Великобритания
| Награды и звания
| Библиография на английском языке
| Библиография на русском языке
Английский писатель, публицист, политик и общественный деятель. Родился в г. Кью (гр. Мидлсекс) пятым ребенком и третьим сыном П. Б. Бургойна (P. B. Burgoyne). Получил очень хорошее образование: учился в Колледже Келли (Kelly College) в Тавистоке на полуострове Корнуолл (гр. Девон), в Льежском Университете (Liege University) в Бельгии, в Университете Монпелье (Montpellier University) во Франции и в Королевском колледже (Queen's College) в Оксфорде. Служил в военно-морском флоте, где под командованием сэра Уильяма Уайта (Sir William White) изучал морскую инженерию и военно-морские сооружения.
В 1903 году в Порт-Артуре был арестован русскими по обвинению в шпионаже, но после поражения русской армии, освобожден. В марте 1906 года женился на Ирине Виктории Ишон (Irene Victoria Eason), второй дочери графа Макдональда (Earl Macdonald). Алан Бургойн был человеком широких интересов, заядлый путешественник, но особый интерес проявлял к военно-морскому флоту и военно-воздушным силам. В 1907-1915 гг. основал и был составителем «Ежегодника Флотского Союза» (The Navy League Annual). Также его очень интересовала автотехника, интерес к которой начался с приобретения и вождения гоночных автомобилей совместно с Чарльзом Стюартом Роллсом (Charles Stewart Rolls).
Во время Первой мировой войны служил во Франции, Италии, Палестине и Индии. Был личным помощником лорда Монтегю (Lord Montagu) в штабе индийской армии и в 1918 году получил звание подполковника. В 1916-1918 состоял почетным секретарем парламентского комитета воздухоплавания (Parliamentary Air Committee) и его казначеем в 1919-1920 гг. В 1917 году вступил в Королевское авиационное общество (Royal Aeronautical Society), где был членом Совета с 1918-1920 гг. Он также был избран членом Института автомобильных инженеров (Institution of Automobile Engineers) в 1919 году. Несколько лет являлся почетным казначеем Военно-морской лиги (Naval League Annual).
В 1910-1922 гг. Алан Бургойн представлял в английском парламенте Северный Кенсингтон. А с 1924 года в парламенте состоял членом палаты общин от профсоюзов Эйлсбери. Являлся директором нескольких коммерческих компаний, в том числе австралийских винных импортеров, и владел значительной собственностью в Австралии. Был также и членом Королевского географического общества (являлся одним из составителей географических атласов).
Основная тема его творчества – будущая война и преимущественно морские сражения. На эту тему он написал два романа: «Новое Трафальгарское сражение» (1905, в соавторстве с У. Лэрдом Клоузом) и «Война неизбежна» (1908). В первой книге Бургойн вновь сводит две морские державы в битве при Трафальгаре, но происходит это в начале ХХ века – спустя сто лет после известного исторического сражения, в котором погиб адмирал Нельсон и Британия стала владычицей морей. Второй роман затрагивает тему имевшего место в нашей истории англо-японского альянса (1902-1921). В качестве главного противника на этот раз выступает Германия, которая удачно атаковала британские торпедные катера, вследствие чего военно-морской флот Японии совершает кругосветное путешествие, приходит на помощь своему союзнику и уже вместе они нападают на Германию.
Теме будущей войны посвящен и цикл рассказов Алана Бургойна: «Пути морского флота» (1909), «Морская драма будущего» (1909), «Смертельное пике: История последнего морского сражения в мире» (1911). В них автор описал различные аспекты будущей морской войны, включая участие в боевых действиях авиации, и даже описал атаку камикадзе (в этой роли выступил отважный британский пилот) за тридцать лет до Второй мировой войны. А в переведенном на русский язык рассказе «Морская драма будущего» (1909) небольшой английский крейсер 3 ранга успешно противостоял большому немецкому броненосцу и тот даже был взят в плен, подвергшись со стороны отважных британцев пиратской тактике абордажа.
Кроме художественной прозы, Бургойн написал большой двухтомный труд по истории подводного флота «Прошлое и будущее подводных походов» (1903), монографию «Что за флот?» (1913), а также опубликовал ряд статей по морскому делу.
В 1922 году ему был пожалован рыцарский титул. А через два года сэр Алан Хьюз Бургойн скоропостижно скончался у себя в кабинете в возрасте 48 лет в городке Амершэм (графство Бакингемшир). Его жена, леди Ирен Виктория Ишон, умерла спустя 9 месяцев, 12 февраля 1930 года, в том же возрасте 48 лет.
Романы
* * *
-
Сборники
- 1918 – Как меня тронул дух (As the Spirit Moved Me). – изд. «Arthur L. Humphreys» (Лондон), 1918. – 60 с. (п) – [Поэтический сборник]
* * *
-
Рассказы
- 1909 – Пути морского флота (The Way of the Navy) // журнал «Pearson's Magazine» (Лондон), 1909, сентябрь – с.
- 1909 – Морская драма будущего (The Commerce Destroyer) // журнал «Pearson's Magazine» (Лондон), 1909, декабрь – с.704-711
- 1911 – Наш визит к Райсули (Our Visit to Raisuli) // журнал «The Wide World Magazine», 1911, июль – с.
