|
|
Wray, Fay
Рэй Фэй (15 сентября 1907 – 8 августа 2004) |
|
|
|
|
|
Неофициальная страница актрисы
Американская актриса, ставшая известной благодаря классическому первому фильму «Кинг Конг» (1933). Полное имя
– Вина Фэй Рэй (Vina Fay Wray). Родилась в Канаде на ферме около г. Кардстон (провинция Альберта) в многодетной
семье (она имела еще пять братьев и одну сестру) Джерри Рэя (Jerry Wray) и его жены Вины Рэй (Vina Wray). Когда
ей было три года, нуждающаяся в средствах семья перебирается в Аризону, а затем – в небольшой шахтерский
поселок в штат Юта. Там она провела все свое детство, там она пережила развод родителей в 1919 году и смерть
своей старшей сестры во время эпидемии гриппа. В возрасте 14 лет мать с детьми решает переехать в Калифорнию,
вследствие чего юная Фэй Рэй попала в Лос-Анджелес – город богачей, кинематографа и больших возможностей.
В кино шестнадцатилетняя Фэй дебютировала в немой картине «Бензиновая любовь» (1923). После окончания в
Голливуде средней школы, она в течение последующих пяти лет снялась (преимущественно в эпизодических ролях)
в двух с половиной десятках немых картин, а после
дилогии «Свадебный марш» (1928) и «Медовый месяц» (1928) за ней закрепилось амплуа девушки, попавшей в беду.
«Свадебный марш», сюжет которого построен на любви без будущего девушки из буржуазной семьи и наследного
австрийского принца, изменил ее жизнь, она начала много сниматься, в кино пришел звук и цвет. Ее можно было
увидеть в фильмах из жизни Дикого Запада, в сентиментальных лентах и мелодрамах, а также нескольких фильмов
ужасов – «Доктор Х» (1932), «Очень опасная игра» (1932), «Тайна музея восковых фигур» (1933), «Летучая мышь – вампир» (1933) и «Ясновидец» (1934).
Но ее звездный час настал в 1933 году, когда однажды ее вызвали на студию для встречи с
продюсером Мерионом Купером (Merion Cooper). Он рассказал Фэй, что хочет снять ее вместе с самым громадным и
страшным героем Голливуда. «Я почему-то решила, что речь идет о Кларке Гейбле…» – вспоминала потом актриса.
Продюсер расхохотался, а затем показал ей эскизы сцены на небоскребе. Фэй увидела себя рядом с Кинг Конгом. В
этой версии старого сюжета на тему «Красавица и чудовище» ей досталась роль блондинки Энн Дарроу, которую
гигантская обезьяна сделала своей пленницей и затащила на самый верх небоскреба «Эмпайр стейт билдинг»,
построенного в Нью-Йорке в 1931 году. Тем более что, возможно, никто в истории кино еще не кричал так драматично,
как Фэй Рэй. Она стала первой «Королевой крика» в звуковом кинематографе. Фильм имел феноменальный успех и
стал классикой Голливуда. И хотя актриса в общей сложности сыграла в 96 картинах, ее запомнили именно благодаря
«Кинг Конгу» и ее роль, за которую она получила 10 тысяч долларов, где белокурая красавица (кстати, Рэй пришлось
сниматься в парике) «убивает» животное в теле обезьяны Кинг Конга.
После этого фильма ее карьера, как ни странно, покатилась вниз. Ее приглашали преимущественно во второсортные
картины, хотя за несколько лет до «Кинг Конга» ей пророчили блестящее будущее. В 1926 году Западная ассоциация
рекламодателей кинематографа (Western Association of Motion Picture) избрали ее в числе 13 юных претендентов,
наряду с Джанет Гейнор (Janet Gaynor) и Мэри Астор (Mary Astor), которые являлись наиболее вероятными будущими
кинозвездами. В 1928 году она выходит замуж за сценариста Джона Саундерса (John Saundrs), с которым она
работала в картине «Удар молнии» (1929), но этот 11-летний брак оказался несчастливым, и в 1942-м она вновь идет
под венец (вновь со сценаристом) и решает закончить свою кинематографическую карьеру. В 1944 году по ее
сценарию делают фильм «Это – жизнь» и она уходит из Голливуда. Однако в 1953-м, в то время когда сильно болел
муж и обозначилась нужда в деньгах, она появляется в фильме «Сокровище Золотого Кондора» и в течение пяти лет
снялась в десятках вполне зрелых картин, а затем вплоть до 1965 продолжала работать на телевидении, снимаясь в
многочисленных телесериалах в ролях матерей подростков. В этот период – в 1955 году – умирает ее второй муж
Роберт Рискин (Robert Riskin), с которым она прожила 13 чудесных лет. Интересно, что самым счастливым и долгим
ее браком оказался третий. 63-летняя актриса в 1970 году выходит замуж за нейрохирурга доктора Сэнфорда
Розенберга (Sanford Rothenberg), который долгое время являлся лечащим врачом Роберта Рискина в продолжение
его долгой и трудной болезни. И судьба отвела Рэй и еще 21 год счастливой супружеской жизни, до 1991 года, когда
умирает ее супруг. В последние десятилетия Рэй писала пьесы и драмы, которые ставились на сценах региональных
театров («The Meadowlark» и др.).
