|
|
|
|
- Конрад Харнесс (Conrad Harness) – отец
- Лиллиан Блэндфорд Харнесс (Lillian Blandford Harness) – мать
- Брайан Блэндфорд Харнесс (Bryan Blandford Harness) – брат (1906 – 1932)
- Конрад Патрик Харнесс (Conrad Patrick Harness) – брат
- Анна Бёрд Харнесс Уоллес (Anna Byrd Harness Wallace) – сестра (19.. – 19..)
- Нейл Уайт Харнесс (Nell White Harness) – жена (19.. – 1996)
- Чарльз Брайан Харнесс (Charles Bryan Harness) – сын
- Ли Харнесс (Leah Harness) – невестка
- Вирджиния Э. Харнесс (Virginia E. Harness) – внучка
- Шон Харнесс Спейн (Shan Harness Spain) – дочь (1947)
- Сид Спейн (Sid Sppain) – зять
- Шила Спейн Уайтхед (Shiloh Spain Whitehead) – внучка
Американский писатель-фантаст, автор двенадцати романов и полусотни повестей, рассказов. Родился в
Колорадо-Сити (штат Техас), но в раннем детстве семья переехала в пригород, на берега реки Колорадо, в местность
под названием «Речная сторона» (Riverside), где мать пыталась разводить на деревьях жимолость. В 1925 году
семейство вновь перебираются – на этот раз в городок Форт Уорт, где юный Чарльз начинает серьезно интересоваться
химией и радиолюбительством. Там он оканчивает среднюю школу, начинает работать на складе бумажной продукции,
а позже – мелким клерком в полиции, в обязанность которого входило брать отпечатки пальцев. Параллельно с этим
он посещает правительственную вечернюю школу, чтобы иметь возможность бесплатно поступить в колледж.
Учился Чарльз Харнесс в Техасском Христианском Университете (Texas Christian University) на проповедника, затем в
Вашингтоне окончил Университет Джорджа Вашингтона (George Washington University), который закончил с дипломами
бакалавра химика (1942) и юриста (1946). В 1932-м от опухоли в обоих полушариях мозга умирает его старший брат
Брайан, а в 1938 году Чарльз женится на Нейл Уайт (Nell White). С ней он учился еще в школе, с ней воспитал двоих
детей, и с ней он счастливо прожил почти шесть десятков лет до самой ее смерти. С 1941-го по 1947 год работал
экономистом в Национальном бюро полезных ископаемых, после чего вплоть до 1953 года – специалистом по
патентному законодательству в «American Cyanamid». А с 1953 по 1981 год – все тем же специалистом по патентному
законодательству, но в крупной американской химической компании «W. R. Grace & Co.». Также состоял в нескольких
общественных организациях. К примеру, Чарльз Л. Харнесс являлся членом ассоциации юристов штата Мэриленд и
округа Колумбия. Он также был активным прихожанином и дьяконом Пресвитерианской церкви поминовения Христа
(Christ Memorial Presbyterian Church) в Колумбии (штат Мэриленд).
Первые пробы пера пришлись на школьные годы, когда Харнесс пробовал писать короткие рассказы. Печатать
фантастику начал в конце 40-х годов, но всегда сочинение фантастических произведений оставалось для него только
хобби. Его дебютное произведение – короткая повесть «Ловушка времени» (Time Trap), была опубликована в журнале
«Astounding Science Fiction» в августе 1948 года. Уже в следующем году в «Startling Stories» публикуется первый
роман Харнесса – космическая опера «Полет во вчерашний день» (Flight into Yesterday), который позднее,
существенно дополненный, не раз издавался под заголовком «Парадоксальные люди» (The Paradox Man). Интересно,
что рабочее название книги было навеяно работами А. Тойнби о 21 цивилизациях и называлось «Тойнби 22» (Toynbee 22).
В центре романа – противостояние бунтаря Алара, живущего в матриархальном мире будущего, где третья мировая
война привела к созданию огромной Имперской Америки, против мракобесия небольшой благородной элиты и
освобождения людей от рабства власти.
