|
|
|
|
- Дороти Кэмпбелл (Dorothy Campbell) – мать (в девичестве – Стрэйн (Strahern))
- Лора Кэмпбелл – младшая сестра (1917)
- Дона Стюарт (Dona Stuart) – первая жена
- Маргарет Уинтер (Margaret Winter) – вторая жена
Американский писатель-фантаст и издатель научной фантастики №1, отец «золотого века» американской фантастики.
В своей карьере использовал псевдонимы: Дон А. Стюарт (Don A. Stuart), Карл ван Кэмпен (Karl van Campen),
Артур Мак-Кэнн (Arthur McCann).
Родился в г. Ньюарк (штат Нью-Джерси). Его отец, инженер-электрик местного отделения телефонной компании
«Белл», обладал сдержанным и холодным характером, мать же, наоборот, очень нежна и открыта, но с импульсивной
переменчивостью и вздорностью характера. Некоторое влияние на мальчишку возымела сестра-близняшка его матери,
которая недолюбливала маленького Джона и потому он частенько пугался, когда видел как будто свою мать, но в
самом скверном расположении духа. Он всегда испытывал определенные сомнения – кто перед ним, добрая мать или
злая тетка. Так что детство у него оказалось не из легких, но как каждый ребенок он с детства интересовался
литературой, наукой и теорией космических полетов. В подвале отцовского дома он организовал нехитрую
химическую лабораторию, чинил одноклассникам велосипеды, а в доме все электрические приборы.
В 14 лет, после окончания начальной школы, он поступил в престижную закрытую школу для мальчиков. Спустя
четыре года он сдает вступительные экзамены в Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of
Technology), где был очень дружен с молодым профессором математики Норбертом Винером (Norbert Wiener) –
будущим «крестным отцом» информатики. Но из-за провала экзамена по немецкому языку, он был выброшен из
института. Тогда, при помощи финансовой поддержки отца, он в течение года продолжил учебу на физическом
факультете Университета Дьюка (Duke University) в г. Дархэм (штат Северная Каролина), получив в итоге в 1932 году
высшее образование и диплом бакалавра в области ядерной физики. Надо сказать, что Кэмпбелл всю последующую
жизнь интересовался ядерной энергией, написав немало статей на эту тему и издав в 1947 году в Нью-Йорке
научно-популярную книгу «Атомная история» (The Atomic Story). Совсем немного проработав коммивояжером,
продавая газеты, подержанные автомобили, вентиляторы и газовые плиты, и лаборантом в химической компании, в
том же году он полностью переключился на литературную деятельность.
Фантастикой Джон Кэмпбелл увлекся очень рано, а научно-фантастические журналы начал покупать с апреля 1926
года, когда вышел из печати самый первый номер самого первого из них – «Amazing Stories» Хьюго Гернсбека.
Спустя два года начал пробовать писать собственные фантастические произведения, первым из которых был рассказ
«Вторжение из бесконечности» (Invaders from the Infinite). Он отнес его в редакцию журнала «Amazing Stories», но
тогдашний редактор Т. О'Коннор Слоун (T. O’Connor Sloane) утерял рукопись юного автора. И потому, первой
публикацией стал научно-фантастический рассказ «Когда рушатся атомы», опубликованный в журнале «Amazing
Stories» в январе 1930 года, в котором говорится об электронном суперкалькуляторе, будто бы построенном в 1930
году в стенах его родного Массачусетского технологического института. Следует также уточнить, что роман Кэмпбелла
1932 года «Вторжение из бесконечности» никоим образом не относится к его утерянному раннему рассказу.
Карьера писателя начиналась с произведений, подражающих «космическим операм» Э. «Дока» Смита и другим
популярных в то время авторам, в манере которых было написано четыре романа и несколько рассказов, условно
разбитыми на два цикла. Главными действующими лицами первого из них были три героя – Аркот (Arcot), Мори
(Morey) и Уэйд (Wade), а второго – Пентон (Penton) и Блейк (Blake). Эти романы первоначально печатались
исключительно в журналах, а в книжном варианте были переизданы в 1950-1960-е годы. Так, например, книга
«Проходит Черная звезда» (1953) являла собой связку из трех ранних повестей, опубликованных в 1930 году в
журнале «Amazing Stories» – «Привилегированное пиратство», «Соляриты» и «Проходит Черная звезда». А
интересный во всех отношениях роман «Всесильная машина» (1934) о приключениях Аарна Мунро (Aarn Munro) имел
еще три продолжения, но все они были отклонены редактором журнала «Поразительная научная фантастика»
Ф. Орлин Тримейн (F. Orlin Tremaine). Лишь гораздо позднее в авторском сборнике «Невероятная планета» (1949) они
были напечатаны .
