Иванов Александр Павлович
(11(23) октября 1881 – 1933)












  • Мария Петрован (Угрюмова) Иванова – мать
  • Павел Александрович Иванов – отец
  • Евгения Алексеевна Смирнова-Иванова – жена (1875-1970)
  • Клеопатра Михайловна Косцова – сводная сестра от первого брака матери
  • Мария Павловна Иванова – младшая сестра (1873-1941)
  • Петр Павлович Иванов – старший брат (22.04.1878 – 15.02.1942)
  • Евгений Павлович Иванов – старший брат (07.12.1879 – 04.01.1942)

Русский советский искусствовед и писатель. Родился в Петербурге в семье личного дворянина, а затем члена Совета Волжско-Камского банка, Павла Александровича Ивáнова (ударение в фамилии делалось на втором слоге). Мать, Мария Петровна (урожденная Угрюмова), происходила из купеческого рода старообрядческого «федосеевского» согласия. В семье Ивановых было пятеро детей и очень дружная атмосфера. «Религиозная атмосфера патриархальной, на редкость дружной и сплоченной семьи Ивановых, налаженный обиход их уютной квартиры, с почти уже архаическим для того времени керосиновым освещением, со старинными иконами, киотами и лампадками по углам, поддерживались, прежде всего, ее заботами и ее влиянием», – отмечает Д. Е. Максимов.

В 1895 году окончил Первую петербургскую гимназию, а спустя пять лет – математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. С 1902 года служил помощником столоначальника (счетоводом) в Департаменте железнодорожных дел Министерства финансов и имел скромный чин коллежского секретаря (10-й класс табели о рангах).

Кроме официальной службы в департаменте серьезно увлекался «изящными искусствами» и литературой. Входил в круг художественного сообщества «Мир искусства». В начале 1905 года женился на Евгении Алексеевне Смирновой, которая была ученицей Н. К. Рериха и приходилась родной теткой художнику Б. А. Смирнову-Русецкому (1905-1933) из группы молодых художников «Амаравелла». Вместе с женой (художницей) он отправляется в путешествие в Германию и Италию для знакомства с работами живописцев.

В 1904-м в 6-м номере журнала «Мир искусства» опубликовал свою первую статью об операх Рихарда Вагнера «Логэ и Зигфрид», в которой трактовал искусство как «подвиг освобождения уникальной или заколдованной красоты». Основные работы А. П. Иванова – книги и статьи о знаменитых русских художниках: М. А. Врубеле, И. Е. Репине и Н. К. Рерихе. Над монографией о Врубеле, опубликованной в 1911 году, он работал много лет в контакте с женой и сестрой художника. А. П. Иванов был также другом, большим поклонником и корреспондентом Н. К. Рериха и в 1910-х гг. по предложению И. Э. Грабаря приступил к работе над монографией о художнике. Книга о Рерихе планировалась к выходу в московском издательстве И. Кнебеля, но рукопись погибла при погроме типографии 27 мая 1915 года.

Семья Ивановых была близко знакома с Александром Блоком. Брат А. Иванова – писатель Евгений Иванов входил в круг ближайших друзей поэта (ему поэт посвятил шесть своих стихотворений с 1903 по 1910 годы), сестре Марии Блок посвятил стихотворение «На железной дороге». Об Александре Павловиче Блок писал: «А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как вся семья Ивановых. Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них – опора».

Единственное опубликованное при жизни А. П. Иванова художественное произведение – фантастический рассказ «Стереоскоп» (1909) – написан в традициях «готического романа», но более отклоняясь в сторону фантастики, чем ужаса. Кроме того, к фантастике имеет отношение увидевший свет лишь в 1993 году по черновикам автора рассказ «Городище», на написание которого автора вдохновила статья Н. К. Рериха «На кургане». Герой произведения, заблудившийся и уставший в лесистом сумрачном Безлюдье, видит сцены из своей прошлой жизни, проходившей во времена древних русичей, а затем находит подтверждение своим видениям в реальности.

После Октябрьской революции Александр Павлович некоторое время продолжал работать в Министерстве финансов (Наркомфине). В 1920 году поступил на работу научным сотрудником Государственной Академии истории материальной культуры по разряду нового искусства, а вскоре стал помощником хранителя отдела нового искусства в Государственном Русском музее. В 1927-м стал хранителем отдела, с 1930-го получает должность научного сотрудника 1-го разряда, но год спустя по состоянию здоровья покидает Русский музей. Будучи доцентом Ленинградского университета и Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа), организовывал выставки, читал лекции и вел практические занятия по русской живописи.

По воспоминаниям своих современников, Александр Павлович был человеком «редкой гармонии ума и сердца», истинным интеллигентом дореволюционной поры, обликом своим чем-то напоминая главного героя репинской картины «Не ждали». Жил в Ленинграде Зоологическом переулке за Биржевым мостом; ушел из жизни в 1933 году.

Трагической оказалась судьба и остальных детей семьи Ивановых. Сестра Александра Павловича Мария работала врачом, посвятила жизнь своему брату Евгению – детскому писателю, философу и богослову – и воспитанию его дочери. Еще один брат Петр стал известным эмбриологом, профессором, автор фундаментального научного труда. Но все они умерли во время Великой отечественной войны в блокадном Ленинграде. Только Петр Павлович смог эвакуироваться, но, даже не доехав до места назначения, скончался недалеко от Костромы.

