|
|
Rolt, Lionel Thomas Caswell
Ролт Лайонел Томас Кэсвил (11 февраля 1910 – 9 мая 1974) |
|
|
|
|
|
Лайонел Томас Кэсвил Ролт, обычно называемый друзьями просто Том, родился 11 февраля 1910 года в Честере, графство Чешир. Он посещал
Челтенхэм-колледж (Cheltenham College) и освоил профессию инженера. Затем он пробовал себя на различных поприщах. Занимался внутренней
отделкой автомобилей, владел мастерской, а с 1940 года он, прежде всего – автор технических книг (особенно о водных путях и железных дорогах
Великобритании). Ролт сам собирал старые автомобили. Предметом его любви был стремительными темпами развивающийся в XX веке транспорт; он
основал – кстати вместе с Робертом Эйкманом (Robert Aickman) – по сей день действующую в Англии Ассоциацию речных путей (Inland Waterways
Association), которая печётся о совершенствовании, сохранении и открытии для туристов английских каналов и водных путей. Кроме того Ролт был
управляющим железнодорожного предприятия «Talyllyn Railway» в Уэльсе.
Его первая книга, «Тесная лодка» (Narrow Boat, 1944), в автобиографическом ключе рассказывает о плавании по водным путям Англии. Будучи членом
«Science Museum Advisory Council» с 1964 года, он заботился, прежде всего, о музейном сохранении закрытых промышленных учреждений – его конёк,
часто отражающийся во многих из фантастических рассказов Ролта. Разъезжая по стране с докладами, он посещал самые разные уголки Англии, и на
радио и телевидении тоже пользовался большим спросом. Рядом почти с пятьюдесятью нехудожественными и автобиографическими книгами
литературное наследие Ролта кажется скорее скромным: два нефантастических романа и сборник историй о привидениях. Небольшой успех сборника
«Сон и не более» (Sleep No More), вышедшего в 1948 году, привёл к тому, что впоследствии Ролт написал ещё всего лишь две фантастические истории,
увидевшие свет в 1994 году в издании Хью Лэмба только после его смерти. В 1996 году эти две истории вышли повторно, на сей раз вместе со сборником
«Сон и не более». Эти рассказы отражают слабость Ролта к техническим вещам: привидения появляются в необычном окружении и в другой связи, чем
это имело место в фантастике до той поры. Л. Т. К. Ролт (L.T.C.Rolt) – именно так он подписывал свои произведения – умер 9 мая 1974 года в возрасте
64 лет от длительно протекавшего рака, о котором почти до последнего знали только самые близкие ему люди.
Он писал свои истории в традиции Монтегю Джеймса. В них уже заметен переход от классической формы в стиле мастера к более современной.
Вместо церквей и библиотек, предпочитаемых Джеймсом, у Ролта на передний план выходят брошенные горнорудные прииски и прикрытые фабрики как
места действия антикварного ужаса, к примеру, в «Литейном заводе Хоули» (Hawley Bank Foundry) или «Рудник» (The Mine). Заметно также влияние на
Ролта других авторов, как, например в «Cwm Garon», перерабатывающего идею Артура Мэкина «Маленький народ» (Little people). Его эссе «История о
привидениях – некролог» (1956) свидетельствует о Ролте, как тонком знатоке и умном интерпретаторе фантастической литературы по ту сторону от
М. Р. Джеймса и одновременно уверенном стилисте с хорошей техникой повествования, который сам не верил в призраки, но понимал историю о
привидениях (в унисон Джеймсу) как утончённую литературную игру, призванную нагнать страху на читателя, так чтобы мурашки по спине пробежали.
Ролт, может быть в ещё большей степени чем М. Р. Джеймс, был мастером недоговорённостей и предупреждаемого конца. Так кульминация в «Гость
Эшкомба», встреча Эмоса Бингли с привидением, притаившемся в комнате с гербом, передаётся читателю лишь с точки зрения миссис Бингли, в ужасе
подслушивающей под дверью. А в «Радостях музыки» наказание сатаниста происходит уже не в рамках собственно действия, а предвосхищается в
смерти прежнего жителя Тревертена. Картина, на которой заканчивается история, обладает субтильным очарованием ужаса, ставящим в тень даже
некоторые из выдающихся моментов в произведениях М. Р. Джеймса. По мнению Майка Эшли горсть историй о привидениях Ролта принадлежит к
лучшим в своем роде в середине ХХ столетия, намекая на более поздних авторов, таких как Фриц Лейбер и Рэмси Кэмпебелл.