В итоге эта невысокая женщина (ее рост 160 см) пережила всех своих троих мужей, всегда оставалась живой,
энергичной и скончалась от старости в своем доме в Манхэттене (Нью-Йорк) на 97-м году жизни. Была похоронена в
Санта-Монике на кладбище «Hollywood Forever Cemetery». Одним из рецептов своего долголетия Рэй считала, что
почти не ела мяса, никогда не ужинала поздно вечером и всегда вставала еще до восхода солнца. Несмотря на то,
что именно «Кинг Конг» сделал актрису известной и сделал возможным заиметь собственную «Звезда на аллее славы
в Голливуде», Фэй Рэй всегда считала своей звездной и самой любимой ролью работу в фильме «Свадебный марш»
(1928). А в своей автобиографии «С другой стороны» (On the Other Hand) актриса писала, что «ее настоящая жизнь
была гораздо интересней и насыщенней, чему у героев, которых она играла».
10 августа 2004 года, спустя 2 дня после ее смерти, в Нью-Йорке световая иллюминация на некогда самом высоком
небоскребе мира «Эмпайр стейт билдинг» (Empire State Building), где произошла кульминационная сцена фильма
«Кинг Конг» (1933), была погашена на пятнадцать минут в память об актрисе Фэй Рэй.
Фильмография
- 1923 – Бензиновая любовь (Gasoline Love)
- 1925 – Прибрежный патруль (The Coast Patrol)
- 1925 – Самоуверенный Майк (Sure-Mike)
- 1925 – Что за глупая цена ((What Price Goofy)
- 1925 – Разве жизнь не ужасна? (Isn't Life Terrible?)
- 1925 – Преследование преследователя (Chasing the Chaser)
- 1925 – Мадам Сэнс Джейн (Madame Sans Jane)
- 1925 – Недружелюбные враги (Unfriendly Enemies)
- 1925 – Твой собственный задний дворик (Your Own Back Yard)
- 1925 – Лунный свет и обоняние (Moonlight and Noses)
- 1925 – Моряки обязаны жениться? (Should Sailors Marry?)
- 1925 – Громоподобные владельцы (Thundering Landlords)
- 1925 – Нет отца, чтобы ее вести (No Father to Guide Him)
- 1926 – Некое дикое время (One Wild Time)
- 1926 – Дон Кей (Сын Бурро) (Don Key (A Son of Burro))
- 1926 – Человек в седле (The Man in the Saddle)
- 1926 – Не стрелять (Don't Shoot)
- 1926 – Родео «Дикий конь» (The Wild Horse Stampede)
- 1926 – Бродяга в седле (The Saddle Tramp)
- 1926 – Шоу Коупанчера (The Show Cowpuncher)
- 1926 – Ленивая молния (Lazy Lightning)
- 1927 – Счастливчик Локо (Loco Luck)
- 1927 – Одиночная игра (A One Man Game)
- 1927 – Шпоры и седла (Spurs and Saddles)
- 1928 – Легион приговоренных (The Legion of the Condemned)
- 1928 – Улица греха (Street of Sin)
- 1928 – Первый поцелуй (The First Kiss)
- 1928 – Свадебный марш (The Wedding March)
- 1928 – Медовый месяц (The Honeymoon)
- 1929 – Удар молнии (Thunderbolt)
- 1929 – Эти четыре пера (The Four Feathers)
- 1929 – Кончики шпор (Pointed Heels)
- 1930 – Смыв косметику (Behind the Make-Up)
- 1930 – Армейский парад (Paramount on Parade)
- 1930 – Техасец (The Texan)
- 1930 – Легион на границе (The Border Legion)
- 1930 – (Морской бог (The Sea God)
- 1930 – Капитан Гром (Captain Thunder)
- 1931 – Побеждающая орда (The Conquering Horde)
- 1931 – Три жулика (Three Rogues)
- То же: Под названием «Да, не джентльмен» (Not Exactly Gentlemen)
- 1931 – Дирижабль (Dirigible)
- 1931 – Кончики пальцев (The Finger Points)
- 1931 – Тайна адвоката (The Lawyer's Secret)
- 1931 – Запущенный сад (The Unholy Garden)