Затем Кэмпбелл перешел на более серьезные литературные темы, публикуя свои творения под псевдонимом Дон А.
Стюарт (Don A. Stuart), созданном на основе имени и девичьей фамилии его жены Доны Стюарт (Dona Stuart), с
которой прожил 18 лет – с 1931 по 1949 гг. Под этим именем он создал немало интересных повестей и рассказов, как,
например, рассказ «Сумерки» (1934) или трилогия 1935 года о механизированной эволюции «Машина», «Пришельцы»
и «Мятеж». Публикуя в этот период фантастику под псевдонимом, Кэмпбелл лишь изредка печатал ее под своим
именем, к примеру, пять рассказов о Пентоне (Penton) и Блейке (Blake), публиковавшиеся в 1936-38-гг. в журнале
«Thrilling Wonder Stories» и позднее собранные под единым заголовком «Планетчики» (1966). Еще один свой
псевдоним «Карл Ван Кэмпен» писатель использовал только один раз, когда в декабрьском номере журнала
«Поразительная научная фантастика» за 1934 год уже имелся рассказ Дона А. Стюарта и отрывок из романа Джона
Кэмпбелла.
В 1936 году под собственным именем он опубликовал ежемесячную серию статей о Солнечной системе, а в 1937-38
гг. издал множество других статей, но уже под еще одним своим псевдонимом «Артур Мак-Кэнн». Хотя Джон Кэмпбелл
писал фантастику всего лишь в течение восьми лет – с 1930 по 1938 год, но еще долго после этого выходили его
произведения, написанные в этот период. А его последнее произведение – хрестоматийный и самый известный его
рассказ «Кто там?» (1938), опубликованный в собственном журнале «Поразительная научная
фантастика», рассказывал о том, как в ограниченном пространстве антарктической станции в человека вселилось
хитрое инопланетное чудище.
В сентябре 1937 года Ф. Орлин Тримейн (F. Orlin Tremaine) приглашает его на должность помощника редактора журнала научной фантастики
«Поразительные истории супер-науки» (Astounding Stories of Super-Science).
Но уже через месяц Кэмпбелл становится полновластным редактором этого журнала и с 1938 года дает журналу название
«Поразительная научная фантастика» (Astounding Science Fiction). На этом посту он
оставался до самой своей смерти. Под руководством Кэмпбелла это издание превратилось в настоящий «инкубатор талантов», в котором родились такие
популярные американские авторы, как Клиффорд Саймак (Clifford Simak), Л. Спрэг де Камп (L. Sprague de Camp),
Лестер дель Рей (Lester del Rey), Айзек Азимов (Isaac Asimov), Роберт Хайнлайн (Robert Heinlein),
Теодор Старджон (Theodore Sturgeon), Альфред Ван Вогт (Alfred Van Vogt), Л. Рон Хаббард (L. Ron Hubbard), Джек Уильямсон (Jack
Williamson), а позднее – Фриц Лейбер (Fritz Leiber), Генри Каттнер (Henry Kuttner), Кэтрин Мур (C. L. Moore), Уильям
Тенн (William Tenn), Пол Андерсон (Poul Anderson). Он, к примеру, первый предложил идею знаменитых «Трех законов
робототехники» Айзеку Азимову, подал идеи нескольких рассказов Роберту Хайнлайну.
В 1932 году он первым в фантастике выдвинул идею о суперкомпьютере, в 1934 году в одном из своих романов впервые упомянул о
«гиперпространстве», в другом – о синтетической пище, а в 1945-м в своей редакторской колонке впервые упомянул
слово «ЕТ» (сокр. от extraterrestrial – внеземной).
