Повесть «Лорелея красной мглы» (Lorelei of the Red Mist, 1946) написана двумя известными американскими фантастами Ли Брэкетт и Рэем Брэдбери и условно разделяется на две почти равные половины, написанные Ли Брэкетт и Рэем Брэдбери. Ли начала писать эту повесть в 1944 году, но из-за работы над сценарием для детективного фильма «Большой сон» не имела возможности закончить её в срок. Поэтому, чтобы не подводить редактора журнала «Planet Stories», она попросила друга завершить повесть. Ради точности информации следует указать, что текст Брэдбери в этом произведении начинается со слов «Он увидел стадо, которое пасли многочисленные золотистые псы, и пастуха, державшего умолкнувшую арфу». Интересно, что для Брэдбери эта повесть так и осталась проходной и не заслуживающей внимания, а в отношении Ли Брэкетт всё было как раз наоборот – к 1946 году «Лорелея красной мглы» получила наибольшее признание критиков.

Если кратко, то сюжет сводится к тому, что тщедушный, но смелый человек по имени Хью Старк, совершивший дерзкой ограбление на миллион кредиток, находится в бегах от закона и терпит крушение на Венере. Там он просыпается в могучем теле вененианского варвара по имени Конан(!), подаренной ему прекрасной волшебницей по имени Ранн. Та заставляет его убить предводителя своих врагов по имени Фаолан, доставившего ей большие неприятности в прошлом. Естественно, что Старк в финале оказывается победителем, но на протяжении всей повести читателя ждет постоянные противоборства, погони и пленения с примесью романтики с участием еще одной красавицы – воительницы Бьюдаг, которая всегда описана либо топлесс, либо полностью обнаженной.

Имя Лорелея в названии произведения заимствовано из немецкой литературы, где Лорелея – нимфа на скале, расчесывающая свои золотистые волосы и увлекающая своим пением корабли на скалы подобно мифическим сиренам. В повести Ли венерианка Ранн также использует Старка-Конана, воздействуя на его разум, пытаясь увлечь того к гибели ради собственных корыстных целей.

© Виталий Карацупа, 2024

* * *

Первое за что цепляется глаз, когда приступаешь к чтению этой повести – фамилия Р. Брэдбери на обложке, однако, само произведение выполнено в полном соответствии со стилистикой Ли Брэкетт. Участие Брэдбери выразилось в том, что он заканчивал произведение, при этом старался бережно сохранить дух оригинала, надо сказать, что ему это удалось, без подсказки определить где заканчивается Брэкетт и начинается Брэдбери довольно проблематично. Известно, что молодой Брэдбери поддерживал довольно тесную дружбу с Ли Брэкетт и её супругом Э. Гамильтоном. В отличие от последователей дела Х. Гернсбека их творчество было подчеркнуто ненаучным, и гораздо ближе фэнтези, нежели фантастике. Да и сам Брэдбери впоследствии использовал космос и ракеты в качестве красивых декораций, никоим образом не претендуя на научность.

Первая публикация повести состоялась на страницах журнала «Planet Stories» в 1946, с этим изданием Ли Брэкетт тесно сотрудничала всю свою жизнь. Главный герой «Лорелеи» – земной авантюрист, беглый преступник по имени Хью Старк. Фамилия персонажа созвучна с именем наиболее известного персонажа Брэкетт – Эрика Джона Старка – меркурианского получеловека. Мне кажется, что совпадение неслучайно, «Лорелея» стала для Брэкетт пробным шаром на пути к созданию старковского цикла, когда идея сформировалась, она не стала дописывать повесть, а просто передала её Брэдбери. Буквально через год была написана первая повесть про Эрика Старка – «Венерианское чародейство», действие которой также разворачивается на Венере, во многом очень напоминающей Венеру из «Лорелеи».

Венерианцы из «Лорелеи» ещё не имеют самоназвания, но при этом делятся на две разновидности – морские и сухопутные, бок о бок с ними обитают выходцы с Земли. Все группировки находятся в состоянии войны «всех против всех», а технологически стоят на стадии раннего средневековья. Главная «фишка» венерианского ландшафта, созданного воображением писательницы – газообразное Красное море, на дне которого можно свободно дышать а по поверхности – плавать на особых кораблях и лодках. Описания морских глубин с навеки застывшими лесами, похожими на кораллы и развалинами черных титанических городов очень поэтичны, почти без изменений эти моменты будут перенесены в «Венерианское чародейство». Жаль, но кроме фантастичного моря-океана пейзажи ничем больше не запоминаются, всё прочее обозначено буквально парой штрихов.

Основным сюжетным приемом, двигающим сюжет, является сверхспособность предводительницы сухопутных венерианцев по имени Ранн. При этом она же и становится слабым звеном в общей логике. Ранн может с легкостью осуществлять перенос разума из одного тела в другое и брать под мысленный контроль действия своих противников. При этом совершенно непонято почему для исполнения своих планов она воспользовалась разумом Хью Старка, «темной лошадки», если для этого можно было использовать личность любого верного воина, который с легкостью исполнит замысел. Да и вообще, если идти дальше, то обладая такой силой она могла без проблем контролировать мозги всех представителей противоборствующей группировки и делать всё что вздумается, но, как мы понимаем, при таком раскладе писать было бы вообще не о чем.

Ещё один момент, режущий глаз – имя нового тела главного героя – Конан, вызывает стойкие ассоциации с известным персонажем Р. И. Говарда, при этом он даже внешне напоминает могучего киммерийца, различие разве что в цвете глаз. Привычный любовный треугольник, вроде как обозначен – есть главный герой, к которому неравнодушны «плохая» и «хорошая» красавицы, но здесь он сильно скособочен в сторону «хорошей», никаких теплых чувств к манипуляторше Ранн Старк-Конан не испытывает, а отсюда и не возникает проблемы выбора, нравственных мучений, всё чётко и прямолинейно. Напряжение возникает только во время ментальных дуэлей Старка и Ранн, одиночные поединки и глобальные сражения прописаны сумбурно и напоминают кучу-малу (в первом случае) и бессмысленную бойню (во втором). Повесть интересна не столько в художественном и сюжетном плане, сколько как демонстрация сотрудничества двух известных авторов и подготовительный эскиз к известному циклу о приключениях Эрика Старка.

© Вячеслав Спицын, 2017

НАВЕРХ