- 1932 – Безбилетный пассажир (Stowaway)
- 1932 – Доктор Х (Doctor X)
- 1932 – Очень опасная игра (The Most Dangerous Game)
- То же: Под названием «Собаки Зароффа» (The Hounds of Zaroff) – Великобритания
- 1933 – Летучая мышь – вампир (The Vampire Bat)
- 1933 – Тайна музея восковых фигур (Mystery of the Wax Museum)
- То же: Под названием «Музей восковых фигур» (Wax Museum)
- 1933 – Кин Конг (King Kong)
- То же: Под названием «Восьмое чудо» (The Eighth Wonder)
- То же: Под названием «Восьмое чудо света» (The Eighth Wonder of the World)
- 1933 – На дне моря (Below the Sea)
- 1933 – Профессия Энн Карвер (Ann Carver's Profession)
- 1933 – Женщи на под палантином (The Woman I Stole)
- 1933 – Шанхайское безумие (Shanghai Madness)
- 1933 – Большой мозг (The Big Brain)
- То же: Под названием «Враги общества» (Enemies of Society)
- 1933 – В одно воскресенье в полдень (One Sunday Afternoon)
- 1933 – Притон (The Bowery)
- 1933 – Повелитель людей (Master of Men)
- 1934 – Шпионка (Madame Spy)
- 1934 – Графиня Монте-Кристо (The Countess of Monte Cristo)
- 1934 – Однажды каждой женщине… (Once to Every Woman)
- 1934 – Вива Вилла! (Viva Villa!)
- 1934 – Дела Челлини (The Affairs of Cellini)
- То же: Под названием «Головешка» (The Firebrand)
- 1934 – Черная Луна (Black Moon)
- 1934 – Самая богатая девушка в мире (The Richest Girl in the World)
- 1934 – Обманутые мошенники (Cheating Cheaters)
- 1934 – Женщина во тьме (Woman in the Dark)
- То же: Под названием «Женщина в тени» (Woman in the Shadows)
- 1934 – Ясновидец (The Clairvoyant)
- То же: Под названием «Злобное мнение» (The Evil Mind)
- 1935 – Заводы богов (Mills of the Gods)
- 1935 – Бульдог Джека (Bulldog Jack)
- То же: Под названием «Бульдог по кличке «Драммонд» (Alias Bulldog Drummond)
- 1935 – Безобидная ложь (White Lies)
- 1935 – Выходи из кладовой (Come Out of the Pantry)
- 1936 – Когда рыцари были храбры (When Knights Were Bold)
- 1936 – Леди-бродяга (Roaming Lady)
- 1936 – Они встретились в такси (They Met in a Taxi)
- 1937 – Это случилось в Голливуде (It Happened in Hollywood)
- 1937 – Убийство в деревне Гринвич (Murder in Greenwich Village)
- То же: Под названием «Дама Парк-авеню» (Park Avenue Dame)
- То же: Под названием «Девушка Парк-авеню» (Park Avenue Girl)
- 1938 – Тайна судей (The Jury's Secret)
- 1939 – Прекрасное шпионское кольцо (Smashing the Spy Ring)
- 1939 – Морские тайны (Navy Secrets)
- 1940 – Автобус не по расписанию (Wildcat Bus)
- 1941 – Было у Адама четыре сына (Adam Had Four Sons)
- То же: Под названием «Наследство» (Legacy)
- 1941 – Мелодия на троих (Melody for Three)
- 1942 – Леди – не человек (Not a Ladies' Man)
- 1944 – Это – жизнь (This Is the Life) – автор сценария
- 1953 – Сокровище Золотого Кондора (Treasure of the Golden Condor)
- 1953 – Маленькая городская девочка (Small Town Girl)
- 1953-55 – Гордость семьи (The Pride of the Family) – актриса в телесериале
- 1953 – Это твоя жизнь (This Is Your Life) – актриса в телесериале в эпизоде «Пэт О'Брайен» (Pat O'Brien)
- 1953 – Кавалькада Америки (Cavalcade of America) – актриса в телесериале в эпизоде «Первая национальная неделимость» (One Nation Indivisable)
- 1955 – Паутина (The Cobweb)
- 1955 – Королева Би (Queen Bee)
- 1955 – Ад в заливе Фриско (Hell on Frisco Bay)