Все литературное творчество Ч. Харнесса можно условно поделить на четыре части. Первый этап (1948 – 1953)
характерен произведениями с сильной романтической направленностью. В этот период появился его первый роман, а
также одни из самых известных новелл: «Новая реальность» (The New Reality, 1950), «Роза» (The Rose, 1953) и
«Шахматисты» (The Chessplayers). Повесть «Роза», изданная первоначально в британском журнале, представляет
собой фантастическую историю об обезображенной болезнью композиторе, балерине и психотерапевте Анне ван Туйл,
наделенной чувственной душой и небывалым талантом художника. В конечном итоге она побеждает предубеждение
окружающих к своей необычной внешности, но что интересно, эти загадочные трансформации были одним из первых
проявлений «переходного состояния» к новому этапу эволюции. В 1966 году эта трилогия вышла отдельным изданием
в мягкой обложке и лишь в 1969 году она была переизданная на его родине – в США.
С 1953-го – по 1966-й год Чарльз Харнесс бросает литературу и полностью посвящает себя профессиональной карьере.
Зато его возвращение было ознаменовано сразу двумя прекрасными повестями «Украшение его профессии» (An
Ornament to His Profession) и «Алхимик» (The Alchemist), каждая из которых получила по номинации премий «Хьюго» и
«Небьюла». Но этот второй этап продлился всего лишь пару лет, во время которого он выпустил всего несколько
рассказов и роман «Кольцо Риторнеля» (The Ring of Ritornel, 1968) о будущем, о войне и мире, о деспотичном
властелине Двенадцати Галактик, и поэте, влюбившемся в дочку императора. Затем, вплоть до 1977 года, опять
литературное молчание, после чего до начала 90-х Чарльз Харнесс вступает в третью фазу своего творчества и
выпускает львиную долю фантастических произведений (в этом, безусловно, сыграл роль его выход на пенсию в
1983 году) – несколько романов и десятки рассказов и повестей. В них автор развивает идеи парадоксов-«хроноклазмов»,
трансцедентальных превращений (физическая смерть, последующее возрождение в иной реальности, переселение
«души» и прочее), путешествий во времени…
Так, например, в романе «Волчья голова» (Wolfhead, 1977) рассказана история Джереми Вольфхеда, живущего спустя
5 000 лет после разрушительной ядерной войны. Он имеет скрытые и очень опасные экстрасенсорные способности,
которые использует для спасения своей жены от сокрытого глубоко в недрах земли сообщества из остатков
американской политической элиты. В романе «Катализатор» (The Catalyst), который Харнесс считал своим лучшим
произведением, речь идет о лаборатории, где трудятся двое конкурирующих ученых, один из которых работает над
необычным катализатором – средством против новой пандемии. А в образе ученого, борющегося против научной
бюрократии, писатель показал своего умершего брата Брайана. Два последующих романа «Жар-птица» (Firebird, 1980)
и «Венецианский суд» (The Venetian Court, 1982) основываются на компьютерной тематике. В первом, телепатические
компьютеры, управляющие Вселенной, людьми и эволюцией, решают уменьшить общую массу Вселенной с тем,
чтобы ее расширение было вечным, и никогда более не привело к новому Большому Взрыву. Но их величие
натыкается на влюбленных мужчину и женщину, которые приложили все силы, чтобы восстановить отсутствующую
массу и естественных космический цикл. Героиня романа «Венецианский суд», «родившегося» из одноименной
повести (1981), Эллен Уэллес живет в мире, где любое маломальское нарушение карается смертной казнью. Она
изобретает чудо-волокно на основе природной паутины, но мегакорпорация под управлением компьютера, видя в этом
опасность своему бизнесу, начинает с ней юридическую войну.
Действие романа «Красный мир» (Redworld, 1986) происходит на гипотетической планете, вращающейся вокруг
звезды Барнарда в месте сильно напоминающем городок детства Ч. Харнесса Форт Уорт. Здесь разворачивается
борьба между учеными и священниками, в центре которой оказывается молодой парнишка Пол, неистово желающий
стать ученым. Но он также понимает, что добиться знаний может только в духовном учебном заведении. Следующая
книга – роман «Хроно» (Krono, 1988) – о нетрадиционном решении проблемы перенаселения Земли, а именно,
колонизации… прошлого! И самое интересное, что колонизация прошлого касается не только нашей планеты, но и
планет Солнечной системы. В «Мрачных снах» (Lurid Dreams, 1990) бесплотный путешественник во времени
встречается с Эдгаром Аланом По (Edgar Allan Poe), пытаясь убедить того оставить литературу и приложить все свои
силы к учебе в военной школе Вест-Пойнт, т.к. у него есть все шансы стать генералом и изменить исход битвы при
Геттисберге. В завершающем третий период творчества романе «Лунное правосудие» (Lunar Justice, 1991) сюжет
вращается вокруг юридической защиты героя книги, который вознамерился с помощью преобразования Юпитера и
его спутников решить проблему переселения Земли. По экономическим причинам противоборствующая сторона
затевает абсурдный судебный процесс на Луне, но против этого встает общественный защитник – обыкновенный
адвокат, обладающий необыкновенными пси-способностями.
