Архив фантастики
Zahn, Hermann Wolfgang
Цан Герман Вольфганг (24 января 1879 – 6 мая 1965)


Дом Вальмюллера (1930)
Дело Траке (1999)
Кладоискатель (1999)
Ведьма из Варвинай (2000)
Между гипнозом и искусством: Воспоминания (2000)




Герман Вольфганг Цан

Герман Вольфганг Цан – баден-баденский невропатолог, оригинал, мистик, чудак, друг Пауля Шеербарта (Paul Scheerbart) и Альфреда Кубина (Alfred Kubin), а по не основной профессии – автор странных, философских новелл, возникших между 1907 и 1964 годами и достигших лишь небольшой части публики.
Герман Вольфганг Цан не относится к преданным забвению авторам; как не литератора его знали уже при жизни. Литературной карьерой он всерьёз не занимался. Были в его жизни дела и поважнее. Писал же он для собственного удовольствия, всю свою долгую полнокровную жизнь. Он развил самобытную силу выражения, никогда не задаваясь вопросом, а удовлетворяет ли он высокие литературные претензии. Его простой, безыскусственный язык служит лишь передаче своей веры в судьбоносную связь человеческих экзистенций и в вышестоящую власть, сопровождающую нас на нашем жизненном пути. Мистическое духовное наследие Сведенборга повлияло на него, а также современная, оккультная литература. Правда, благодаря этому Цан не становится оккультным автором, потому что по другую сторону мы видим трезвомыслящего медика и психолога. И последнее релятивирует магическое мировоззрение.
Германн Вольфганг Цан родился 24 января 1879 года в Дюркхайме (земля Пфальц). Его отцом был увлекающийся искусством директор ландгерихта (суд федеральной земли) Август Цан. Мать – красавица Леони Рианд – умерла в послеродовом периоде вскоре после рождения сына. Позже отец вступил во второй брак с Эмилией Шнайдер, с которой Герман Вольфганг так никогда и не нашёл общего языка. Вдовец отослал ребёнка в г. Эденкобен к дедушке с бабушкой, где сын провёл безоблачное детство. Затем Герман Вольфганг посещал народную школу в Ларе, живя уже у другой бабушки с дедушкой. В гимназии города Ландау, новом месте жительства отца, Цан сдаёт экзамен на аттестат зрелости в 1899 году и в октябре того же года поступает добровольцем сроком на один год в Первый полк полевой артиллерии принца-регента Луитпольда в Мюнхене. Также в Мюнхене он начинает изучать медицину, продолжая учёбу в Эрлангене, Лейпциге и Вюрцбурге. И, наконец, зимой 1904/1905 годов в Мюнхене Цан сдаёт дипломный экзамен на врача. В столице Баварии он с друзьями основал кабаре «12 палачих» и написал для этой цели несколько сюрреалистических пьес. Свою первую книгу «Ветреные песни», сборник невинных стихов, он издал в 1903 году на собственные средства. В 1905 году Цан принадлежал к со-основателям литературного журнала «Штрандгут» (слово «штрандгут» означает предметы с потерпевшего крушение корабля, выброшенные на берег) и опубликовал там свои первые рассказы.
В 1907 году он становится ассистентом мюнхенского профессора Эмиля Крепелина, тогдашнего «короля психиатрии» и директора психиатрической клиники. С 1908 года в Берлине Цан занимается электродиагностикой, электротерапией, а также лечебным гипнозом, ориентируясь на невролога Германа Опенгейма. У Эрнста Кассирера он слушает лекции по философии. У доктора Хиршлафа продолжает изучать оспариваемый тогда лечебный гипноз. Поработав в Бланкебурге (Тюрингия) врачом общей практики, Цан возвращается в Берлин и становится ведущим специалистом в санатории Груневальд (район Берлина). В августе 1914 года он отправляется на фронт в качестве старшего врача. А уволенный из армии в 1915 году по болезни, Герман Цан берёт на себя руководство лазаретом для нервнобольных в Эрлангене. Здесь ему удаются сенсационные успехи в лечении дрожательного паралича, лечении психически больных Первой Мировой войны. Их привозили в его лечебный кабинет в кресле-каталке, а уже несколько минут спустя весело провожали вниз по лестнице на прогулку. Персонал обычно говорил в таких случаях: Опять Цан наколдовал!
В январе 1914 года в Берлине Г. В. Цан женился на еврейке Ирме Бранд, что привело к натянутым отношениям с семьёй. Однако, их брак протекал гармонично на протяжении более 50 лет. В 1919 году супружеская пара (еще добавилось 3 детей, а в 1923 году родился четвёртый ребёнок, дочь Леони) переехала в Баден-Баден, где Цан построил частный санаторий для нервных и психических больных, просуществовавший до 1950 года. Своей частной практикой он занимался до самой смерти. Герман Цан умер 6 мая в Баден-Бадене в возрасте 86 лет.
Его описывают как высокого статного человека с доминирующим взглядом, подчиняющим слушателей (врачи, артисты, деятели искусства) – участников круглого стола; весёлый, оптимистичный уроженец Пфальца, любивший свою родину и вино (Пфальц славится своим вином), Цан неохотно покидал дом, был безудержен в гостеприимстве, понятия не имел в обращении с деньгами (он вечно ходил без единого пфеннига в кармане, а хозяйственными вопросами приходилось заниматься жене). В его доме часто бывали Альфред Кубин, Оскар А. Г. Шмиц, Курт Арам (Kurt Aram), Отто Флаке и другие.
