Начинается рассказ Р. А. Лафферти «Небо» (Sky, 1971) с того, что девушка по имени Велкин Алауда с необыкновенно легкой походкой («говорят, у нее кости полые внутри»), покупает у торговца Небом (какой-то будущий наркотик, получаемый из выращиваемых глубоко под землей мухоморов), пакетик с порошком. На следующий день с друзьями, приняв дозу, на самолете поднимаются как можно выше в небо и прыгают вниз с парашютом. Для них это степень свободы, то их Небо, их мир, их бесконечный наркотический сон длиною в миллионы лет. Рассказ – это пересечение абсурда и трансценденции, но т.к. дело происходит, по всей видимости, в будущем в заброшенном мегаполисе, его можно отнести и к фантастике, тем более, что он был даже номинирован на премию «Хьюго».
Попытка обрести свободу у этой группы молодежи закончилась тем, что в очередной раз приняв Небо, они попрыгали с самолета без парашютами думая, что теперь-то уж точно они уже никогда не вернуться обратно на землю, падают с большой высоты и разбиваются. Все, кроме необыкновенно легкой Велкин, которая выживает. А когда уже трясущейся старухой на костылях, она вновь приходит к торговцу Небом, тот уже давно умер. Вывод: свобода – это вечный и манящий призрак.
