Традиционный для советской фантастики 1950-1960-х гг. рассказ Георгия Мартынова «Невидимая схватка» (1959) начинается на пограничной заставе, где было замечено нарушение государственной границы неким худощавым человеком, который свободно, не скрываясь, медленно шел на лыжах по глубокому снегу. Его засекли фотоэлементы, он был видимым на экранах, но когда пограничный наряд прибыл на место и уже был установлен визуальный контакт, он буквально растворился в воздухе. Пограничный наряд не видел никого, лыжня обрывалась, и всё это попахивало какой-то чертовщиной. Но советские компетентные органы быстренько разобрались с кем и чем имеют дело.

Приглашенный в кабинет начальника управления пограничной охраны профессор Свиридов не только узнал человека на фотографии, пересекавшего границу, но и объяснил это удивительное происшествие. На фото был изображен австралийский светило психиатрии Генри Джеффрис, работавший (как и Леонидов) над созданием так называемого «усилителя памяти», с помощью которого хотел не только славы, но и как любой капиталист – много денег. А его маленький приборчик, расположенный на теле и голове, действительно творил настоящие чудеса: посылал усиленные команды в мозг стоящих рядом с ним людям и те безропотно выполняли его команды, или наоборот, забывали всё, что с ними было чуть ранее. Вот поэтому пограничники и потеряли в лесу нарушителя, а на самом деле попросту «забыли» о его нём, ну или перестали его видеть.

В итоге с помощью тех же самых пограничников, профессора Леонидова и целого штата спецсотрудников уже в Москве нарушитель, который лелеял надежду заполучить с помощью внушения у профессора схему советской, намного превосходящей его собственную, установки «усилителя памяти», был изолирован и обезврежен.


© Виталий Карацупа, 2025

НАВЕРХ