- 1955-56 – Студия 57 (Studio 57) – актриса в телесериале в эпизодах «Мой сын ушел» (My Son Is Gone, 1955) и «Уходит смех» (Exit Laughing, 1956)
- 1955-57 – Джейн Уимен представляет театр у домашнего очага (Jane Wyman Presents The Fireside Theatre) – актриса в телесериале в эпизодах «Осенние каникулы» (Holiday in Autumn, 1955) и «Гордость убийцы» (Killer's Pride, 1957)
- 1956 – Рок, симпатичный ребенок (Rock, Pretty Baby)
- 1956 – Театр кинорежиссера (Screen Directors Playhouse) – актриса в телесериале в эпизоде «Каждое воскресенье» (It's Always Sunday)
- 1956 – Час «20-й век Фокс» (The 20th Century-Fox Hour) – актриса в телесериале в эпизоде «Во времена подобно этому» (In Times Like These)
- 1957 – Преступление во вспышке гнева (Crime of Passion)
- 1957 – Тамми и холостяк (Tammy and the Bachelor)
- То же: Под названием «Тамми» (Tammy) – Великобритания
- То же: Под названием «Бунтарский век» (The Reckless Age) – Великобритания
- 1957-61 – Генеральный электрический театр (General Electric Theater) – актриса в телесериале в эпизодах «Железный конь» (The Iron Horse, 1957) и «Деньги и министр» (Money and the Minister, 1961)
- 1958 – Летняя любовь (Summer Love)
- 1958 – Бунт (Dragstrip Riot)
- 1958 – Телевизионный театр Крафта (Kraft Television Theatre) – актриса в телесериале в эпизоде «Эдди» (Eddie)
- 1958-59 – Альфред Хичкок представляет (Alfred Hitchcock Presents) – актриса в телесериале в эпизодах «Падение в бассейне» (A Dip in the Pool, 1958) и «Утро после» (The Morning After, 1959)
- 1958-65 – Перри Мейсон (Perry Mason) – актриса в телесериале в эпизодах «Дело о щедром родителе» (The Case of the Prodigal Parent, 1958), «Дело о мокром свидетеле» (The Case of the Watery Witness, 1959) и «Дело о смертельном амулете» (The Case of the Fatal Fetish, 1965)
- 1959 – Шоу Дэвида Нивена (The David Niven Show) – актриса в телесериале в эпизоде «Обещание» (The Promise)
- 1960 – 77 полюс заката (77 Sunset Strip) – актриса в телесериале в эпизоде «Кто убил кока Робина?» (Who Killed Cock Robin?)
- 1960 – Гавайский глаз (Hawaiian Eye) – актриса в телесериале в эпизоде «Наследство Артура Гудвина» (The Bequest of Arthur Goodwin)
- 1960 – Островитяне (The Islanders) – актриса в телесериале в эпизоде «Полет из ужаса» (Flight from Terror)
- 1962 – Железнодорожный вагон» (Wagon Train) – актриса в телесериале в эпизоде «История Коула Кроуфорда» (The Cole Crawford Story)
- 1964 – Одиннадцатый час (The Eleventh Hour) – актриса в телесериале в эпизоде «Вы настолько сильны, почему же не можете быть прекрасны?» (You're So Smart, Why Can't You Be Good?)
- 1980 – Труба Гидеона (Gideon's Trumpet) – актриса в телефильме
Награды и звания
- 1975 – специальная премия от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов
- 1989 – премия женщинам в кино «Кристалл» (Crystal Award)
- 19.. – Звезда на аллее славы в Голливуде
- 2003 – премия «Легенда в кино» (Legend in Film Award), вручаемая на Международном кинофестивале в Палм-Бич (США)
Литература
- Фэй Рэй. С другой стороны: История жизни» (Fay Wray. On the Other Hand: A Life Story). – Нью-Йорк, изд. «St. Martin's Press», 1989. – 270 с. (о) ISBN 0-312-02265-4
- То же: Лондон, изд. «Weidenfeld & Nicolson», 1990
© Виталий Карацупа, 2004
|
|
|
|