Четвертый этап творчества Чарльза Харнесса начинается примерно с 1997-1998 года. Он издал еще полтора десятка
новелл и два романа – «Эндшпиль алкоголика» (Drunkard's Endgame, 1999) и «Сибил – синяя шапочка» (Cybele, With
Bluebonnets, 2002). Если, первый является незначительным приключенческим романом о восстании роботов на
космическом корабле против своих создателей – людей, то вторым, и последним, романом стала книга под названием
«Сибил – синяя шапочка», где автор завуалировал собственные детские и юношеские воспоминания. В этой
полуфантастической книге действие происходит в 1930-х годах в городке Форт Уэст, и речь идет о молодой
преподавательнице химии, бросившей вызов окружающему ее реакционному мещанству и религиозной косности. А в
образе героя романа, влюбившегося в свою учительницу и ставшего из-за нее химиком, выступает сам автор.
В 2004 году SFWA присудило ему премию «Заслуженный автор» (Author Emeritus), но Чарльз Харнесс отказался
прибыть на торжественный банкет, что очень покоробило жюри, и она была заменена званием «Автор оригинальности»
(Writer of Distinction). Писатель долгое время жил в Кларксвилле (штат Мэриленд), долгое время болел, но за три
месяца до кончины по семейным обстоятельствам переехал в Северный Ньютон (штат Канзас), где на 90-м году
скончался. Согласно воле покойного, его тело передано Медицинской школе Канзасского университета (University
of Kansas School of Medicine).
Произведения автора
Награды и звания
- 1967 – номинация на премию «Небьюла-66» в категории «короткая повесть» за повесть «Украшение его профессии»
- 1967 – номинация на премию «Хьюго-67» в категории «короткая повесть» за повесть «Украшение его профессии»
- 1967 – номинация на премию «Небьюла-66» в категории «большая повесть» за повесть «Алхимик»
- 1967 – номинация на премию «Хьюго-67» в категории «большая повесть» за повесть «Алхимик»
- 1969 – номинация на премию «Дитмар» в категории «лучшая международная фантастика» за роман «Кольцо Риторнеля»
- 1970 – номинация на премию «Небьюла-69» в категории «короткая повесть» за повесть «Вероятная причина»
- 1985 – номинация на премию «Хьюго-85» в категории «большая повесть» за повесть «Летнее солнцестояние»
- 2004 – номинация на премию «Ретро-Хьюго-53» в категории «большая повесть» за повесть «Роза»
- 2004 – премия «Автор оригинальности» (Writer of Distinction) от SFWA
Публикации в периодике и сборниках
- Вибрирующая особь: [Рассказ] / Пер. З. Бобырь // Изобретатель и рационализатор, 1964, №12 – с.34-36
- Флаг над кратером Горбачева: [Рассказ] / Пер. Владимира Гольдича, Ирины Оганесовой // Если, 1997, №12 – с.59-97
- Отмычка: [Рассказ] / Пер. Людмилы Васильевой, Михаила Зислиса; Рис. Андрея Балдина // Если, 2003, №1 – с.3-30
- Лица: [Рассказ] / Пер. М. Черняева // Если, 2004, №7 – с.3-14
Творчество автора
- 2001 – Фил Стивенсен-Пейн и Тед Коппель. Чарльз Л. Харнесс: Адвокат в космосе (Charles L. Harness: Attorney in Space by Phil Stephensen-Payne & Ted Koppel). – изд. «Galactic Publications». – 38 с. (о) ISBN 1-871133-56-4
- Харнесс (Harness) Чарлз Л(еонард) (1915) / Вл. Гаков // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.616-617
- Вл. Гаков. Харнесс Чарлз Л.: [Краткие сведения о писателе-фантасте] // Фантастика века. – Минск-Москва: Полифакт, 1995 – с.608
- HARNESS, Charles Leonard / ХАРНЕСС Чарльз Леонард // Библиография фантастики. – М.: Келвори, 1996 – с.225-226
© Виталий Карацупа, 2005
|
|
|