В повести Ли Брэкетт «Драгоценность Баса» (The Jewel of Bas, 1944) за пол-сотни лет до возникновения прослеживается идея виртуальной реальности. Автору удалось предвосхитить технологию начала XXI века. Хотя сама повесть вполне традиционна для жанра космической оперы. Действие происходит на десятой планете Солнечной системы – следовательно, на Фаэтоне. Главный герой – обычный человек, мелкий воришка и бродячий музыкант Кири Сиран, был захвачен в рабство вместе со своей подругой Маус (Мышка) напавшими на них на краю Запретной Равнины ужасными Калдами – легендарными полуразумными существами, служившими Басу Бессмертному и его двум андроидам. И это трагическое происшествие в итоге имело самые неожиданные последствия не только для Сирана и Маус, но и для всего населения маленькой планеты.

Сиран жил в мире, который не знал ночи, с вышины всегда светило несколько маленьких солнц, согревавших поверхность. В древнюю легенду, о которой часто пел и играл на своей арфе на базарной площади Кири, о бессмертном Басе уже мало кто верил по-настоящему. Но, тем не менее, все кто каким-то образом попадал в район Запретной Равнины, исчезали бесследно. Иногда целыми поселениями. И никто не знал куда.

Сиран с Майус после пленения влились в поток таких же новоявленных рабов, схваченными Калдами ранее, но благодаря воровским навыкам, им удалось тайком освободиться от кандалов самим и всем другим пленникам. И нашим героям удалось сбежать. Позже они пробрались к стоящей в центре равнины Бет Вите (Горе Жизни), где поняли страшную тайну этого места. Оказывается, годами исчезающие люди работали и умирали в огромной глубокой шахте над строительством какого-то исполинского металлического сооружения в каком-то сомнамбулическом состоянии под руководством двух андроидов и Калдов в качестве охранников.

Но дальнейшие приключения Сирина и Маус в этой странной горе привели певца в святая святых – помещение, где на удивительном ложе находился сам Бессмертный Бас. Он спал, но не так как обычные люди, а тем сном, о котором можно было бы сказать, что это «маленькая смерть». И арфист случайно разбудил Баса – с телом совсем еще юного мальчишки и разумом с многовековым опытом. Оказалось, что Бас родом с третьей планеты из страны Атлантиды. Он был обычным сыном рыбака, но упавший с неба метеорит, а особенно оказавшийся рядом с ним Камень Судьбы – артефакт, своей энергией давший Басу вечную жизнь, но без возможности стать взрослым человеком телом. Он навсегда остался маленьким мальчиком, который за последующие столетия после гибели Атлантиды, благодаря своей мудрости и Камню Судьбы, не единожды правил странами, стараясь чтобы подчиненный ему народ жил счастливо. Но человеческая зависть, жадность и другие пороки приводили к тому, что его начинали бояться и в итоге ненавидеть.

После нескольких тысячелетий безуспешных попыток дать людям благо, без возможности самому понять, что такое быть мужчиной и что такое любить, Бас навсегда покинул Землю и создал свой собственный мир – внутри огромной полости на безжизненной десятой планете. «Но, в конце концов, и он не оправдал моих надежд, потому что его населяли люди, а я не был человеком. Я сотворил андроидов, уродов, подобных мне, и поставил их между собой и моим народом. А в мире грез я основал свое третье царство». Бессмертный мальчик погрузился в созданный им же самим сон, где он был счастлив, где он был мужчиной, где он любил, а управлять брошенным на планете миром, оставил андроидов.

Но, оказывается, он опять просчитался. Андроиды втайне уже многие с помощью захваченных рабов, телепатически превращенных в зомби, годы строили огромный механизм для управления планетой. Они сами возжелали быть вершителями судеб людей, которых бы ввергнули в рабство с помощью своей телепатической машины. Бас и помогавший ему Сиран сумели помешать страшным планам: мир десятой планеты обрел покой и свободу, а Бас снова ушел в созданный им мир вечного наслаждения. Только в нем он мог чувствовать себя Человеком.


© Виталий Карацупа, 2024

НАВЕРХ