Роман Николая Трублаини «Глубинный путь» (Глибинний шлях, 1941) начинается с того, что в редакцию научно-популярного
журнала «Звезда» приходит письмо от двенадцатилетнего школьника, восьмиклассника Тараса Чутя, который предлагает оригинальную идею подземного
туннеля, соединяющего Москву и Владивосток. Самым фантастическим в этом проекте был способ соединения двух городов отстоящих друг от друга на
8 000 километров. Тарас Чуть предлагал прорыть в толще земли идеально прямую хорду к ее поверхности, что позволит железнодорожному составу
следуя законам гравитации первую половину пути мчаться под уклон с нарастающей скоростью, а вторую половину подниматься вверх. Но этого бы
по мнению паренька хватило для движения состава от пункта А до пункта Б. Это письмо бы так и затерялось в редакции, если бы на одной из вечеринок
о нем не упомянул редактор издания, а профессор Довгалюк не заинтересовался бы им. Так идея школьника из гипотетического проекта начала
воплощаться в жизнь. Правда, ученые, просчитав идею с инженерной точки зрения, несколько изменили ее: решено было проложить туннель не по
идеально ровной хорде (тогда бы в своей максимальной точке он проходил на глубине полторы тысячи километров), а по искривленной, максимальная
точка которого лежала на глубине всего полтора километра.
Далее события в романе представляют собой сплав переложения идеи в реальность, любовного вкрапления одного из главных инженера этой
величественной стройки к девушке Лиде, а также обязательного к «фантастике ближнего прицела» наличия шпиона некой капиталистической страны.
Но, в конце концов, диверсант был разоблачен, туннель построен и по нему со скоростью в 1300 км/час уже понеслись первые поезда. А в ближайших
планах советского правительства – постройка еще трех таких туннелей, которые соединят три континента.
© Виталий Карацупа, 2004