Архив фантастики
Carpentier, Alejo
Карпентьер Алехо Бальмонт
(26 декабря 1904 – 24 апреля 1980)


Г. Эчеваррия, Р. и К. Мюллер-Берг. Алехо Карпентер. Библиографический путеводитель (1983)
Алехо Карпентьер
Алехо Карпентьер на берегу Ориноко в конце 40-х гг.
Алехо Карпентьер
Алехо Карпентьер (одна из последних фотографий)

Медаль имени Алехо Карпентьера




«Латиноамериканский интеллигент – это человек, жизненный путь
которого частенько пролегает из университета в тюрьму»
(Алехо Карпентьер)

Алехо Карпентьер
Кубинский писатель, поэт, эссеист, музыковед и общественный деятель. Родился в Гаване в «интернациональной» семье. Его отец был по национальности француз, а по профессии архитектор, построивший в Гаване немало примечательных зданий, любитель и знаток музыки, а также страстный «пожиратель» книг. Мать, тоже преданная музыке, – русская, уроженка Баку; как это было позднее установлено, дед Карпентьера по материнской линии – брат отца известного русского поэта Константина Бальмонта. Не случайно полная фамилия кубинского писателя, состоящая из материнской и отцовской, – Карпентьер Бальмонт. Родители Карпентьера познакомились в Швейцарии и по инициативе отца, которого влекла загадочная и красочная Латинская Америка, переехали после женитьбы на Кубу. Будучи ребенком Карпентьер совершил невольное путешествие в Россию, куда родители выезжали для получения наследства. «В далеком 1913 году, будучи ребенком, по обстоятельствам сугубо семейным вместе с родителями я уехал из Гаваны, где родился, и провел несколько месяцев в предреволюционной России и в Париже. Наше путешествие длилось в общем не более года, и, когда до возвращения на Кубу оставалось три месяца, я стал посещать в Париже школу Жансон-де-Сэйн, слушая некоторые курсы и занимаясь французским языком. Однако первые буквы я выводил на Кубе».
С детства он обучался музыке, проявив незаурядные способности пианиста, очень много читал (в доме отца была богатая библиотека, а мать познакомила его с русской литературой) и, собираясь пойти по стопам отца, в 1912 году начал изучать архитектуру в Гаванском университете, но бросил учебу, поняв, что это не его дело. К 1913-му году относятся первые пробы пера Карпентьера, литературную же деятельность он начал с журналистики в 1921-1922 годах в гаванской печати. Стесненный материально, он брался за любую работу, писал музыкально-критические рецензии и обзоры, выполнял редакционные поручения, заведовал делами коммерческого журнала «Испаниа», затем начал публиковаться в престижном журнале «Сосьаль», который объединял тогда вокруг себя наиболее ярких деятелей культуры, а в 1924 году стал руководить редакцией популярного журнала «Картелес» (Carteles). А в 1926 году во время поездки в Мексику Карпентьера чествовали как самого молодого на континенте заведующего редакцией.
С самого начала своего творческого пути Карпентьер был связан дружбой с той группой молодых общественных деятелей, поэтов, писателей, которые вскоре начали определять атмосферу культурной жизни Кубы. Он был знаком с Хулио Антонио Мельей, основателем Компартии Кубы, и дружил с Рубеном Мартинесом Вильеной, поэтом, который в 1923 году создал так называемую группу «минористов», выступавшую за социальные перемены, а впоследствии возглавил руководство компартией и стал душой народной революции 1930-1933 гг.; с Хуаном Маринельо, тогда начинающим поэтом и критиком, также «минористом», а впоследствии известным деятелем рабочего и коммунистического движения, видным общественным и государственным деятелем социалистической Кубы.
С самого начала Карпентьер принимал участие в деятельности упомянутой группы, подписал составленный Мартинесом Вильеной знаменитый «Протест тринадцати», предъявивший проамериканскому режиму суровые обвинения и письмо протеста президенту Перу с требованием освободить арестованных перуанских деятелей культуры. Письмо было воспринято властями как свидетельство существования международного коммунистического «заговора». Последовали репрессии, а в 1927 году за выступления против режима Жирардо Мачадо Карпентьера бросили в тюрьму. После 7 месяцев заключения его выпустили, но под гласный надзор полиции. В этот период времени во время тюремного заключения он написал первый вариант своего первого романа «Экуэ Ямба-О!», посвященного жизни и обычаям кубинских негров, где в натуралистической манере изобразил их религиозные обряды.
Он пишет очерки, вместе с Рольданом организует концерты новейшей европейской музыки, пишет либретто для двух балетов на афро-кубинские темы (их, правда, не удалось тогда поставить, потому что неграм не разрешалось появляться на сцене), наконец, вместе с Хуаном Маринельо и другими основывает сыгравший в тот период видную роль журнал «Ревиста де авансе» (Revista de avance). Шарж на Алехо Карпентьера
В 1928 году, угнетенный постоянной слежкой полиции и преследованиями, Карпентьер с помощью находившегося тогда в Гаване начинающего, а впоследствии известного французского поэта Робера Десноса бежит с Кубы во Францию. С детства в совершенстве владевший французским языком, Карпентьер оказывается в литературной столице Запада Париже. Деснос вводит его в группу сюрреалистов, которую возглавлял Андре Бретон, щедро предлагавший беглому кубинцу страницы своего журнала «Сюрреалистическая революция». В его редакции Карпентьер знакомится с поэтами Луи Арагоном, Полем Элюаром, Превером, Тристаном Тцара, художниками Пабло Пикассо, Кирико, Танги и многими другими представителями западноевропейского авангарда. Карпентьер с головой окунулся в культурную жизнь Парижа, где с непродолжительными выездами он прожил в общей сложности 11 лет.
За эти годы Карпентьер испробовал себя во множестве начинаний: сотрудничал в изданиях сюрреалистов, возглавлял и основывал журналы («Музикалиа», 1928, «Иман», 1930-1931), работал в радиостудиях и составлял радиопрограммы, сотрудничал с композиторами и даже сам сочинял музыку (оратория «Страсть» (La Passion Noire), музыка к постановке трагедии Сервантеса «Нумансия» в 1937 году). Одновременно с этим регулярно пишет очерки и хроники культурной жизни для гаванских журналов «Ревиста де авансе», «Картелес» и «Сосьаль», особое внимание уделяя любому успеху во Франции того или иного латиноамериканского композитора, писателя, художника, растущей популярности латиноамериканских ритмов и мелодий, одним словом, всему, что он называл «наступлением искусства Латинской Америки».
