Американский писатель и педагог. Считается одним из самых выдающихся литературных деятелей Невады в 20-м веке; вместе со своим учеником Робертом Лаксальтом – другим известным автором этого штата – они были первыми внесены в «Зал славы писателей Невады» в 1988 году.

Родился Уолтер ван Тилберг Кларк в Восточном Орланде (штат Мэн). Вскоре его семья переехала в Нью-Йорк, где его отец, Уолтер Эрнест Кларк, был главой экономического факультета Городского колледжа Нью-Йорка (City College of New York). Когда мальчику исполнилось 8 лет, семья переехала в город Рино (штат Невада). Там его отец являлся президентом Университета Невады (University of Nevada) с 1918 по 1938 год. В 1926 году Уолтер окончил среднюю школу (Reno High School) и поступил в колледж при Университете, где работал его отец. Там в 1930 году он получил степень бакалавра, а годом спустя, защитив диссертацию, первую степень магистра.

Вторая его диссертация, защищенная в Университете штата Вермонт (University of Vermont), была посвящена западному поэту Робинсону Джефферсу, чьи мрачные стихи повлияли на раннее творчество Кларка. В это же время, когда он был аспирантом преподавателя, был опубликован сборник его стихов «Десять женщин в доме Гейла» (Ten Women in Gale's House: And Shorter Poems, 1932). В 1933 году Кларк женился на Барбаре Фрэнсис Морс и переехал в Казеновию (штат Нью-Йорк), где преподавал английский в средней школе. В это же время было положено и начало его писательской карьеры.

Первый опубликованный роман Кларка «Инцидент с ярмом» (изд. «Random House», 1940) на тему преступления и наказания (история о толпе линчевателей, принявшей трех невинных путешественников за угонщиков скота, подозреваемых в убийстве, но после их казни толпа линчевателей обнаруживает, что они убили не тех подозреваемых) был хорошо принят критикой. Его последующие романы «Город дрожащих листьев» (1945) и «След кошки» (1949), а также единственный сборник рассказов «Бдительные боги» и другие истории», куда вошли истории, несколько лет подряд отмечавшиеся Премией О.Генри (O.Henry Prize), были также изданы в издательстве «Random House».

В начале 1950-х Кларк перестал заниматься художественным творчеством, посвятив оставшиеся годы чтению лекций и преподаванию в Университете штата Монтана в Миссуле (University of Montana, 1954-1956) и Университете штата в Сан-Франциско (San Francisco State University, 1955-1962). С 1962 года вернулся в Рино, где работал при университете и редактировал «Журнал Альфреда Дотена» (The Journals of Alfred Doten) до самой своей смерти от рака, случившейся 10 ноября 1971 года в возрасте 62 лет в Вирджиния-Сити (штат Невада).

Единственное фантастическое произведение Кларка – рассказ «Портативный фонограф» (The Portable Phonograph, 1941) – яркое и трагическое изображение выживших после ядерной войны, группы мужчин, собравшихся вокруг костра в пещере. У одного из них, доктора, имелось настоящее сокровище – четыре книги (томик Шекспира, Библия, «Моби Дик» и «Божественная комедия»), а также портативный фонограф и несколько пластинок. Мысли доктора о возрождении цивилизации, которой необходимо будет их культурное наследие, разбиваются о меркантильные помыслы его товарища по несчастью, мечтающего завладеть его «сокровищем» даже путём убийства.

Рассказ многократно переиздавался в США и был переведен на голландский и португальский языки. На русский язык не переводился.

Награды и звания
  • 1941 – Премия О.Генри (O.Henry Prize) за рассказ «Коготь» (Hook)
  • 1942 – Премия О.Генри (O.Henry Prize) за рассказ «Портативный фонограф» (The Portable Phonograph)
  • 1943 – Премия О.Генри (O.Henry Prize) за рассказ «Возвращение Эриела Гудбоди» (The Return of Ariel Goodbody)
  • 1944 – Премия О.Генри (O.Henry Prize) за рассказ «Самец в холмах» (The Buck in the Hills)
  • 1945 – Премия О.Генри (O.Henry Prize) за рассказ «Ветер и зимний снег» (The Wind and the Snow of Winter)