Джон Кэмпбелл, жестоко потребовав от авторов, вспоминает А. Азимов, непременного сочетания в их
произведениях «настоящей» науки, высоких художественных достоинств и акцента на социальные и человеческие последствия
научно-технического прогресса, он решил для американской научной фантастики исключительной важности задачу,
выявив целую плеяду удивительных талантов, получивших мировое признание. Он был энергичный, деятельный и
имеющий свои идеи редактор. С молодыми авторами он не церемонился, но давал возможность печататься всем, в
ком смог разглядеть хотя бы частичку таланта (как он его сам понимал). Правда, писать давал не обо всем. Была
масса неписаных, но строго очерченных табу. Например, он считал, что в научной фантастике фривольничать с
религией недопустимо – и точка. А то, что считал он сам, было законом. О политических взглядах Кэмпбелла
Азимов дополнил, что он «был слегка правее Чингисхана». Кэмпбелл не верил в равенство людей.
Уроженцы Северной Европы по его мнению были определенно гораздо «равнее других» и перенося свои взгляды на литературу, утверждал, что
человек непременно должен обставить всяких там инопланетян.
В 1939 году Кэмпбелл основывает еще один журнал фантастики – «Неизведанное» (Unknown) – позднее
«Неизведанные миры» (Unknown Worlds), который просуществовал четыре года и в 1943 года закрылся из-за нехватки
бумаги и ограничений военного времени. Это издание должно было расширить тематику публикуемых фантастических
произведений в направлении сказочной «ненаучной» фантастики авторов, которые традиционно публиковали строго
научную фантастику. По легенде, журнал был придуман Кэмпбеллом из-за того, что присланный Эриком Фрэнком
Расселом роман «Барьер зла» по своему жанру никак не мог быть опубликован в «Поразительной научной фантастике»,
но редактор уж очень хотел его публикации. Но возможно, это просто красивая легенда.
Хочется также описать один интересный случай. В ноябре 1948 года он в своем журнале опубликовал эссе одного из
читателей по имени Ричард Э. Оун (Richard A. Hoen), которое содержало в себе детальное описание выпуска
«Поразительной научной фантастики» за ноябрь 1949 года, т.е. ровно через год. Хитрый редактор решил подшутить
над этим читателем и заключил контракты с большинством из писателей, указанных в статье, на написание точно
таких же рассказов с теми же названиями. Так что можно понять состояние Ричарда Э. Оуна, когда в ноябре 1949
года из печати вышел выпуск «Поразительной научной фантастики» с целым сонмом его любимых авторов
(Айзек Азимов, Теодор Старджон, Лестер дель Рей, А. Э. Ван Вогт, Л. Спрэг де Камп и др.),
произведения которых он так «пророчески предсказал».
В то же время Кэмпбелл проявлял большой интерес к различным околонаучным или альтернативным теориям (в
основном телепатия и экстрасенсорики), а в 1949 году заинтересовался новой наукой «дианетикой» (dianetics)
Л. Рона Хаббарда (L. Ron Hubbard), утверждая что он с огромным успехом использует ее методы на практике. Это в
какой-то мере отрицательно повлияло на его журнал. Айзек Азимов писал: «Многие авторы начали использовать
псевдонаучные сюжеты, чтобы гарантировать свои публикации, но лучшие авторы журнала ушли из него, и я в их
числе». И действительно, к 1950 году популярность «Поразительной научной фантастики», до этого более десяти лет
безраздельно властвовавшего в периодической фантастике США, пошатнулась, отчасти из-за основанным
Горацием Голдом (Horace Gold) журналом «Галактика» (Galaxy) и Энтони Бучером (Anthony Boucher)
«Журналом фэнтези и научной фантастики» (The Magazine of Fantasy and Science Fiction). Но хотя многие авторы ушли
от Кэмпбелла в другие издания, журнал Кэмпбелла все время оставался среди лидеров лучших
научно-фантастических изданий, будучи таким и по сей день. Так что нет ничего удивительного в том, что между
1952 и 1964 годами он восемь раз выигрывал премию «Хьюго» в категории «лучшего редактора» и трижды являлся
почетным гостем Всемирных конвентов, что является абсолютным рекордом.
Почти всю свою жизнь он прожил в городке Маунсайд (штат Нью-Джерси) вместе со своей второй женой Маргарет
Уинтер (Margaret Winter), на которой женился в 1950 году и от которой имел троих детей. В этом городке своем доме в
июле 1971 года, сидя перед телевизором, он уснул в кресле и скончался от сердечного приступа. Неожиданная и
нелепая смерть самого известного редактора фантастики сразу же породила волну юбилейных мероприятий,
посвященных Джону Кэмпбеллу. В 1973 году были основаны две премии его имени: «Мемориальная премия Джона
В. Кэмпбелла» (John W. Campbell Memorial Award) и «Премия Джона В. Кэмпбелла» (John W. Campbell Award), годом
позже появилось несколько антологий, посвященных его памяти. В Австралии прошел симпозиум о нем – «Джон В.