- 1911 – Смертельное пике: История последнего морского сражения в мире (The Death Dive: The Story of the World's Last Naval Battle) // журнал «Pearson's Magazine» (Лондон), 1911, октябрь – с.
- 1912 – Шанс Босуна (The Bosun’s Chance) // журнал «The Novel Magazine». 1912, март – с.726-732
* * *
-
Публицистика
- 1903 – Обращение русского шпиона (Treatment Of A Russian Spy) // журнал «The Times», 1903, 13 апреля – с.9
- 1904 – Поездка на слоне в Сиаме (An Elephant Drive in Siam) / Рис. Х. Д. Николса (H. D. Nichols) и С. Вернера (S. Werner) // журнал «Harper’s Monthly Magazine», 1904, февраль – с.358-366
- 1904 – Развитие подводной лодки в течение 1903 года (The Progress Of The Submarine During 1903) // журнал «The Times», 1905, 5 апреля – с.8
- 1904 – Плавание между островами каннибалов (A Cruise Among Cannibal Islands) // журнал «The Pall Mall Magazine», 1904, апрель – с.502-511
- 1904 – К редактору «Таймс» (To The Editor Of The Times) // журнал «The Times», 1904, 28 октября – с.8
- 1904 – Морские потери в войне (Naval Losses In The War) // журнал «The Times», 1904, 21 декабря – с.10
- 1904 – «Приказ – в море» ("Command Of The Seas") // журнал «The Times», 1904, 27 декабря – с.12
- 1905 – Политическая ситуация в Кингс-Линн (The Political Situation At King's Lynn) // журнал «The Times», 1905, 7 апреля – с.10, 12 апреля – с.4
- 1905 – Заметки об алюминиевом коршуне (Notes on an Aluminium Kite) // журнал «Aeronautical journal», 1905, №4 – с.36-37
- 1909 – Корабельное броня (The Armour of a Battleship) // сборник «Инженерные чудеса мира, Том 1» (Engineering Wonders of the World, Volume I). – изд. «Thomas Telford Publishing», 1909 – с.397-403
- 1909 – Корабельное вооружение (The Armament of a Battleship) // сборник «Инженерные чудеса мира, Том 1» (Engineering Wonders of the World, Volume I). – изд. «Thomas Telford Publishing», 1909 – с.404-417
- 1909 – Разработка торпедных судов (The Development of Torpedo Craft) // сборник «Инженерные чудеса мира, Том 1» (Engineering Wonders of the World, Volume I). – изд. «Thomas Telford Publishing», 1909 – с.418-426
- 1909 – Подводные лодки (Submarine Boats) // сборник «Инженерные чудеса мира, Том 1» (Engineering Wonders of the World, Volume I). – изд. «Thomas Telford Publishing», 1909 – с.427-432
- 1909 – Торпеды (Torpedoes) // сборник «Инженерные чудеса мира, Том 1» (Engineering Wonders of the World, Volume I). – изд. «Thomas Telford Publishing», 1909 – с.433-441
- 1909 – Как ведет бой линкор (How A Battleship is Fought) // сборник «Инженерные чудеса мира, Том 1» (Engineering Wonders of the World, Volume I). – изд. «Thomas Telford Publishing», 1909 – с.442-452
- 1909 – Военные корабли будущего (THE WARSHIP OF THE FUTURE) // сборник «Инженерные чудеса мира, Том 1» (Engineering Wonders of the World, Volume I). – изд. «Thomas Telford Publishing», 1909 – с.453-456
- 1912 – Большие корабли – секрет военно-морских сил (Are Big Ships the Secret of Naval Strength) // журнал «Cassell’s Magazine of Fiction», 1912, август – с.15-26
- 1912 – Уинстон Черчилль в Адмиралтействе (Winston Churchill at the Admiralty) // журнал «The London Magazine», 1912, август – с.695-704
- 1912 – Колониальная культура вина (Colonial Vine Culture) // журнал «Journal of the Royal Society of Arts», 1912, 24 мая (№3105) – с.671-686
- 1913 – Крейсерский вопрос (The Cruiser Question) // журнал «Cassell’s Magazine of Fiction», 1913, июль – с.24-32
- 1913 – Поклонение подводной лодке (The Cult of the Submarine) // журнал «Cassell’s Magazine of Fiction», 1913, сентябрь – с.111-118
- 1925 – Транспортная проблема (The Traffic Problem) // журнал «The Times», 1925, 10 июля – с.13
- 1926 – Будущее автомобилей (The Future of the Motor Car) // журнал «Journal of the Royal Society of Arts», 1926, 22 января (№3818) – с.142-160
- 1926 – Британские воздушные силы (British Air Power) // журнал «The Times», 1926 17 декабря – с.10
* * *
-
Пьесы
- 1909 – Этот иностранец! (That foreigner!: A play in three acts). – изд. «Norman Davy Printing Co.» (Лондон), 1909. – 28 с. (о)
* * *
-
Документальные книги
* * *
-
Составитель
- Морская драма будущего: Рассказ о том, как Англия отстояла положение владычицы морей: Фантазия // Доброе утро! (Москва), 1910, №10 – с.13-16 – [Подписано: А. Б.]
Публикации в периодике и сборниках