Первый томик с рассказами Цана «Фигуры за моей спиной» вышел в 1907 году и содержал короткие тексты, которые читаются как сжатые романы. Каждое предложение загружено действием и подгоняет историю вперёд. Нет ни секунды времени, чтобы обдумать, приостановить, тщательно смерить чудовищные процессы. Пауль Шеербарт писал об этом: «Таинственное визионерных событий преподносится здесь в очень резком освещении. И, по моему ощущению, кошмарное охватывает тебя ещё сильнее чем у По». Например, в рассказе «Сенсограмма» голова казнённого садиста начинает снова говорить благодаря одному изобретению, хотя, при этом, экспериментатора и его помощника ожидает довольно плохой конец. По высказываниям некоторых современных критиков рассказы Германа Цана ещё не зрелы, но уже свидетельствуют о таланте.
Новелла «Лидия» (1909) в противовес предыдущему тому несёт в себе атмосферную гармонию и романтическое настроение. Тематика, вращающаяся вокруг сна, реинкарнации и любви к умершим, диффузна, двусмысленна и допускает различные интерпретации. Тогдашний рецензент писал: «Эта новелла – своеобразное произведение искусства, хотя она явно не понравится среднему читателю. Автор погружается на дно человеческой души, метко изображая таинственные проявления чувств и силы, определяющие человеческую жизнь». Иллюстрация к роману «Дом Вальмюллера» (1930)
Главное произведение Цана – роман «Дом Вальмюллера», вышедший в 1930 году и проиллюстрированный Альфредом Кубином. Роман был написан ещё в 1915 году и его действие разворачивается в Бамберге. Это история о душевнобольном человеке и одновременно оккультный роман-мистерия. Психология и спиритизм протягивают друг другу руки и взаимно оплодотворяются. Человек денег и материалист Барнер выбивается из колеи благодаря необъяснимым событиям; он склонен к чувственному, поэтустороннему и с большим трудом преодолевает внутренние страхи перед потусторонним, больше того, он ведёт себя как сумасшедший, чтобы оградить себя от правды. Тема потери-обретения звучит в этом романе несколько раз, сразу в начале при встрече двух друзей Барнера и Норта, вроде бы направляемой невидимой рукой и оттого неизбежной. Эта судьбоносность всплывает в более поздних произведениях Цана всё снова и снова. Роман начинается как история о привидениях, в которой также играет роль Гофман, но потом через алхимистские трансмутации и египетский культ мёртвых ведёт к реинкарнации. При этом Цану удаётся искусно сплести друг с другом различные тематические области в этом иногда гротескном, иногда сказочно-подобном романе-мистерии, так что история никогда не теряет внутренней логичности. Это удивительный меланж из психиатрии Юнга и оккультного духовного наследия Парацельса и Сведенборга.
В 1931 году вышла книга «Я ищу Морну!», напряжённый оккультный триллер на английский манер, место действия которого перенесено в Англию. В романе творит нечестивые дела чудовищный, злобный гипнотизёр и фокусник Ноэл Даф. Невероятная, мелодраматическая история всегда готового помочь призрака по имени Морна, вызванного сильной страстью, умно продумана и полна сюрпризов и цановских своеволий.
Во второй половине 20-х годов или начале 30-х возникли новеллы «Ведьма из Варвинай» и «Дух-хранитель», которые были обнаружены в архиве писателя в конце 1980-х годов, много лет спустя после его смерти и опубликованы в сборнике «Ведьма из Варвинай» (2000). Во враче для бедных, мистически-возвышенной фигуре, играющей опорную роль в обоих рассказах, Цан портретирует идеал врачевателя души, к которому он сам стремился всю жизнь. По мнению Цана не обязательно искать душевную болезнь пациента в детстве или сексуальности; она может крыться в предопределении судьбы человека ещё до его рождения.
После Второй Мировой войны вышли 2 тома рассказов «Промежуточная сфера» и «Волшебная лампа». «Промежуточная сфера» – щемящая душу заключительная речь в память о прошедшей эпохе, принимающей сказочно-подобное обличье в ретроспективном обзоре. С любовью он вырисовывает запутанные переулки, витиеватые дверные оклады, чудаковатые фигуры своей молодости, принимающие призрачную, мистическую суть в сумраке прошедших десятилетий. В «Волшебной лампе» Цан без пафоса, с головой погрузившись в романтику, обрабатывает темы грёз, безумия, внушения, да так, что не теряет при этом логики и чувства реальности. В обработке феноменов оккультизма он всегда остаётся открытым и недогматичным, сдержанным в своих попытках толкования. Сравнение Цана с Э. Т. А. Гофманом и Э. А. По, как это периодически происходит в современной критике, мало уместно. Интимное сцепление грёз и действительности напоминает скорее алхимика и писателя Александра фон Бернуса (1880-1965), с которым Цан дружил. Его более чем тридцатилетняя практика как врача-невропатолога придаёт историям глубину и взвешенность. Генрих Берль, друг автора, сформулировал это так: «Психиатр в нём усмиряет психопата. Таким образом, избегается соскальзывание в безумие, магические и реальные атмосферы внедряются друг в друга».
В 1999-2000 годах в издательстве «Verlag Lindenstruth» вышло сразу несколько изданий Г. В. Цана – две брошюры с двумя одиночными рассказами, сборник новелл «Ведьма из Варвинай», а также 220-страничные мемуары Германа Вольфганга Цана «Между гипнозом и искусством», изданные знатоком немецкой фантастики Робертом Н. Блохом (Robert N. Bloch).
Фантастические произведения автора
    Романы
  • 1932 – Я ищу Морну! (История трёх ночей). Мистический роман (Ich suche Morna! (Die Geschichte dreier Nächte). Ein mystischer Roman). – Баден-Баден, издательство «Мерлин» (Merlin-Verlag). – 213 с.