Кэмпбелл: Дань Австралии» (John W. Campbell: An Australian Tribute).
До сих пор выходят документальные книги и фильмы о Джоне В. Кэмпбелле и переиздаются его произведения.
Работу нынешних редакторов НФ, как правило, сравнивают именно с ним, а писатели-фантасты с удовольствием
пишут в своих воспоминаниях о работе с этим замечательным и неоднозначным человеком. И закончить хочется
словами Вл. Гакова: «Джон Кэмпбелл – тиран и почти обожествленный учитель-гуру целого поколения в
американской фантастике, вспоминающего теперь те далекие годы кэмпбелловской муштры с ностальгией».
Произведения автора
Награды и звания
- 1953 – премия «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Поразительная научная фантастика»)
- 1955 – премия «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Поразительная научная фантастика»)
- 1956 – премия «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Поразительная научная фантастика»)
- 1957 – премия «Хьюго» в категории «американский профессиональный журнал» («Поразительная научная фантастика»)
- 1959 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Поразительная научная фантастика»)
- 1960 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Поразительная научная фантастика»)
- 1961 – премия «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Поразительная научная фантастика / Аналог»)
- 1962 – премия «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1963 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1964 – премия «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1965 – премия «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1966 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1967 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1968 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1968 – Мемориальная премия Эдварда Э. Смита «Skylark Award»
- 1969 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1970 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1971 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1972 – номинация на премию «Хьюго» в категории «профессиональный журнал» («Аналог»)
- 1977 – номинация на премию журнала «Локус» в категории «лучший авторский сборник» («Лучшее Джона В. Кэмпбелла», 1976)
- 1980 – номинация на премию «Barlog Award» в категории «зал славы НФ кино» за основу к кинокартине «Тварь» (The Thing)
- 1983 – номинация на премию «Barlog Award» в категории «зал славы НФ кино» за основу к кинокартине «Тварь» (The Thing)
- 1996 – занесение в списки «Зала славы научной фантастики» (Science Fiction Hall of Fame)
- 1996 – премия «Ретро-Хьюго» в категории «профессиональный редактор» («Поразительная научная фантастика»)
- 2001 – премия «Ретро-Хьюго» в категории «профессиональный редактор» («Поразительная научная фантастика»)
- 2004 – премия «Ретро-Хьюго» в категории «профессиональный редактор» («Поразительная научная фантастика»)
Отдельные издания
- Лунный ад: [Повести и рассказы]. – М.: АСТ, 2001. – 640 с. – (Классика мировой фантастики). 7 000 экз. (п) ISBN 5-17-005860-8
- Андрей Балабуха. Пророк Золотого века, или Делатель королей: [Предисловие] – с.5-21
- Из мрака ночи
- Из мрака ночи / Пер. Г. Подосокорской – с.25-110
- Пришельцы
- Пришельцы / Пер. К. Плешкова – с.113-131
- Мятеж / Пер. К. Плешкова – с.131-159
- Последняя эволюция / Пер. К. Плешкова – с.160-171
- Машина / Пер. К. Плешкова – с.172-188
- Сумерки / Пер. К. Плешкова – с.188-206
- Похитители мыслей / Пер. И. Хохловой – с.206-228
- Раздвоенный мозг / Пер. И. Хохловой – с.229-259
- Слепота / Пер. К. Плешкова – с.259-278
- Развилка / Пер. И. Хохловой – с.278-296
- Лунный ад
- Лунный ад / Пер. Я. Забелиной – с.299-412
- Нечто
- Нечто / Пер. С. Сенагоновой – с.415-473
- Трансплутон
- Голос из эфира / Пер. И. Хохловой – с.477-505
- Трансплутон / Пер. С. Сенагоновой – с.505-521
- Глубина / Пер. И. Хохловой – с.522-553
- Требуются рецидивисты / Пер. И. Хохловой – с.554-565
- Победитель / Пер. М. Райнер – с.566-577
- Входная плата / Пер. И. Хохловой – с.577-593
- Край света / Пер. И. Хохловой – с.593-601
- Из субвселенной / Пер. М. Райнер – с.602-609
- Одна доисторическая ночь / Пер. М. Райнер – с.610-623
- Космос-индустрии: [Статья] / Пер. К. Плешкова – с.623-629
Дополнение к материалам сборника:
- Повесть «Из мрака ночи» является на самом деле двумя связанными рассказами «Из мрака ночи» (1937) и «Плащ Эсира» (1939);
- Автором рассказа «Голос из эфира» (A Voice from the Ether) в действительности является Л. А. Эшбах (L. A. Eshbach);
- Автором рассказа «Глубина» (Davey Jones' Ambassador) в действительности является Рэймонд З. Галлун (Raymond Z. Gallun);
- Автором рассказа «Из субвселенной» (Out of the Sub-Universe) в действительности является Р. Ф. Старзл (R. F. Starzl);
- Автором рассказа «Одна доисторическая ночь» (One Prehistoric Night) в действительности является Филип Баршовски (Philip Barshofsky);
- Из мрака ночи: [Сборник избранных произведений]. – СПб.: Северо-Запад, 2016. – (Забытая классика). (п)
- Путь чёрной звезды: Роман – с.
