Человек, потерявший лицо
Человек, нашедший свое лицо




Человек, потерявший лицо (Рис. С. Бродского)
Герой романа Александра Беляева «Человек, потерявший лицо» (1929), голливудский киноактер Тонио Престо, стал знаменитостью и миллионером благодаря своему уродству. Маленький, непропорциональный, нос подошвой, он всегда вызывал смех, но, с виду такой несуразный, всегда играл трагические роли, от чего внешне серьезные сцены выходили еще смешнее. Да он был богат, знаменит, но несчастлив. Во-первых, это его уродство, а во-вторых – его собственная душа, сильная и благородная, так не вяжущая с его внешностью. Он любил другую голливудскую знаменитость, красавицу Гедду Люкс, которая стала одной из главных причин, по которой Тонио начал свое лечение у русского доктора Сорокина. Сорокин, специальными вытяжками, воздействовал на гипофиз человека и таким образом излечивал, казалось бы, неизлечимые уродства. Толстые у него становились стройными и легкими, высокие – низкими и наоборот, уродливые приобретали красоту и т.д. Тонио, никому ничего не сообщив, также начал курс лечения и, через несколько месяцев, стал совершенно другим человеком.
Он стал довольно красивым молодым человеком, но эта красота забрала у него славу и деньги. Его не признали «свои», не узнал его и его старый слуга Себастьян. Начался судебный процесс, на котором была доказана «идентификация» Престо и его новое лицо, но за это время, с помощью некоторых махинаций, утекли его денежки. Ему отказали в съемках – ведь он теперь стал обыкновенным, а тот Тонио Престо был оригинальностью! И он решил отомстить. Устроив прощальный ужин для всех кого он знал, Тонио подсыпал в их бокалы те самые препараты, которыми лечили в клинике доктора Сорокина. Тонио Престо исчез, а через некоторое время красавцы и красавицы Голливуда стали превращаться в уродов и монстров. Кто-то стал непомерно толстеть, кто-то стал похож на гоблина, а Гедда Люкс вытянулась до невероятной высоты – 287 см.
Доктор Сорокин конечно излечил всех их, но главное было в том, что эта «шутка» была не только местью, а тем, что она оборвала все концы связывающие Тонио с миром капитала и наживы, в котором не считались с желаниями человека. Все делалось в угоду Его величеству доллару!
В 1940 году выходит переработанный вариант его старого романа, названное теперь несколько иначе – «Человек, нашедший свое лицо». Старая версия романа была дополнена и несколько изменена. Так, в новом романе доктор, сделавший операцию Тонио престо теперь был не русским, а американцем по фамилии Цорн. Как помниться, в финале «Человека, потерявшего лицо» Тонио и Сорокин уезжают из ненавистных им штатов. В новом же варианте Престо остается и начинает бороться с миром кинопромышленности за признание его таланта, а не только внешности бывшего урода. Он на оставшиеся средства открывает новую киностудию и выпускает фильм, героиня которого была не богатой кинозвездой, средневековой королевой или шахиней, а простой женщиной среднего класса. Ее роль исполняла Эллен Кей, в которую Тонио был влюблен, и фильм с ее участием все таки был сделан и вышел на экраны. Несмотря на старания мистера Питча, бывшего продюсера Тонио, всячески помешать ему выпустить эту картину, фильм стал сенсацией. Тонио обрел свое истинное назначение и свое новое лицо.

© Виталий Карацупа, 2008