|
|
Гроховский Павел Игнатьевич
(6(18) марта 1899 – 29 мая 1943) |
|
|
|
|
|
- Игнатий Осипович Гроховский – отец
- Анастасия Васильевна Гроховская – мать
- Михаил Игнатьевич Гроховский – старший брат (4(16).09.1891 – 21.01.1963)
- Лидия Алексеевна Гроховская – жена (1911-1980)
- Авиета Павловна Гроховская – дочь (1930)
Советский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной, авиационной и воздушно-десантной техники. Мастер парашютного спорта
(1934).
Родился в 1899 году в поселке Вязьме Смоленской губернии. Его отец был начальником железнодорожной станции и вскоре семья, в которой было
четверо детей, переезжает в Тверь. В этом городе отец какое-то время держал ресторан с громким названием «Венеция», а его сын Павел после
окончания начальной школы в 1913 году был зачислен в Тверское реальное училище. Но не закончив и двух классов, в 1915 году 16-летним мальчишкой
ушел добровольцем на фронт. Через год он вернулся в Тверь больным сыпным тифом, а в 1917-м опять же добровольцем вступил в Ревельский отряд
революционных моряков на Балтике. Затем, как тогда говорили, «ушел в революцию», участвовал в штурме Зимнего и воевал на стороне красных в
Гражданской войне. В 1921 году Гроховский был назначен комиссаром Азовского и Черноморского побережий. На поезд, в котором он ехал к месту
службы, напали махновцы, коммунистов и комиссаров арестовали и расстреляли. Но Павел Игнатьевич выжил.
После тяжелого ранения Гроховский покинул пост комиссара и в 1922 году ушел в рядовые курсанты. Сначала учился в Егорьевской теоретической
школе, затем в Борисоглебском авиаучилище. В 1925 году окончил Качинскую военную авиационную школу, после чего служил военным летчиком в
Евпатории. Весной 1928 года он женился на Лидии Алексеевне, после чего его перевели в Новочеркасск на должность командиром звена эскадрильи. И
там, летом 1928-го, он сделал свое первое изобретение... глиняные бомбы! Дело в том, что для тренировки в бомбометании пилоты использовали
цементные бомбы, которых катастрофически не хватало. Гроховский же придумал делать учебные бомбы из глины, которые к тому же начинялись цветным
мелом: красным, синим, желтым, зеленым. Для каждого летчика – своим, чтобы сверху сразу было видно, чья бомба попала в цель.
С 1929 года становится лётчиком-испытателем научно-исследовательского института Военно-воздушных сил, одновременно руководителем
конструкторского отдела при Управлении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии. В том же 1929 году совершил первый в СССР
добровольный парашютный прыжок с самолета и в 1930-м возглавил конструкторское бюро при первом советском парашютном заводе. В 1932-1934 гг.
был начальником и главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА (1932-1934; с 1934 г. –
Экспериментальный институт Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА).
Под его руководством проводились работы по конструированию и испытанию техники для воздушного десантирования: мотопланер «Г-31» (1932),
транспортно-десантный самолёт «Г-37» (1934); самолёты «Кукарача» (стреловидный бесхвостный самолёт Г-39), Г-38, Г−61, Г−63 и другие. Павел
Гроховский создал первые в мире хлопчатобумажные (из нансука) людские и грузовые парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к
ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолётов. Кроме этого принимал участие в разработке
реактивной артиллерией, нового вооружения и военной техники (бронеавтомобиль на воздушной подушке, танк-аэросани или ранний проект ручного
противотанкового гранатомёта). Предлагал самые оригинальные новшества, как например, буксировку лыжников самолетом У-2 или самолет с отделяемым
пассажирским отсеком.
Самое важное, что он не только предлагал – он пробивал свои идеи, не считаясь ни с возражением специалистов (если те, по его мнению, возражали
необоснованно), ни с прямыми запретами: вместе с летчиками сам испытывал свои конструкции, ставя потом возражавших перед неоспоримым фактом.
Потому-то его и считали, прежде всего, просто везучим человеком, смельчаком, отчаянной головой, а Осконбюро называли «цирком Гроховского».
