В повести Антона Сорокина «Алтай и города» (1925) показано противоборство двух духов – бога добра, живущему на небе, Ульгеня и подземного бога зла Эрлика. Когда-то очень давно встретились они на безжизненной земле, созданной задолго до них неизвестными богами, и раскрыв мешочек с жизнью, заселили этот необитаемый мир. И, дабы не перенаселить этот клочок суши, сделали ни жизнь смертной и сделали так, чтобы поедали живые существа друг друга. Ульгень и Эрлик в утробе-матери-Земли всю эту жизнь создавали в течение многих тысяч веков. Много раз меняли формы, пока, наконец, вся земля не наполнилась живущими многообразными существами.

Но боги под конец поссорились. Ульгень с духами добра Курмоси остался на Алтайских горах со своим любимым народом, а Эрлик, оставив на Алтае своих духов зла на борьбу с Ульгенем, скрылся. Прошли миллионы лет. Ульгень в итоге принял облик человека, взял себе имя Аргут, женился на красавице Катунь, поставил юрту и зажил киргизской жизнью. За двадцать лет у него родились девять дочерей, но когда однажды уехал на охоту, Эрлик, в образе путешественника Ичменева, погостив в ауле, уехал, забав всех дочерей с собой. Он увлек их рассказами о красивых далеких городах.

Когда приехал Аргут и узнал о том, что жена отпустила дочек с Ичменевым, рассердился настолько, что наложил на жену наказание: «Пойдешь ты на гору и там оплакивай своих дочерей вечные времена, пока существует земля. И потечет река, и будет названье ей – Катунь...». А сам призвал духов Курмоси, стал советоваться, что делать.

А Ичменев-Эрлик тем временам возил с собой дочерей по России, желая выдать каждую замуж, заведя себе любовницу, заразившись сифилисом и открыв в Самаре театр под названием «Кристаллы мысли», где играла и актриса-любовница и дочери Аргута. Когда же его любовница через положенное время родила – на свет появился ребенок с одним глазом, с болшим ртом во все лицо, как акулы, одно ослиное ухо было на макушке, а на руках и ногах было по три пальца.

Все дальнейшие события в повести посвящены тому, как выгодно пристраивались дочери Аргута в большом мире – в Омске, в Самаре, в Москве, в Нью-Йорке и т.д. А одна из дочерей Аргута даже попала к профессору медицины Карлу Шмитгофу, который занимался важными открытиями: омоложением человека посредством впрыскивания созданного им состава №3958 и зарождением человека химическим составом Б.И. №2925.

Но везде их находил Ульгень и наказывал, превращая в маленьких деревянных куколок, которые прикреплял к своему поясу. И когда он собрал таким образом всех своих непутевых дочек, наконец, встретились два бога. Эрлик был в цилиндре, в сорочке, в смокинге и пенсне за рулем автомобиля «Форд», а Ульгень в одежде алтайского шамана, с бубном и поясом, на котором болтались девять куколок. Боги начали драться, но в этой битве богов посреди Нью-Йорка победил бог зла. Неподвижное тело Ульгеня еще долго лежало на мостовой. Его не могли оторвать от земли ни люди, ни машины, ни тонны динамита.

«Но всему бывает конец. Через несколько дней неожиданно труп Ульгеня исчез. Но, как шкура от змеи, лежал кожух, одежда, бубен и пояс с девятью куколками. Обрадованные люди сначала боялись тронут одежду, думая, что и она неподвижна. Но оказалось, одежду легко поднять. И вот одежду Ульгеня, бубен Ано и девять куколок поместили в Нью-Йоркском музее. Вот и вся необычная история».


© Виталий Карацупа, 2019

НАВЕРХ