Наполовину русский, он был прекрасно знаком и с русским искусством. Хорошо знал Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова, творчество русских и советских композиторов, посещал знаменитый «Русский балет» под руководством Дягилева, уделял внимание творчеству известного театрального художника Льва Бакста, восторгался искусством Анны Павловой, прозой Всеволода Иванова, которая произвела на него большое впечатление, фильмами Эйзенштейна и Пудовкина. Особое воздействие на Карпентьера оказало творчество выдающегося русского композитора Игоря Стравинского, произведения которого он пропагандировал еще в Гаване. Уже в 50-х годах, встречаясь со Стравинским в Рио-де-Жанейро, Карпентьер получил у него разрешение на использование названия балета «Весна священная» и его партитуры для задуманного им романа – последнего эпического произведения Карпентьера, где воссоздана им грандиозная революционная ломка, происходящая в XX веке по всему миру.
В Испании, где Карпентьер впервые побывал в 1934 году в связи с изданием там окончательного варианта его первого романа «Экуэ Ямба-О!», он установил дружеские отношения с Федерико Гарсиа Лоркой, Рафаэлем Альберти и другими молодыми блистательными поэтами. Во второй раз Карпентьер побывал в Испании, уже когда вся она стала полем схватки с фашизмом. На II Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1937 году он вместе с Николасом Гильеном, Хуаном Маринельо и писателем Феликсом Питой Родригесом представ-лял Кубу. В 1939 году Карпентьер покидает воюющую Европу и через Бельгию, Голландию, США и Бермудские острова возвращается на Кубу, где живет до 1945 года. На Кубе он продолжает работать на радио, пишет фундаментальное исследование «Музыка на Кубе» (La música en Cuba, 1946), но основным его делом теперь становится литература.
Два события имели решающее значение для рождения писателя Карпентьера. Первое из них – путешествие в 1943 году на Гаити, с которым связан замысел романа «Царство земное» (1949) – точки отсчета современного так называемого «нового» романа Латинской Америки, завоевавшего всемирное признание. Второе – поездка в 1947—1948 годах по Венесуэле, куда он переехал и где жил и работал в течение 14 лет. Сначала Карпентьер побывал в Великой Саванне (этот район девственной природы был открыт только в конце 30-х годов), а затем в верховьях Ориноко и в Амазонии. Итогом второй поездки стал роман «Потерянные следы» (1953), в котором автор доказывает одновременное существование в Латинской Америке разных исторических эпох (герой – американский музыковед – бежит от разочарования жизнью в Нью-Йорк, а оттуда со своей подругой в верховья некой южноамериканской реки – последний оплот девственного мира, незатронутого цивилизацией).
Карпентьер в романе «Царство земное» (о революции на Гаити в конце 18-го – начале 19 века и мифологической стихии, присущей сознанию негров) открывает «чудесную реальность» Латинской Америки, подлинный мир народной жизни, где чудо порождается на каждом шагу мифологизированным сознанием народа. И эта народная фантастика, хранящая тепло родового бытия, красоту и гармонию народного идеала, противостоит вымороченному и бесплодному «чуду», порожденному сознанием, бегущим в иррациональный хаос. Можно сказать, что Карпентьер обобщил и обосновал уже давно наметившуюся в искусстве Латинской Америки тенденцию «прорыва» народной мифологически-фантастической стихии в сферу профессионального искусства. Так родились и сама концепция Карпентьера, и одновременно теоретически обоснованный метод воссоздания действительности Латинской Америки сквозь призму мифологизирования народного сознания, с которым оказались связаны многие достижения латиноамериканской литературы. Алехо Карпентьер
После победы Кубинской революции 1959 года Карпентьер вернулся из Венесуэлы на родину и до конца своей жизни принимал активное участие в общественной жизни и в строительстве новой родины. Он организовывал фестивали книги, был заместителем председателя Национального совета по культуре, руководил Национальным издательством Кубы, с 1966-го работал советником по вопросам культуры в посольстве Кубы во Франции, был депутатом высшего законодательного органа страны — Национальной ассамблеи народной власти.
Общее число журналистских и искусствоведческих его работ, включая и книги, и крупные очерки, и малые заметки и рецензии, разбросанные в газетах и журналах Латинской Америки и Европы, достигает нескольких тысяч. Алехо Карпентьер – автор шести романов и нескольких повестей, каждая из которых стала значительной вехой латиноамериканской литературы. Кроме освещенных выше произведений, писатель является автором многопланового исторического романа «Век Просвещения» (1962, рус. пер. 1968), в котором ставит проблему специфики истории развития Латинской Америки. А итоговым произведением писателя стала его замечательная повесть «Концерт барокко» (1974), пронизанная глубокими культурфилософскими идеями. Скончался кубинский писатель Алехо Карпентьер в Париже в 1980 году.
Являясь одним из зачинателей литературного жанра, который сейчас называют «магическим реализмом» (сам он отстаивал другое название – «чудесная реальность»), он, по сути, создал «новый» латиноамериканский роман, сложный причудливый стиль которого вдохновил таких авторов, как Габриель Гарсиа Маркес, Аугусто Роа Бастос, Хулио Кортасар, Марио Варгас Льоса и др.
Произведения автора
    Романы
  • 1933 – Экуэ Ямба-О! (Ecue-Yamba-O!)
  • 1949 – Царство земное (El reino de este mundo) – рус. пер. 1962
  • 1953 – Потерянные следы (Los pasos perdidos) – рус. пер. 1964
  • 1962 – Век Просвещения (El siglo de las luces) – рус. пер. 1968
  • 1974 – Превратности метода (El recurso del método)
  • 1978 – Весна священная (La consagración de la primavera)