- Из мрака ночи: Роман – с.
- Лунный ад: Роман – с.
- Нечто: Роман – с.
- Умирающая Земля
- Сумерки: Рассказ – с.
- Ночь: Рассказ – с.
- Машина
- Машина: Рассказ – с.
- Пришельцы: Рассказ – с.
- Мятеж: Рассказ – с.
- Пентон и Блэйк
- Похитители мыслей с Марса: Рассказ – с.
- Раздвоенный мозг: Рассказ – с.
- Бессмертный: Рассказ – с.
- Десятый мир: Рассказ – с.
- Ментальные пираты: Рассказ – с.
- Уотерсон и Гейл
- Когда проиграл даже атом: Рассказ – с.
- Металлическая орда: Рассказ – с.
Публикации в периодике и сборниках
- Трансплутон: [Глава из романа «Планетчики»; оригинальное название рассказа «Десятый мир»] / Пер. Р. Нудельмана // Через Солнечную сторону. – М.: Мир, 1971 – с.341-366
- «Кто ты?»: Рассказ / Пер. Ю. Зараховича // И грянул гром... – М.: Молодая гвардия, 1976 – с.136-161
- То же: Под названием «Кто идёт?»: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Американская фантастика. Вып.1. – М.: Издательство «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989 – с.3-37
- То же: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Пасынки Вселенной. – Кишинев: Штиинца, 1989 – с.8-23
- То же: Под названием «Кто идёт?»: [Рассказ] // Наша жизнь (Москва), 1990, №6 – с. ; №7 – с. ;№8 – с. ;№9 – с.
- То же: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Обнаженное солнце. – Минск: Университетское, 1990 – с.47-70
- То же: Под названием «Кто идёт?»: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Американская фантастика ХХ века. – М.: Книжный дом, 1990 – с.3-37
- То же: Под названием «Кто идёт»: [Рассказ; Пер. не указан] // Чудовище. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1990 – с.21-52
- То же: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Обнаженное солнце. – Минск: Университетское, 1991 – с.47-70
- То же: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Поединок разумов. – М.: Мегаполис-континент, 1991 – с.51-75
- То же: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Звезды американской фантастики. – Хабаровск: Амур, 1991 – с.27-51
- То же: Под названием «Кто идет?»: [Рассказ] / Пер. Ю. А. Зараховича // Американская фантастика ХХ века. – Черкассы: Орлан, 1992 – с.3-36
- То же: [Рассказ] // Космическая чума. – Кишинёв: Эя, 1993 – с.135-153
- То же: [Рассказ] / Пер. Ю. Зараховича // Контакт. Столкновение. – М.: Аванта+, 2003 – с.9-30
- Забвение: [Рассказ] / Пер. Е. Гладковской // Одинокий Адам. – СПб.: Химия; Санкт-Петербургское отделение, 1992 – с.297-313 – [Под псевдонимом Дон А. Стьюард]
- Венец эволюции: [Рассказ] / Пер. Ю. Семенычева // Оружие-мутант. – М.: Канон, 1995 – с.415-438
- Плащ Эсира: [Повесть] / Пер. Евгения Смирнова // Если, 1999, №7 – с.149-186
- Сумерки: [Рассказ] / Пер. И. Гонтова // Машина времени. – М.: Аванта+, 2003 – с.79-98
- Ночь: [Рассказ] / Пер. А. Лидина // Астра Нова, №1(006). – СПб.: Издательство Литературный мир, 2016 – с.255-269
Публицистика
- Как вы сказали – «человек»?.. / Пер. С. Александровой // Миры, 1995, №1 – с.152-157
Творчество автора
