- То же: Под названием «Сокровища Черного моря»
Роман Александра Студитского «Сокровище Черного моря» (1956) посвящен ученым-биологам, которые, выполняя поручение партии и правительства, разработали методику добычи полезных и таких необходимых для страны металлов из… водорослей! Речь идет о селекции растений, концентрирующих различные химические элементы из окружающей среды. Лаборатория профессора Евгения Николаевича Смолина из Института биогеохимии, добившегося огромных успехов в разведении таких растений, поглощающих из почвы, воды и воздуха запланированный учеными элемент (титан, селен, литий, рубидий и другие, даже радий), который годами накапливается в тканях и который затем возможно добывать в промышленных масштабах.
Лаборатория эта пока что еще экспериментальная, его метод не принят Академией наук. И естественно, что методу Смолина противостоят другие методики заслуженных ученых, и одним из основных его конкурентов был профессор Калашник, буквально разгромивший идею Смолина на первом съезде биогеохимиков. Но в дальнейшем, именно профессор Калашник станет самым главным помощником в порученной Смолину важной государственной задаче.
А началось все с того, что после съезда, профессора вызывал к себе директор института, обрисовал в общих чертах цель новой работы и вручил Евгению Николаевичу странный предмет, похожий на сухую, корявую ветку какого-то растения. Это был засохший образец багрянки – багряной водоросли, имеющей красную окраску и распространенной главным образом в воде морей и океанов. Этот экземпляр был обнаружен в Черном море в пробе грунта Карадагской бухты на глубине пятисот метров, но примечателен он был, главным образом, тем, что содержал в себе… золото!
Получается, что это растение – концентратор благородного металла. И теперь Смолину с сотрудниками предстояло, оставив другие темы, немедленно взяться за эту проблему. Их ареалом работы стало не только Черное море, но и Баренцеве, где впоследствии был построен целый комплекс по производству таких растений-концентраторов, а к комплексу еще и создана новаторская электростанция, снабжающая его с помощью энергии приливов. Это стало дело государственной важности. Да к тому же разработка биологического метода извлечения золота из морской воды с помощью этого необычного организма-концентратора, привлекло к себе и нежелательное внимание иностранных разведок.
Финал романа оптимистичен – метод был не только разработан, но и поставлен в промышленных масштабах, хотя на пути к этой цели от рук подлых шпионов погиб один из сотрудников Смолина, другой был похищен. Взламывались сейфы с документацией, уничтожались найденные образцы, в общем, шла хитроумная игра зарубежной разведки с целью овладения секретом метода советского ученого. Но самое забавное, что эта «золотая ветвь», оказывается, была не эндемичным представителем крымского побережья. Ее завез в конце XIX века русский путешественник Федор Радецкий из далеких теплых морей, о чем Смолин узнал из выпущенной в Санкт-Петербурге в 1864 году книги «Дневник путешествия по островам Тихого океана Федора Радецкого». У Радецкого была и собственная лаборатория около Севастополя, где он занимался минералогией и химией. Он то и стал, по сути, создателем секретной колонии золотоносных водорослей в Черном море. Его сын продолжил дело отца, который, женившись на богатой женщине, также занимался научными изысканиями, собирая со дня моря минералы под Карадагом.
И почти сто лет он сам, а теперь уже и престарелый внук Федор Павлович Радецкий, хранили открытую еще в прошлом веке тайну добычи золота из водоросли-багрянки. И то, что у них хранилось достаточное большое количество добытого золота, отлитое в слитках и хранящееся в тайнике. Итог закономерен. Судьбе было угодно, чтобы именно здесь, в этой сокровищнице и был найден мертвым потомок рода Радецких, умерший на грудах золотых брусков.