Гроховскому принадлежало более сотни самых различных изобретений. Тут и летающий танк, и способ дозаправки самолетов в воздухе (теперь это
обычное дело), и экраноплан – крылатый аппарат на «воздушной подушке», и стратосферный планер для полетов на огромных высотах. Он автор ряда
воздушных аттракционов, обеспечивших массовое движение «Молодежь – на самолет». В описи, составленной только по архивам ВНИИГПЭ, приведены
72 заявки П. И. Гроховского на изобретения, на 38 из них были выданы авторские свидетельства. Но многие из них были осуществлены уже после его
смерти.
В 1937-м, после ареста и расстрела маршала Тухачевского, который всегда поддерживал Гроховского и его смелые идеи, институт расформировали, а
Павла Игнатьевича перевели на должность начальника хозяйственного управления Центрального Совета Осоавиахима. Он очень тяготился столь
несвойственной ему должностью завхоза, но все рапорты его о переводе на другую, связанную с полетами или конструированием работу отклонялись.
Однако Гроховский не изменил себе, своему призванию. Он продолжал заниматься изобретательством, «отводил душу» дома ночами, в выходные дни.
Идеи и проекты его были настолько дерзки и фантастичны, что статьи Гроховского с охотой и нарасхват брали к публикации многие журналы, но он
особенно любил журнал ЦК ВЛКСМ «Техника – молодежи», где в 1938-1941 годах вел рубрику «Окно в будущее», в рамках которой было опубликовано
два десятка его научно-фантастических очерков. В этих сочинениях изобретатель предлагал читателям полетать на автомобиле или на воздушном
троллейбусе, опуститься на дно океана на батистате или посетить острова-форты, освоить реактивный стратопланер и ознакомиться с Кораблями Севера.
Последние годы творческой жизни Павел Игнатьевич провел под Москвой в поселке Котове (сейчас – город Долгопрудный). А с началом Великой
отечественной войны Гроховский возобновил попытки вновь включиться в работу по технике ВДВ, но ответы на его рапорты об отправке на фронт не
поступали. А 5 ноября 1942 года Павел Гроховский был арестован. Его обвинили в том, что якобы продал немцам схему «воздушного крейсера» Г-37/3,
над которой работал до войны. В начале 1943-го арестовали и его жену, которая многие годы провела за колючей проволокой. Его дочь с символическим
именем Авиета, осталась в военной Москве одна и ей пришлось в 13 лет идти работать на завод. Многие годы было известно, что изобретатель умер в
заключении от туберкулеза легких в 1946 году. Но недавние поиски тверских краеведов уточнили, что П. И Гроховский был приговорен ОСО при НКВД
СССР 19.05.1943 по обвинению в участии в контрреволюционной организации и намерении изменить Родине. Он был расстрелян 29 мая 1943 года и
захоронен в пос. Коммунарка.
В 1957 году после ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, Гроховского посмертно реабилитировали. Вдова изобретателя получила
справку из трибунала Московского военного округа о том, что 8.08.1957 г. «дело Гроховского» пересмотрено и прекращено «за отсутствием состава
преступления». Но то, что долгие годы замалчивалось о Гроховском, в итоге стало достоянием страны. Его друзья и коллеги прорвали стену молчания,
а в 1988 году вышла книга о первом в мире конструкторе воздушно-десантной техники и его ближайших помощниках «Небо помнит...», написанная
летчиком-испытателем Владимиром Борисовичем Казаковым.
