|
|
|
|
В рассказе Александра Грина «Сила непостижимого» (1918) главный герой – скрипач Грациан Дюплэ – был тем человеком,
который обладал острейшей духовной чувствительностью, его сила жизненных возбуждений близка к порыву в безумие. Основным тоном жизни
музыканта было никогда не покидающее чувство музыкального обаяния, а его тревожные и странные сны были настолько осязаемы, что часто было
непонятно где сон, а где явь. И в этих снах он частенько слушал музыку – откровение идеальной гармонии, красота которой ужасала
сверхъестественной силой созвучий, способных, казалось, превратит ад в рай. Однако память Дюплэ по пробуждении отказывалась восстановить
слышанное. И тогда он решается обратиться к некоему господину Румиеру, специалисту в области цветной фотографии и гипноза. Он попросил его
о сеансе гипноза, чтобы скрипач смог сыграть слышанную во снах мелодию. А когда Румиер исполнил желание Грациана Дюплэ, и когда тот встал,
резко взмахнул смычком, сердце гипнотизера, силой мгновенно прихлынувшей крови, болезненно застучала. Звуки музыки ослепляли и низвергали,
они показали Румиеру всю его жизнь в том виде, в какой прошла она до сего дня, совершенно не нужная ему, постылая и бесполезная. И еще одно
понял гипнотизер, что слушать дальше такую музыку нельзя, т.к. под ее действием человек совершит все с одинаковой яростью упоения –
величайшее злодейство и величайшую жертву. И тогда Румиер приказал впавшему в транс Дюплэ забыть об этой мелодии навсегда. Как будто бы
скрипача по ночам мучила не эта божественная музыка, а парафраз нескольких популярных опереточных арий.
© Виталий Карацупа, 2008
|
|
|
|