    Романы
  • 1940 – Инцидент с ярмом (The Ox-Bow Incident). – изд. «Random House», 1940. – 312 с. (п)
  • 1945 – Город дрожащих листьев (The City of Trembling Leaves). – изд. «Random House», 1945. – 692 с. (п)
    • То же: Под названием «Тим Хазард» (Tim Hazard). – изд. «William Kimber» (Лондон), 1951. – 320 с. (п)
  • 1949 – След кошки (The Track of the Cat). – изд. «Random House», 1949. – 408 с. (п)
  • Сборники
  • 1950 – «Бдительные боги» и другие истории (The Watchful Gods and Other Stories) / Худ. Ханс Баршель (Hans Barschel). – изд. «Random House», 1950. – 308 с. $2.75 (п +с.о.)
    • Коготь (Hook) – с.3-32
    • Ветер и зимний снег (The Wind and the Snow of Winter) – с.33-50
    • Пороги (The Rapids) – с.54-64
    • Аноним (The Anonymous) – с.67-92
    • Самец в холмах (The Buck in the Hills) – с.95-109
    • Почему ты не смотришь, куда ты идешь? (Why Don't You Look Where You're Going?) – с.113-121
    • Хороший индеец (The Indian Well) – с.125-150
    • Рыба, которая могла закрыть глаза (The Fish Who Could Close His Eyes) – с.151-175
    • Портативный фонограф (The Portable Phonograph) – с.176-188
    • Бдительные боги (The Watchful Gods) – с.191-306
  • Повести и рассказы

  • 1940 – Коготь (Hook) // журнал «Atlantic Monthly», 1940, №166 (август) – с.223-234
  • 1941 – Аноним (The Anonymous) // журнал «Virginia Quarterly Review», 1941, №17 (январь) – с.349-369
  • 1941 – Суд над оружием (Trial at Arms) // газета «Saturday Evening Post», 1941, 25 января (№213) – с.14-15, 38, 40, 42, 44
  • 1941 – Почему ты не смотришь, куда ты идешь? (Why Don't You Look Where You're Going?) // журнал «Accent», 1941, №1 (лето) – с.195
  • 1941 – Портативный фонограф (The Portable Phonograph) // журнал «The Yale Review», 1941, №31 (сентябрь) – с.53-60
    • То же: антология «Best American Short Stories of 1942». – изд. «Houghton-Mifflin, Co.», 1942 – с.
    • То же: антология «O.Henry Memorial Award Prize Stories of 1942». – изд. «Doubleday and Co.», 1942 – с.
    • То же: антология «Yale Review Anthology». – изд. «Yale University Press», 1942 – с.
    • То же: антология «Art of Modern Fiction». – изд. «Rinehart», 1949 – с.
    • То же: авторский сборник «Бдительные боги» и другие истории (The Watchful Gods and Other Stories). – изд. «Random House», 1950 – с.176-188
    • То же: антология «Adventures in Tomorrow». – изд. «Greenberg», 1951 – с.34-40
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1952 – с.33-39
    • То же: антология «Adventures in Tomorrow». – изд. «The Bodley Head», 1953 – с.42-48
    • То же: антология «An Anthology of Famous American Stories». – изд. «Modern Library, Inc.», 1953 – с.1268-1274
    • То же: антология «The Creative Reader». – изд. «Ronald Press Co.», 1954 – с.
    • То же: антология «The Armchair Science Reader». – изд. «Simon & Schuster», 1959 – с.
    • То же: антология «Masters and Masterpieces of the Short Story: Second Series». – изд. «Holt-Dryden Books / Henry Holt», 1960 – с.81-87
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1961 – с.28-34
    • То же: авторский сборник «Бдительные боги» и другие истории (The Watchful Gods and Other Stories). – изд. «Random House», 1961 – с.
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1962 – с.28-34
    • То же: антология «Of Men and Machines». – изд. «E. P. Dutton», 1963 – с.159-168
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1967 – с.28-34
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1968 – с.28-34
    • То же: антология «Adventures in Tomorrow». – изд. «Belmont Books», 1968 – с.19-28
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1970 – с.28-34
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1972 – с.28-34
    • То же: антология «The complex vision; a collection of short stories». – изд. «Harcourt Brace Jovanovich», 1972 – с.234-240
    • То же: авторский сборник «Бдительные боги» и другие истории (The Watchful Gods and Other Stories). – изд. «A Signet Book», 1972 – с.185-190
    • То же: антология «A Collection of Prose and Poetry on the Theme of Tomorrow: Science Fiction and the Future». – изд. «Scholastic», 1973 – с.39-50
    • То же: антология «Speculations». – изд. «Glencoe Press», 1973 – с.
    • То же: антология «Tomorrow and Tomorrow». – изд. «Simon & Schuster», 1973 – с.215-222
    • То же: антология «Tomorrow: Science Fiction and the Future». – изд. «Scholastic»,1973 – с.39-50
    • То же: антология «Tomorrow and Tomorrow». – изд. «Gollancz», 1974 – с.215-222
    • То же: антология «Another Tomorrow». – изд. «Pflaum», 1974 – с.95-101
    • То же: антология «Transformations II». – изд. «Fawcett Crest», 1974 – с.135-143
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1974 – с.28-34
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1976 – с.28-34
    • То же: антология «Timeless Stories for Today and Tomorrow». – изд. «Bantam Books», 1977 – с.28-34
    • То же: антология «The Writer's resource: readings for composition». – изд. «McGraw-Hill», 1988 – с.98-104
    • То же: антология «Fahrenheit 451 and Related Readings». – изд. «McDougal Littell», 1997 – с.
    • То же: антология «Bangs and Whimpers». – изд. «Roxbury Park / Lowell House», 1999 – с.149-156
    • То же: антология «Bangs and Whimpers». – изд. «Roxbury Park / SFBC», 2000 – с.149-156
    • То же: авторский сборник «Бдительные боги» и другие истории (The Watchful Gods and Other Stories). – изд. «University of Nevada Press», 2004 – с.
  • 1941 – Пороги (The Rapids) // журнал «Accent», 1941, №1 (зима) – с.76-81
  • 1941 – Субъективный разговор (Personal Interview) // газета «New Yorker», 1941, 12 декабря (№18) – с.23-26
  • 1942 – Престиж (Prestige) // газета «Saturday Evening Post», 1942, 19 апреля (№213) – с.18-19, 73, 76-81
  • 1942 – Самозванец (The Pretender) // журнал «Atlantic Monthly», 1942, №169 (апрель) – с.482-491
  • 1942 – Письмо к живым (A Letter to the Living) // газета «The Nation», 1942, 13 июня (№154) – с.679-682
  • 1942 – Возвращение Эриела Гудбоди (The Return of Ariel Goodbody) // журнал «The Yale Review», 1942, №32 (декабрь) – с.337-349
  • 1943 – Восхождение и смерть Бар (The Rise and the Passing of Bar) // журнал «Virginia Quarterly Review», 1943, №19 (январь) – с.80-96
  • 1943 – Хороший индеец (The Indian Well) // журнал «Accent», 1943, №3 (весна) – с.131-143
  • 1943 – Самец в холмах (The Buck in the Hills) // журнал «The Rocky Mountain Review», 1943, №7 (весна-лето) – с.1, 7-8
  • 1944 – Ветер и зимний снег (The Wind and the Snow of Winter) // журнал «The Yale Review», 1944, №34 (декабрь) – с.227-240
  • 1946 – Рыба, которая могла закрыть глаза (The Fish Who Could Close His Eyes) // журнал «Tomorrow», 1946, февраль – с.
  • 1949 – Чжуан-цзы и принц Золотого века (Chuangtse and the Prince of the Golden Age) // журнал «Western Review», 1949, №13 (весна) – с.87-97
  • 1950 – Бдительные боги (The Watchful Gods) // авторский сборник «Бдительные боги» и другие истории (The Watchful Gods and Other Stories). – изд. «Random House», 1950 – с.191-306
  • 1952 – Зловещая пустыня в Неваде (Nevada's Fateful Desert) // журнал «Holiday», 1952, №22 (ноябрь) – с.76-77