Отдельные издания

  • Стереоскоп: Сумеречный рассказ / Рис. Е. Смирновой-Ивановой. – СПб.: Типография «Сириус», 1909. – 80 с. 90 коп. (о)
  • Стереоскоп: Сумеречный рассказ / Рис. Е. Смирновой-Ивановой. – Пг.: Русское самоиздательство, 1918. – 80 с. (о)
  • Стереоскоп (Сумеречный рассказ) / Сост. Людмила Давыдова. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. – 128 с. (о) ISBN 5-93572-077-9

Публикации в периодике и сборниках

  • Стереоскоп: Сумеречный рассказ / Рис. Е. Смирновой-Ивановой // Наука и техника (Рига), 1988, №9 – с.28-30, №10 – с.31-32, №11 – с.31-32, №12 – с.28-31; 1989, №1 – с.30-32
      То же: Сумеречный рассказ // Дисплей фантастики. – Рига: Авотс, Европа, 1990 – с.128-167
      То же: Сумеречный рассказ // Стереоскопъ. – СПб.: Санкт-Петербургский фонд культуры, 1992 – с.52-82
      То же: Сумеречный рассказ // Простор (Алма-Ата), 1992, №11-12 – с.176-193
      То же: [Рассказ] // Храм снов. – М.: Терра, 1993 – с.46-108
      То же: [Рассказ] // Мистика, ужасы. – Донецк: ООО «ПКФ «БАО», 2009 – с.379-414
      То же: Сумеречный рассказ // Ночной принц. – СПб.: Реноме, 2018 – с.79-128
  • Городище: Рассказ / Предисл. и публ. Л. А. Ильюниной и Е. Р. Обатниной // Лица: Биографический альманах. Книга 3. – СПб.: Феникс; Париж: Atheneum, 1993 – с.5-39

Искусствоведческие и биографические публикации

  • Логэ и Зигфрид // Мир искусства, 1904, №6 – с.128-145
  • Врубель: Биографический очерк А. П. Иванова. – СПб.: Издание Н. И. Бутковской, 1911. – 84 с. – («Современное искусство», серия иллюстрированных монографий, том 2). (п)
  • Врубель: Опыт биографии; академия и Киевский период. – К.: Журнал «Искусство», 1912. – 88 с. (о)
  • Врубель. – Второе издание. – СПб.: Издание Н. И. Бутковской, 1916. – 64 с. (п)
  • И. Е. Репин: Каталог юбилейной выставки. – Л.: Государственный Русский музей, 1925. – 64 с. 1 600 экз. (о)
      Творчество Репина – с.5-45
      Каталог выставки – с.46-64
  • Н. Рерих. – Л., 1926
  • Врубель. – Л.: Государственный Русский музей, 1928. – 76 с. 1 500 экз. (о)
  • Путеводитель по экспозиции Врубеля в Русском музее. – Л.: Государственный Русский музей, 1928. (о)
  • Два варианта картины И. Е. Репина «Шторм на Волге» // Материалы по русскому искусству. Том 1. – Л.: Издание Государственного Русского музея, 1928 – с.255-256
  • Михаил Александрович Врубель: Вступительная статья // М. А. Врубель: Письма к сестре; Воспоминания о художнике Анны Александровны Врубель; Отрывки из писем отца художника. – Л.: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры, 1929 – с.
  • Светоносные краски Рериха: [Из неопубликованной монографии «Н. К. Рерих»] // Дельфис (Москва), 1998, №3(16) – с.

О жизни и творчестве

  • Валерий Брюсов. А. Иванов. Стереоскоп: Сумеречный рассказ / Рис. Е. Смирновой-Ивановой. СПб. 1909. Ц. 90 к. // Весы: Ежемесячник искусств и литературы, 1909, №6 (июнь) – с.81
  • Х. Алымов [И. Г. Халымбаджа]. Сумеречный рассказ: [О рассказе А. Иванова «Стереоскоп»] // Молодая гвардия (Пермь), 1981, 18 декабря – с.
      То же: Молодой ленинец (Ставрополь), 1982, 23 июня – с.
  • «Стереоскоп» Александра Иванова: Из работы М. Волошина // Дисплей фантастики. – Рига: Авотс, Европа, 1990 – с.168-171
  • Л. А. Ильюнина. Иванов Александр Павлович // Русские писатели 1800-1917: Биобиблиографический словарь. Том 2. – М., 1992 – с.
  • П. Купченко. Ещё один Александр Иванов // Лица: Биографический альманах. Книга 3. – СПб.: Феникс; Париж: Atheneum, 1993 – с.4
  • Иванов Александр Павлович (1876-1940) / А. П. Лукашин // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.250
  • Игорь Муханов. Держава Рерихов: [Предисловие к статье А. П. Иванова «Светоносные краски Рериха»] // Дельфис, 1998, №3(16) – с.
  • Валерий Окулов. Фант-калейдоскоп: Ивановы // Литературная Россия, 2014, 24 января – с.

© Виталий Карацупа, 2001-2018