• То же: Под названием «Cor serpentis (Сердце Змеи)»
  • То же: Главы из повести под названием «Встреча в космосе»
  • То же: Отпывок из повести под названием «Хирург-автомат»

В 1959 году Иван Ефремов написал повесть «Сердце Змеи», которая считается дополнением к его роману «Туманность Андромеды», хотя вопрос это довольно спорный. Как бы там ни было, но автор считал, что он в этой повести исправил ошибку, допущенную в романе. В «Туманности Андромеды» говорится о множестве населенных миров и о Великом Кольце их соединяющем, но нет даже упоминания о первом контакте человечества с представителями инопланетной цивилизации. Т.е. описанный в повести «Сердце змеи» первый контакт является прологом к будущему приглашению человечества в Великое Кольцо населенный миров.

Но более вероятно то, что Ефремов написал эту повесть в противовес образцам западной фантастики, где описывается первый контакт людей с жителями иных миров исключительно с точки зрения полного недоверия друг к другу. И в качестве примера писатель взял известную повесть американского фантаста Мюррея Лейнстера «Первый контакт» (1945), в которой встреча двух чужих космических кораблей стала почти что неразрешимой проблемой для их экипажей. Как и земной капитан корабля, капитан инопланетного судна также с недоверием и высокой подозрительностью отнесся к этой нежданной встрече в черноте космического пространства. Каждый их них думал о том, что может ненароком привести на свою родину угрозу, если визави проследит их путь домой. И потому довольно продолжительное время корабли застыли друг против друга, пытаясь разрешить эту дилемму. И только бравый капитан-землянин придумал решение. Экипажи поменялись кораблями и разошлись в разные стороны. Каждый из них прибудет на свою родину на технологической новинке, что даст понять о степени развитости иной цивилизации и её отношению к агрессии.

Ефремов же представил другой вариант развития первого контакта, дав подробные разъяснения о принципиальной невозможности агрессивного отношения на определенной стадии развития цивилизации.

«Теллур» – первый пульсационный звездолет Земли, передвигающийся в пространстве с помощью «ноль-пространства» (т.е. перемещение материального тела из исходной точки в рассчитанную с очень огромной скоростью, близкой к световой). Он действовал по принципу сжатия времени, был в тысячи раз быстрее ядерно-ракетных и анамезонных звездолетов, а его задачей являлось исследование далеких уголков вселенной. Во время таких пульсаций неуправляемый корабль двигался со скоростью, превышающей световую, а экипаж из семи человек в это время спал внутри мощного магнитного поля в защищенных капсулах. В перерыве между такими пульсациями «просыпались» несколько человек и рассчитывали новую точку в пространстве для следующего этапа путешествия. Скорость получалась колоссальная, но для экипажа корабельной время было гораздо меньше, чем земное – почти семьсот лет.

И вот в середине длинного созвездия в районе звезды Кор Серпентис, или, как его называли древние арабские астрономы, Унук аль Хай – Сердце Змеи, по соседству с «эпсилон Змеи» они неожиданно встречают неземной звездолет. Два корабля поначалу пронеслись мимо друг друга на огромной скорости, зная о близком соседстве только по мигающему значку на табло. Им было необходимо несколько дней, чтобы скорректировать курс, вернуться и остановиться друг напротив друга.

Дальнейшие события в повести во всех подробностях показывают предпринятые экипажами двух кораблей к встрече. Для землян стал тяжелым ударом тот факт, что представители иной цивилизации, так похожей на нас с вами, были жителями мира, основным элементом которого был не кислород, а фтор, что полностью исключило какой-бы то ни было материальный контакт. Атмосферы двух миров были агрессивны по отношению друг к другу, и для этого были сооружены передаточные переходы от каждого из кораблей с прозрачными перегородками для возможного общения. Эти длинные «рукава» были выдвинуты в космическое пространства, приблизившись друг к другу на минимально-безопасное расстояние.

В атмосфере полной доброжелательности и доверия несколько дней провели экипажи обоих кораблей для постепенного налаживания примитивного общения. И еще некоторое время для передачи друг другу больших массивов визуальной информации. Но из-за невозможности прямого контакта, экипажам пришлось завершить эту необычную встречу, и каждый звездолет отправился по своим маршрутам.


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