Награды и звания
- 1933 – орден Ленина «за исключительные заслуги по техническому развитию Военно-Воздушных Сил РККА»
Публикации в периодике и сборниках
- Окно в будущее: [Научно-фантастические очерки] / Рис. А. Преображенского и С. Лодыгина // Техника – молодежи, 1938, №6 – с.46-49
- Батистат – с.46-47
- Из недр земли – с.48-49
- Автоматы в быту – с.49
- Окно в будущее: [Научно-фантастические очерки] / Рис. А. Преображенского и С. Лодыгина // Техника – молодежи, 1938, №7 – с.36-39
- Полярный шар – с.36-37
- Летающий автомобиль – с.37-38
- Шоссе – конвейер – с.38-39
- Окно в будущее. Самолёты грядущего: [Научно-фантастический очерк] / Рис. А. Преображенского и С. Лодыгина // Техника – молодежи, 1938, №8-9 – с.58-61
- Окно в будущее. Воздушные корабли будущего: [Научно-фантастический очерк] / Рис. А. Катковского // Техника – молодежи, 1938, №11 – с.51-53
- Окно в будущее: [Научно-фантастические очерки] / Рис. С. Зелихмана, А. Катковского и Н. Преображенского // Техника – молодежи, 1939, №1 – с.47-49
- Самолёт над полем – с.47-48
- Город в степи – с.49
- Окно в будущее: [Научно-фантастические очерки] / Рис. А. Катковского и Н. Преображенского // Техника – молодежи, 1939, №2 – с.53-55
- Реактивный стратопланер – с.53-54
- Водопровод на полях – с.54-55
- Окно в будущее: [Научно-фантастические очерки] / Рис. А. Катковского и Н. Преображенского // Техника – молодежи, 1939, №4 – с.54-57
- Спиральная турбина – с.54-56
- Техника в рыбном промысле – с.56-57
- Окно в будущее: Ветровые плотины: [Научно-фантастический очерк] / Рис. Н. Преображенского // Техника – молодежи, 1939, №7-8 – с.70-71
- Окно в будущее: Подводная война будущего: [Научно-фантастический очерк] / Рис. А. Катковского // Техника – молодежи, 1940, №6 – с.53-57
- Окно в будущее. Сухопутные каналы: [Научно-фантастический очерк] // Техника – молодежи, 1940, №10 – с.49
- Окно в будущее: Корабль Севера: [Научно-фантастический очерк] / Рис. А. Катковского // Техника – молодежи, 1941, №3 – с.43
Публицистика
- На недостигнутые высоты // Труды Всесоюзной конференции по изучению стратосферы 1935 года. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1935 – с.915-917
- Мотор в спорте / Рис. автора // Техника – молодежи, 1937, №4 – с.17-18
Творчество автора
- Владимир Казаков. Небо помнит...: Повесть-хроника / Предисл. Игоря Чутко; Худ. В. Васильев. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 256 с. 95 коп. 100 000 экз. (п) – подписано к печати 09.03.1988 г.
- Владимир Казаков. Право на честь. – Саратов: Приволжское книжное издание, 1990. – 480 с. 1 р. 90 к. 10 000 экз. (п) ISBN 5-7633-0226-5
- В. И. Шайкин. Вразрез со стандартами. Павел Игнатьевич Гроховский: новые материалы и исследования. – Рязань: РВВДКУ, 2012. – 114 с. (о)
- Н. Наумов. Молодежный институт // Самолет, 1935, №8 – с.
- [О П. И. Гроховском] // Владимир Казаков. Вспомни, облако!: [Книга первая]. – Саратов: Приволжское книжное издание, 1981 – с.
- [О П. И. Гроховском] // Владимир Казаков. Вспомни, облако!: Книга вторая. – Саратов: Приволжское книжное издание, 1983 – с.
- Владимир Казаков. Неистовый комбриг: [О Павле Игнатьевиче Гроховском] // Техника – молодежи, 1983, №10 – с.63-64, 3-я стр. обл.
- Константин Грибовский. Впередсмотрящий: [О Павле Игнатьевиче Гроховском] // Техника – молодежи, 1987, №11 – с.62-64, 3-я стр. обл.
- Д. Фадеев. Павел Гроховский // Смена, 1987, №№ 128-133
- [О П. И. Гроховском] // Владимир Казаков. Вспомни, облако!: Книга третья / Рис. Елены Бессоновой. – Саратов: Приволжское книжное издание, 1988 – с.
- Богиня удачи комдива Гроховского // Игорь Чутко. Мост через время. – М.: Политиздат, 1989 – с.
- Владислав Грибовский. Они были первыми // Техника – молодежи, 1990, №3 – с.63-65
- Е. А. Накрохин. Двум смертям не бывать // Строитель коммунизма, 1990, 10 августа (№127) – с.
- Владимир Котельников. Краснозвездный десант: ВВС РККА и воздушно-десантные операции 1930-1940 гг. // Авиамастер, 2004, №8 – с.2-23
- Геннадий Черненко. Авиабус летчика Гроховского / Худ. А. Джигирей // Костер, 2008, №2 – с.24-25
- Антон Валагин. Десантные разработки Павла Гроховского // Российская газета, 2014, 18 марта – с.
- Павел Игнатьевич Гроховский реализовал идею Бартини // Валентин Симоненков. Судьбы ученых в сталинских спецтюрьмах. – М.: Авторская книга, 2014 – с.416-417
- Д. Фадеев. Гордость земли тверской: Павел Гроховский – отец советского десанта // Местное время, 2015, №5 – с.7
© Виталий Карацупа, 2016
|
|
|
|