Произведения автора
Сборники
- 1948 – Сон и не более (Sleep No More). – изд. «Constable» (Лондон)
- Рудник (The Mine)
- Возвращение кота (The Cat Returns)
- Финальный удар Босворта (Bosworth Summit Pound)
- Новый район (New Corner)
- Cwm Garon
- Гость Эшкомба (A Visitor Ashcombe)
- Бедственное положение Гарсида (The Garside Fell Disaster)
- Конец мира (World's End)
- Не слышите моих шагов (Hear Not My Steps)
- Агония пламени (Agony of Flame)
- Литейный завод Хоули (Hawley Bank Foundry)
- Радости музыки (Music Hath Charms)
- 1994 – Два рассказа о привидениях Л. Т. К. Ролта (Two Ghost Stories L. T. C. Rolt) / Ред. Кристофер и Барбара Роден (Christopher and Barbara Roden); Рис. Далласа Гоффина (Dallas Goffin). – изд. «BC Enterprises». – 16 с. £5.50. 400 экз. (п) ISBN 1-899562-00-1 – Этот буклет был выпущен для состоявшегося в 1994 года конвента «The Ghost Story Society Convention»
- Кристофер Роден. Предисловие (Introduction by Christopher Roden)
- Крик (The Shouting) – с.1-6
- Дом для мести (The House of Vengeance) – с.7-16
- 1996 – Сон и не более: Двенадцать рассказов о сверхъестественном Л. Т. К. Ролта (Sleep No More: Twelve Stories of the Supernatural L. T. C. Rolt) / Рис. Пол Лау (Paul Lowe). – изд. «Ash-Tree Press» (Канада). – 172 с. £19.00. 400 экз. (п) ISBN 1-899562-09-5
- Кристофер Роден. Предисловие (Introduction by Christopher Roden) – с.1-4
- Рудник (The Mine) – с.5-11
- Возвращение кота (The Cat Returns) – с.12-19
- Финальный удар Босворта (Bosworth Summit Pound) – с.20-29
- Новый район (New Corner) – с.30-42
- Cwm Garon – с.43-63
- Гость Эшкомба (A Visitor Ashcombe) – с.64-72
- Бедственное положение Гарсида (The Garside Fell Disaster) – с.73-81
- Конец мира (World's End) – с.82-85
- Не слышите моих шагов (Hear Not My Steps) – с.86-89
- Агония пламени (Agony of Flame) – с.90-100
- Литейный завод Хоули (Hawley Bank Foundry) – с.101-122
- Радости музыки (Music Hath Charms) – с.123-138
- Крик (The Shouting) – с.139-145
- Дом для мести (The House of Vengeance) – с.146-156
- Уходящие истории о привидениях (The Passing of the Ghost Story): [Эссе] – с.157-166
- Хью Лэмб. Л.Т.К. Ролт и два рассказа о привидениях (L.T.C. Rolt and Two Ghost Stories by Hugh Lamb) – с.167-168
- 1996 – Сон и не более (Sleep No More) / Обложка Джона Аткинсона Гримшоу (John Atkinson Grimshaw). – изд. «Alan Sutton». – 130 с. £4.99 (о) ISBN 0-7509-1157-3
- Сьюзанн Хилл. Предисловие (Introduction by Susan Hill)
- Рудник (The Mine) – с.1-6
- Возвращение кота (The Cat Returns) – с.7-14
- Финальный удар Босворта (Bosworth Summit Pound) – с.15-22
- Новый район (New Corner) – с.23-32
- Cwm Garon – с.33-50
- Гость Эшкомба (A Visitor Ashcombe) – с.51-58
- Бедственное положение Гарсида (The Garside Fell Disaster) – с.59-66
- Конец мира (World's End) – с.67-70
- Не слышите моих шагов (Hear Not My Steps) – с.71-74
- Агония пламени (Agony of Flame) – с.75-82
- Литейный завод Хоули (Hawley Bank Foundry) – с.83-100
- Радости музыки (Music Hath Charms) – с.101-114
- Крик (The Shouting) – с.115-120
- Дом для мести (The House of Vengeance) – с.121-129
Рассказы
- 1939 – Новый район (New Corner) // журнал «Mystery Stories», №20 – с.
- 1942 – Рудник (The Mine) // журнал «Mystery Stories», №25 – с.
- 1975 – Крик (The Shouting) // антология «The Thrill of Horror» / Ред. Хью Лэмб (Hugh Lamb). – изд. «W.H. Allen» (Лондон), 1975 – с.
- 1976 – Дом для мести (The House of Vengeance) // антология «The Taste of Fear» / Ред. Хью Лэмб (Hugh Lamb). – изд. «W.H. Allen» (Лондон), 1976 – с.
Эссе
- 1956 – Уходящие истории о привидениях (The Passing of the Ghost Story) // журнал «The Saturday Book», №16 – с.
© Вячеслав Короп, 2007
|
|
|
|