Фантастическая история, рассказанная в повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» (1938), началась с того, что во время купания в реке московский пятиклассник, советский пионер Владимир (Волька) Костыльков достал со дна грязный продолговатый сосуд. «В его руках была склизкая, замшелая глиняная бутылка очень странной формы. Горлышко было наглухо замазано каким-то смолистым веществом, на котором было выдавлено что-то отдалённо напоминавшее печать». Он принес ее домой и когда начал очищать от грязи и ила, когда из бутылки повалил белый дым, какая-то сила забросила мальчишку на люстру, а когда начало проясняться, перед обескураженным мальчишкой предстал… самый настоящий джинн! Это был тощий старик с бородой по пояс, в роскошной шёлковой чалме, в таком же кафтане и шароварах и необыкновенно вычурных сафьяновых туфлях.

Звали его Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. И томился он в этом сосуде, неведомо как оказавшемся около Москвы, уже многие тысячи лет. Так что отныне тот, кто его освободил, становится его хозяином, а джинн – верным слугой юного спасителя Вольки ибн Алеши. И после этого начались невероятные чудеса…

На экзамене по географии Хоттабыч решил помочь Вольке с ответом и прошептал заклинание, после чего советский пионер начал рассказывать учителю о строении Земли так, как это представляли себе в древности на Востоке. Для того чтобы пройти в кинозал на киносеанс (детям до шестнадцати») Хоттабыч другим заклинанием отрастил мальчишке усы и длинную бороду. В парикмахерской, где Волька пытался сбрить ненавистную растительность на лице, Хоттабыч превратил смеющихся над мальчишкой зевак в девятнадцать отборных баранов, которых переправили в НИИ овцеводства. Представьте себе переполох в этом институте, когда через трое суток бараны вновь превратились в людей!

А еще Хоттабыч с Волькой слетали в Индию на ковре-самолете за Женькой Богорадом, которого прямо из парикмахерской джинн продал в рабство на чайную плантацию в один из заброшенных уголков этой страны. Было еще много чего, но Хоттабыч, пытаясь всячески угодить Вольке, создавал своими заклинаниями нелепейшие ситуации. Женя с Волькой пытались приучить Хоттабыча к реалиям советской жизни, но джинн, привыкший к древневосточным порядкам, почти все время попадал впросак. То он переносит в Москву восточные дворцы, с каравном нагруженных тюками с золотом и изумрудами слонов, верблюдов и ослов. То на футбольном матче «делает» счет 24:0. То устраивает в цирке переполох, когда видит выступление иллюзиониста. Разве это волшебство? Вот Хоттабыч тогда и показал публике настоящее волшебство!

В финале повести три друга – Волька. Жена и Сережа Кружкин – решают помочь Хоттабычу в поисках его родного брата Омара, который также находится в заточении, но не в бутылке, а в медном кувшине. Добравшись на поезде до Одессы, друзья на красивом двухмачтовом парусном судне названном в честь несчастного брата Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба «Любезный Омар», пересекали Черное море, но попали в шторм. Так что пришлось «пересесть» на ковер-гидросамолёт «ВК-1» – похожий на гигантскую сигару летательный аппарат, длиной в добрых десять метров с четырьмя спальными местами и окошками по бортам. И через час они приземлились в тихой бухточке у итальянского города Генуя. Старик Хоттабыч, исследовав дно Средиземного моря, убедился, что кувшина с его братом здесь нет.

Спустя какое-то время друзья отправились в путешествие на ледоколе «Ладога» по Баренцеву морю и во время высадки на острове Рудольфа Сережа нашел, наконец, тот самый медный кувшин. Ребята открыли сосуд в своей каюте и… вновь повалил густой черный дым. Омар Юсуф ибн Хоттаб в отличие от своего добродушного брата Гассана был довольно коварным бессердечным джинном. Он чуть не погубил Сережу и ниакак не мог понять, как оказался в Арктике, даже несмотря на разъяснение Вольки, что во всем «виновато» теплое течение Гольфстрим, принесшее кувшин от берегов Африки на Север.

Путешествие окончилось, друзья прибыли домой в Москву. Омар же был настолько себялюбивым, что, не поверив пионерам, что Луна – это спутник Земли, решил полететь туда и это проверить, но не развив первую космическую скорость, сам становится спутником, вечным пленником земной орбиты. Хоттабыч несколько дней потосковал об Омаре, но вскоре узнал, что такое радио и настолько им увлекся, что стал завзятым радиолюбителем.

В эпилоге мы узнаем, что ребята теперь учатся на одни «пятерки». Женька мечтает стать врачом, Волька – геологом, Сергей – радиоконструктором. А Хоттабыч…

«Если кто-нибудь из читателей этой глубоко правдивой повести, проходя в Москве по улице Разина, заглянет в приёмную Главсевморпути, то среди многих десятков граждан, мечтающих о работе в Арктике, он увидит старичка в твёрдой соломенной шляпе канотье и вышитых золотом и серебром туфлях. Это старик Хоттабыч, который, несмотря на все свои старания, никак не может устроиться радистом на какую-нибудь полярную станцию. Особенно безнадёжным становится его положение, когда он начинает заполнять анкету. На вопрос о своём занятии до 1917 года он правдиво пишет: «Джинн-профессионал». На вопрос о возрасте — «3732 года и 5 месяцев». На вопрос о семье Хоттабыч простодушно отвечает: «Круглый сирота. Холост. Имею брата по имени Омар Юсуф, который до прошлого месяца проживал на дне Северного Ледовитого океана в медном сосуде. Сейчас работает в качестве спутника Земли».


© Виталий Карацупа, 2019

НАВЕРХ