собственного самоотречения от далеких путешествий во Вселенную за возможность миллиард лет жить в «золотой клетке» двух земных городов. И апофеозом такого отречения стал огражденный высокими стенами Диаспар...

© Виталий Карацупа, 2012






(The City and the Stars, 1956) , , :
. - , , . , . , , , . : , .
, , . , , . , , , , .
, , . , , . ; , , .
, . , , , , . , , : . , , , , , . , - .
, , , , . ... , , , .
, , , , , . , ...
, , - , .
, , , . , , , , .
, , . , , , . , , . . , . , , . , , , . , , ... .
, , , . , . , . , , , .
, , , . ...

, 2011