Роман Сергея Розвала «Невинные дела» (1958), который автор писал в течение пяти лет (1950-1955), продолжает рассказ о перипетиях использования «лучей смерти», о которых было рассказано в романе «Лучи жизни» (1949). Итак, после освобождения профессора Чьюза из тюрьмы, тот в последнее время практически не показывался в обществе и тихо жил на своей вилле, впрочем, ни в коей мере не отказываясь о своих гуманистических взглядов на найденные им удивительные лучи.

Прошло некоторое время. Профессор Герберт Уайтхэч в своей лаборатории в Медиане, столице Великании (а-ля США), также занимается поиском «лучей жизни» вместе с двумя своими помощниками – инженерами Флойдом Ундричем и Чарльзом Грэхэмом. Президент Бурман пытается давить на профессора, чтобы тот поскорее нашел секрет этих злосчастных лучей, которые по зарез необходимы стране, чтобы можно было смело диктовать свои условия Коммунистической державе (а-ля СССР) а еще лучше разбомбить её к чертовой матери, как предлагает военный министр Рэминдол – очень воинственно настроенный политик. Но Уайтхэч, как истинный ученый, не обещает быстрого открытия. И тогда Бурман передает бразды правления над этим проектом Рэминдолу, а тот в свою очередь делает еще более смелые шаги. Он разделяет лабораторию профессора на три равнозначные, которыми должны были руководить Уайтхэч, Ундрич и Грэхэм. Это, по мнению, генерала, должно было ускорить процесс нахождения лучей. Правда, в итоге остались только две лаборатории – Грэхэм наотрез отказался от такого предложения и был уволен.

И вдруг, внезапно приходит сообщение, что Ундрич все же нашел искомые лучи, и даже было проведено публичное их испытание: был поражен огнем небольшой остров, а также высоко летящий самолет. Это изобретение быстренько засекретили, так что Уайтхэчу, да и Эдварду Чьюзу, осталось только удивляться проницательности далеко не одаренного инженера. Но, как вскоре выяснилось, найденные «лучи» оказались тщательно спланированной Бурманом, Реминдолом и Ундричем афёрой, раскрыто которую оказалось не так уж и легко отцу и сыну Чьюзам. Этим двум ученым, их соратникам, а также примкнувшим к ним Грэхэму, пришлось приложить немало усилий, чтобы разоблачить преступников и не допустить начала новой мировой войны. К тому же дело осложнилось тем, что Грэхэм признался, что уже давно раскрыл секрет «лучей жизни», но никому до сих пор не говорил с той же целью – не допустить их использования в военных целях. Так что, когда эта информация дошла до Бурмана и Реминдола, за инженером и его изобретением началась настоящая охота.

В итоге Чьюз, «Ассоциация прогрессивных ученых», Коммунистическая партия, революционно настроенные студенты, рабочие Медианы и многие другие, сумели сорвать планы поджигателей войны. Реминдол сошел с ума и выбросился из окна, присвоивший изобретение своего помощника Уайтхэч скончался от сердечного припадка после того, как был публично разоблачен, посрамленному Ундричу пришлось инкогнито покинуть страну, а «лучи жизни» поджигатели войны Великании так и не получили в свои руки. Но еще не всё окончено: на своем посту остался президент Бурман и еще жив главный «поджигатель» – девяностошестилетний финансист Докпуллер, для которого развернувшиеся в Медиане события не отбили охоту уничтожить Коммунистическую державу.


© Виталий Карацупа, 2024

НАВЕРХ