Герой рассказа Георгия Мартынова «Совсем рядом» (1973) сорокапятилетний мужчина по имени Иван Степанович случайно знакомится с автором в кафе Ленинградского дома писателей и, спасаясь от внезапного дождя, приглашает того к себе. А затем рассказывает удивительную историю, произошедшую с ним – тогда еще семнадцатилетним юношей – в Коктебеле летом 1941 года в самом начале войны. Отправляясь в эвакуацию его семья подготовила вещи, документы и все необходимое и в последний вечер он отправился на берег попрощаться с любимым морем. И там, сидя на гальке, около неожиданно появляется незнакомый мужчина в новеньком костюме, галстуке и начищенных ботинках, который совершенно не был похож на отдыхающего. Незнакомец первым завязал разговор и объяснил, что является пришельцем из параллельного мира, в основном неотличимым от этой Земли, но с одной лишь разницей – время у них течет в обратную сторону. И веря и не веря словам этого человека, путаясь в хронологии событий двух миров, Иван в итоге соглашается на приглашение незнакомца на два часа посетить его мир.

Там он оказывается в комнате с несколькими тамошними учеными, рассказывает о себе, ему быстренько показывают их достопримечательности, а также, в доказательство разности течения времени, газету «Московская правда» от... 3 июля 1969 года! И эту газету парень перед возвращением назад попросту украл, хотя этого совсем не стоило делать. Но самое главное, что эта газета появилась у них после первого пробного посещение нашего мира, где пионер-путешественник попросту подобрал её на том же пляже, но двадцать восемь лет назад. И поэтому, эта газета, будучи все эти годы закопанная в Коктебеле с вещами, которые прятали от немцев, должны быть возвращена в иной мир, иначе изменится действительность. И автор, от лица которого ведется повествование, помог вернуть злосчастную газету из будущего на то же самое место, где её обязательно найдет путешественник во времени.

А потенциальных читателей этого произведения хочется предупредить, что рассказ насыщен тонкостями временных парадоксов, что в какой-то степени запутывает восприятие возможности такого рода путешествий во времени.

P.S. В самом начале рассказа можно обратить внимание на такой отрывок: «В кафе Ленинградского дома писателей сидела группа фантастов. Нас было четверо. Разумеется, разговор очень быстро перешел на фантастические темы... Темой разговора служила статья, недавно появившаяся в одном из журналов. Автор, известный ученый и писатель, доказывал в ней, что разумные обитатели иных миров не могут резко отличаться внешностью от людей Земли. Я защищал мнение автора, трое других возражали, и в том, что несогласных оказалось большинство, не было ничего удивительного. Писатели-фантасты не любят подобных теорий».

С большой долей вероятности смею утверждать, что речь идет о статье Ивана Ефремова «Космос и палеонтология», опубликованная в газете «Литературная Россия», 8 марта 1968 года, где автор как раз и отвечает на поставленный самим же вопрос: «Каковы вообще могут быть жизненные формы не только на планетах отдаленных звезд, но и на соседях Земли по Солнечной системе? Не окажутся ли эти формы настолько непохожими на наши, земные, что, даже если они будут разумны, мы никогда не найдем их и тем более не поймем друг друга?».

Как пример, используя примеры земных жизненных форм как низшего, так и высшего порядка, в итоге И. А. Ефремов делает заключение, что «...это явление социальное, а вовсе не обязанное биологическим особенностям строения человека. Коммуникации с разумным существом любой планеты, прошедшим неизбежный путь исторического развития и получившим мозг, построенным по тем же самым законам для решения аналогичных проблем, конечно, возможна, как возможно и понимание если не эмоционально-социальное на первых порах, то, во всяком случае, – в области технико-информационной. Уверенность в этом дают великая конвергенция и закономерность появления интеллекта из первоначального хаоса многообразных форм жизни Земли».


© Виталий Карацупа, 2025

НАВЕРХ