    Публицистика

  • 1949 – Призрак предчувствия (The Ghost of an Apprehension) // журнал «Pacific spectator», 1949, №3 (лето) – с.254-263 – [Статья является критической оценкой собственного рассказа «Портативный фонограф»]
    • То же: антология «The Creative Reader». – изд. «Rinehart and Col», 1954 – с.
    • То же: антология «Speculations». – изд. «Glencoe Press», 1973 – с.

    Поэзия

  • 1930 – Рождество приходит в Хьялсен (Christmas Comes to Hjalsen): [Поэма]. – изд. «Reno Printing Co.», 1930. – 20 с. (о)
  • 1932 – Десять женщин в доме Гейла (Ten Women in Gale's House and Shorter Poems). – изд. «Christopher Publishing House», 1932. – 72 с. (о)
  • 1932 – Рассвет, долина Уошу (Dawn, Washoe Valley)
  • 1932 – Глубокие сумерки (Big Dusk)
  • 1932 – Пирамидное озеро (Pyramid Lake) // журнал «Troubadour», 1932, №4 – с.4-5
  • 1933 – Сородичи: мощь осенней поры (Kindred: Strength of Autumn End) // журнал «Poetry Magazine», 1933, №43 (ноябрь) – с.70
  • 1933 – О сломленном братстве (Of the Broken Brotherhood) // журнал «Poetry Magazine», 1933, №43 (ноябрь) – с.71
  • 1934 – Другу в новой обуви (To a Friend with New Shoes)
  • 1934 – Любовь как у ястребов (Love as of Hawks) // журнал «Poetry Magazine», 1934, №44 (сентябрь) – с.311
  • 1934 – Странная охота (Strange hunting): [Поэма]. – изд. «University of Nevada», 1934. – 16 с. (о)

    Фильмография и экранизации

  • 1943 – Инцидент с ярмом (The Ox-Bow Incident) – по одноименному роману
  • 1954 – След кошки (Track of the Cat) – по одноименному роману
  • 1977 – Портативный фонограф (The Portable Phonograph) – короткометражный фильм по одноименному рассказу

© Виталий Карацупа, 2021

НАВЕРХ