|
|
|
|
Рассказ Александра Беляева «Солнечные лошади» (1931) начинается с того, что в экспедицию в пустыню Кара-Кум отправились
инженер Павел Кондратьевич Вайне, его проводник Егор Иванович Ерогов и бедный узбек Иса, для которого главным смыслом жизни была только лишь
анаша. В экспедиции Вайне начал учить Ису грамоте и русскому языку. И оказалось, что парень был очень прилежным учеником. И только накурившись
анаши, становился рассеянным и не понимал простых вещей. Но учитель не отступал. Так что когда Иса вдруг заговорил по-русски, Ерогов чуть не упал
от удивления.
Задачей советского инженера было обеспечение дешевой местной энергией и водой строящегося в безжизненной пустыне Туркестана около найденного
месторождения серы завода для производства серной кислоты. Он знал, что вода в пустыне есть, но только под слоем песка: «Мы заставим работать на
нас солнце. При его помощи мы не только снабдим водою рудник и завод, и поселок хорошей, пресной водою, но и оросим ею окружающие поля. Ведь,
это лесс, плодороднейшая почва, лучше чернозема. Мы разведем сады, парки, посеем пшеницу, хлопок, устроим вокруг завода совхозы». Павел
Кондратьевич организовал здесь строительство солнечной станции, которая будет извлекать энергию из... почвы! «Почва поглощает огромное
количество солнечной энергии. И вот, из почвы-то я и решил извлекать ее. Мне не надо строить сложных и громоздких зеркальных собирателей Я буду
использовать тепло прогретой солнцем почвы».
Единственное, что мешало стройке – курение анаши местными рабочими. Никакие меры не помогали, Иса и другие его соплеменники опаздывали на
работу, прогуливали, работал медленно и вяло. В итоге Вайне и Ерогов решили проследить, кто же снабжает этим зельем местных. И оказалось, что это
местный Такиулла, которого недавно раскулачила советская власть. А в день, когда заработали «солнечные лошади», Иса преподнес и другой подарок
Вайне, принес и сдал тому мешок наркотика, который собрал у рабочих: «Сожги, товарищ. Не надо больше анаши. Потому что жизнь стала, как
красивый сон».
© Виталий Карацупа, 2014
|
|
|
|