    Повести

  • 1958 – Guerra del tiempo
  • 19… – Арфа и тень
  • 1974 – Концерт барокко (Concierto barroco)

    Об авторе

  • 1983 – Гонсалез Эчеваррия, Роберто и Клаус Мюллер-Берг. Алехо Карпентер. Библиографический путеводитель (Alejo Carpentier: Bibliographical Guide/Guia Bibliografica by Gonzalez Echevarria, Roberto and Klaus Muller-Bergh). – изд. «Greenwood Press». – 272 с. (п) ISBN 0-313-23923-1
Награды и звания
  • 1977 – лауреат Сервантесовской премии (Premio Cervantes)
Библиография на русском языке
Публикации в периодике и сборниках
  • Возвращение к истокам: [Рассказ] / Пер. Р. Линцер // Книга песчинок. – Л.: Художественная литература, 1990 – с.132-141
  • Богоизбранные: [Рассказ] / Пер. А. Косс // Книга песчинок. – Л.: Художественная литература, 1990 – с.141-149
      То же: Рассказы магов. – СПб.: Азбука, 2002 – с.305-318
  • Царство земное: Роман // А. Карпентьер. Избранное. – М.: Радуга, 1988 – с.
      То же: Повесть // А. Карпентьер. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. – М.: Художественная литература, 1994 – с.
      То же: Роман / Пер. А. Косс // А. Карпентьер. Царство Земное. – СПб.: Амфора, 2000 – с.7-124
      То же: Повесть / Пер. А. Косс // Повести магов. – СПб.: Азбука, 2002 – с.17-120
Публицистика
Творчество автора
  • В. Карацупа. Алехо Карпентьер // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України (Київ), 2005, №9 – с.33-35
Библиография на украинском языке
Публикации в периодике и сборниках

© Виталий Карацупа, 2005-2009