    Сборники

  • 1907 – «Фигуры за моей спиной». Пять новелл (“Gestalten hinter mir“. Fünf Novellen). – Берлин-Вильмерсдорф, издательство «А. Р. Майер» (A. R. Meyer). – 46 с.
      История одной ночи (Die Geschichte einer Nacht)
      Сенсограмма (Das Sensogramm)
      Ужасы одной секунды (Die Schrecken einer Sekunde)
      Не судите...! (Richtet nicht...!)
      Тайна Чизвика (Das Mysterium von Chiswick)
  • 1947 – Промежуточные сферы. Новеллы (Zwischenreich. Novellen). – Баден-Баден, издательство «Ханс Бюлер младший» (Hans Bühler jun.). – 146 с. (п)
      Промежуточные сферы (Zwischenreich)
      Старик с переулка сирен (Der Alte aus der Meerweibchengasse)
      Призрак в паноптикуме (Spuck im Panoptikum)
      Ночь в Трансбурге (Die Nacht in Transburg)
      Каменотёс из Chartres (Der Steinmetz von Chartres)
  • 1948 – Волшебная лампа (3 новеллы) (Die Wunderlampe (3 Novellen)). – Баден-Баден, издательство «Хебель» (Hebel-Verlag). – 139 с. (п)
      Имоген (Imogen)
      Музей фокусника (Das Kabinett des Magiers)
      История денди (Die Geschichte des Dandy)
  • 1954 – Встреча с другим: 2 волшебные новеллы (Begegnung mit dem andern. Zwei magische Novellen). – Гейдельберг, издательство «Герман Майстер» (Hermann Meister). – 58 с. (п)
      История одного портрета (Die Geschichte eines Bildes)
      Свидетель (Der Zeuge)
  • 2000 – Ведьма из Варвинай. Истории оттуда и отсюда (Die Hexe von Varvinay. Geschichte von hüben und drüben). – издательство «ЭДФС» (EDFC). – 126 с. (п) ISBN 3-932621-33-6
      История одного портрета (Die Geschichte eines Bildes)
      Свидетель (Der Zeuge)
      Ведьма из Варвинай (Die Hexe von Varvinay)
      Дух-хранитель (Der Schutzgeist)

    Повести, рассказы и радипьесы

  • 1909 – Лидия. Новелла (Lydia. Eine Novelle). – Берлин-Вильмерсдорф, издательство «А. Р. Майер» (A. R. Meyer). – 56 с.
  • 1930 – Дом Вальмюллера: Повесть (Das Wallmüllerhaus. Eine Erzählung) / Иллюстрации Альфреда Кубина. – Баден-Баден, издательство «Мерлин» (Merlin-Verlag). – 128 с.
  • 1964 – Дело Траке (оккультистская радиопьеса) (Der Fall Trake (okkultistisches Hörspiel). – Баден-Баден, самиздат. – 34 с.
      То же: 1999 – Гиссен, издательство «Линденштрут» (Verlag-Lindenstruth). – 34 с. (о) ISBN 3-9342-7318-1
  • 1964 – Кладоискатель (новелла) (Der Schatzgräber (Novelle). – Баден-Баден, самиздат. – 32 с.
      То же: 1999 – Гиссен, издательство «Линденштрут» (Verlag-Lindenstruth). – 32 с. (о) ISBN 3-9342-7319-Х
Творчество автора
  • 2000 – Герман Вольфганг Цан. Между гипнозом и искусством: Воспоминания (Hermann Wolfgang Zahn. Zwischen Hypnose und Kunst. Erinnerungen) / Под ред. Роберта Н. Блоха (Robert N. Bloch). – изд. «Verlag Lindenstruth», 220 (о) ISBN 3-9342-7324-6

© Вячеслав Короп, 2006