Под небом Арктики




Под небом Арктики (Рис. Г. Фитингофа)

Роман Александра Беляева «Под небом Арктики» (1938) представляет собой подробное описание советского инженера Игнат Бугаев – инспектора высоковольтной линии, и эмигранта из Америки, высокого молодого негра Джима Джолли, который приехал в СССР из-за разразившегося в США кризиса и тотальной безработицы. Их путь пролегал через всю Сибирь до арктического пояса, конечная остановка которого должна быть в строящемся городе Гурьев. Представление новаторских технологических решений, изобретений новых видов машин и механизмов, достижения советской науки и техники началось с первых страниц романа, когда путешествие русского и американца началось в большом и комфортабельном дирижабле.
В пути Джим побывал и на ледоколах, которые теперь не прорубают путь во льдах, а прожигают его раскаленным носом корабля, сухопутные корабли-вездеходы, видел высотные электросиловые ветроустановки, которые снабжают дармовой энергией электрофицированные города и поселки арктических работников. Побывал в новом городе Челюскин, где даже дома и дороги были построены изо льда. Советские люди победили полярную ночь, осветив свои жилища, города, заводы и фабрики мощными электрическими лампами. Это дало возможность комфортабельно жить и работать в условиях вечной мерзлоты, устраивать подземные курорты, музеи каменного века, где экспонатами являются великолепно сохранившиеся животные, вмерзшие тысячи лет назад в лед. А в планах инженеров и архитекторов сделать тропические сады в оранжереях, использовать тепло с помощь разницы температур на разных широтах. И для этого уже начато строительство первой в мире температурной электростанции.
Кроме того, в этом суровом холодном крае была полностью решена транспортная проблема. Кроме дирижаблей, самолетов, авиеток и вездеходов, связь между отдельными пунктами побережья, полярными станциями, зимовками и островами осуществляют многочисленные подводные лодки, свободно курсирующие подо льдом. Есть и большие пассажирские подводные корабли, совершающие рейсы между СССР и Северной Америкой. Но самое грандиозное сооружение – это транссибирская дорога, связывающая Европу с Америкой и представляющая собой наземную железнодорожную линию и подземный тоннель под холодными водами Берингова пролива, проложенную до самой Флориды.
В финале романа, пораженный человеческими достижениями и техническими чудесами СССР, Джим съездил на родину, но вскоре вернулся оттуда с четырьмя своими товарищами, которые также захотели работать в сказочной северной советской стране, которая стала для них новой родиной.

© Виталий Карацупа, 2014