- 1993 – Альберт Бергер. Волшебство, которое работает: Джон В. Кэмпбелл и американский ответ технологиям (The Magic That Works: John W.Campbell and the American Response to Technology by Albert I.Berger). – изд. «Borgo Press». – 232 с. $20.00 (о) ISBN 0-89370-275-7
- Дональд Так (Donald H. Tuck). [Без названия] // сборник «John W. Campbell: An Australian Tribute». – изд. «Ronald E. Graham and John Bangsund», 1974 – с.16-17
- Дональд Так и Джон Бангсанд. Библиография Джона В. Кэмпбелла (A Bibliography of John W. Campbell by Donald H. Tuck and John Bangsund) // сборник «John W. Campbell: An Australian Tribute». – изд. «Ronald E. Graham and John Bangsund», 1974 – с.91-96
- Э. Ф. Блейлер. Джон У. Кэмпбелл-мл. (John W. Campbell, Jr. by E. F. Bleiler) // справочник «Science Fiction Writers» / Ред. Э. Ф. Блейлер (E. F. Bleiler). – изд. «Charles Scribner's Sons», 1982 – с.151-160
- Филип Класс. Памяти Джона У. Кэмпбелла-мл. (John W. Campbell, Jr.: A Memoir by Philip Klass): [Статья] // авторская антология «Голые танцы: Уильям Тенн без купюр. Том 3 (Dancing Naked: The Unexpurgated William Tenn, Volume III). – изд. «NESFA Press», 2004 – с.
- В. Скурлатов. [Предисловие об авторе] // И грянул гром... – М.: Молодая гвардия, 1976 – с.135
- Кэмпбелл-младш. (Campbell Jr.) Джон В(уд) (1910-1971) / Вл. Гаков // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.314-315
- Вл. Гаков. Кэмпбелл-мл. Джон В.: [Краткие сведения о писателе-фантасте] // Фантастика века. – Минск-Москва: Полифакт, 1995 – с.589
- CAMBELL, John Wood Jr. / КЕМПБЕЛЛ Джон Вуд-младший // Библиография фантастики. – М.: Келвори, 1996 – с.71-72
- Вл. Гаков. Соавтор всех авторов: [О Джоне Кэмпбелле] // Если, 1999, №7 – с.187-194
- Арина Викторовна. Новые амазонки: [Рец. на сборник Дж. Кэмпбелла «Лунный ад»] // Челябинская неделя, 2001, 4 октября – с.
- Борис Аникин, Иван Огнев. «Ад» для Кэмпбелла: [О низком качестве подготовки книги Джона Кэмпбелла «Лунный ад»] // Книжное обозрение, 2001, 22 октября – с.20
- Олег Добров. Преодоление ада: [Рец. на сборник Дж. Кэмпбелла «Лунный ад» (М., 2001)] // Если, 2001, №12 – с.288-289
- Андрей Балабуха. Пророк Золотого века, или Делатель королей: [О творчестве Джона Кэмпбелла] // Андрей Балабуха. Наброски к портретам. – СПб.: Группа МИД, 2013 – с.387-399
- Джон Кэмпбелл (1910-1971) // Сергей Неграш. Воздушные замки: Путеводитель по классике зарубежной фантастики. – СПб.: Северо-Запад, 2017 – с.86
- Мария Галина. В нужное время в нужном месте: [Эссе о столпах американской НФ Х. Герсбеке, Дж. Кэмпбелле, А. Азимове и Р, Брэдбери] // Новый мир, 2020, №2 – с.220-225
- Джон Кэмпбелл (1910-1971) // Сергей Неграш. Иные замки: Путеводитель по зарубежной фантастике. – СПб.: Северо-Запад; ООО «Андрей Буровский КиФ», 2021 – с.160-161
Библиография на французском языке
Публикации в периодике и сборниках
- La Machine suprême de John W. Campbell [Самая могучая машина: Отрывок из романа] / Пер. Жана Катлина (Jean Cathelin) // антология «Découvrir la science-fiction». – изд. «Seghers» (Париж), 1975 – с.89-98
© Виталий Карацупа, 2006-2016
|
|
|