Земля горит




Земля горит (Рис. Н. Кочергина)
Инженер-гидротехник и изобретатель Михаил Михеев из повести Александра Беляева «Земля горит» (1931) на встрече с наркомом поставил важный вопрос: на Советский Союз надвигается страшная пустыня.
«Он говорил страстно, путаясь в словах, сбиваясь с основной мысли. Огромные количества солнечной энергии, за лето производящиеся и скопляющиеся на песчаных и каменистых или только слабо подернутых растительностью грунтах, не имеют никакого другого выхода, кроме как на испепеление соседних, еще живых и жилых земель. Земля горит.
Всякая местность, где дуют сухие ветры и мало атмосферных осадков, превращается в пустыню.
Что видим мы в огромных пространствах Арало-Каспия? Мга, хмара, мхи – эти «сухие слезы» и перегар – слюна сухих пустынь, с их губительным влиянием на жизнь, на всю растительность, особенно культурную и луговую. Цветы, не расцветши, отцветают, не давая плода или даже погибая в почках... Хлебные колосья и всякие злаки оказываются пустыми и дают слабый умолот... Листья на траве и на деревьях желтеют, опадая прежде времени.
В Поволжье, на Северном Кавказе, на Украине... в Саратове, Сталинграде... И до Киева, Казань, Рязань... города и сами земли застилаются пыльными бурями в сухие лета».
В качестве борьбы с этим явлением Михеев предложил сделать каптаж Волги и барраж у городка Камышин. В каптаже устанавливается такой уровень нового образования реки, когда, с одной стороны, самотеком ее воды покрывают огромные пространства заволжских степей и пустынь, оживляя их, с тушением в них «пожара земли». С другой стороны, в самой реке подымается уровень на высоту, не нарушающую основных интересов прибрежных городов и населения. Говоря проще, Волга перегораживается, ее русло повышается на 37 метров, а затем тремя потоками рассыпается в разные от Каспия стороны на Восток – в засушливые районы. Впрочем, еще один рукав великой реки останется впадать в Каспийское море. Согласно проекту Михеева, Каспийское море будет снижаться в своем уровне на две трети метра в год, и за тридцать семь лет состояние его уровня понизится на двадцать четыре метра. «В общем, донные пространства освободятся на сто пятьдесят тысяч квадратных километров, то же до семидесяти тысяч в устьях Куры и у персидских берегов и в Кара-Бугазе, а самое главное – по Апшерону и Челекену освободятся неизмеримо ценные пространства нефтяных земель, тоже в тысячах же квадратных километров. Наконец, все побережье Каспия освободится от губительной там малярии».
Странный проект и еще более странный автор, как будто и свой инженер, не молодой человек. А проект, – не знаешь, как и подойти к нему... Размах большевистский, идея грандиозная, а что выйдет – аллах ведает. Но работы начались. Организовалось правление под названием «Каптаж Волги» и началась великая стройка, стоившая многие миллиарды рублей. Реку метр за метром замораживали сжатым жидким воздухом и заливали это место бетоном. Были этому проекту и противники. Академик Иван Аркадьевич Чичагов поначалу не одобрил этот фантастический проект. Старый рыбак, бывший при царе главой артели, Глеб Калганов с дружками решили прорвать плотину и уничтожить стройку. Но труднее всего пришлось с простыми людьми, не желавшими уходить с тех земель, которые вскоре зальют волжские воды.
И все равно проект был доведен до завершения, хотя его создатель Михеев погиб во время сооружения плотины. Каптаж создан, Волга разлилась в стороны, с годами здесь возникли новые деревни и колхозы, которые имеют не только полную электрификацию, благодаря созданию в районе каптажа электростанций, но и ровные асфальтные дороги, аэродромы для аэропланов и даже… трамваи! Электричество – теперь главный источник энергии в этом крае. Электротракторы, электрообогреватели для посевных полей, электродоильные аппараты, инкубаторы и т.д. Новые горизонты открыла здесь и агрохимия, совершая настоящие чудеса в росте урожайности: «Химизированное сельское хозяйство – это неисчерпаемые золотые россыпи», – как сказал один из героев этой повести.
Эта повесть у Александра Беляева вышла какая-то прерывистая. В первой части читателю предоставляются небольшие главки, отрывочно изображающие ход великой стройки на Волге, вторая часть повести – письма немецкого инженера-электротехника Карла Э. домой, в которых он рассказывает о жизни этих земель спустя несколько лет после каптажа реки, о достижениях советских тружеников в деле превращения свой страны в «город-сад». Каптаж Волги, согласно произведении Беляева, превратил Страну Советов в самое богатое государство мира, даже его столица, благодаря каптажу на Москва-реке, стала портовым городом.

© Виталий Карацупа, 2008