|
|
Zahn, Hermann Wolfgang
Цан Герман Вольфганг (24 января 1879 – 6 мая 1965) |
|
|
|
|
|
Герман Вольфганг Цан – баден-баденский невропатолог, оригинал, мистик, чудак, друг Пауля Шеербарта
(Paul Scheerbart) и Альфреда Кубина (Alfred Kubin), а по не основной профессии – автор странных, философских
новелл, возникших между 1907 и 1964 годами и достигших лишь небольшой части публики.
Герман Вольфганг Цан не относится к преданным забвению авторам; как не литератора его знали уже при жизни.
Литературной карьерой он всерьёз не занимался. Были в его жизни дела и поважнее. Писал же он для собственного
удовольствия, всю свою долгую полнокровную жизнь. Он развил самобытную силу выражения, никогда не задаваясь
вопросом, а удовлетворяет ли он высокие литературные претензии. Его простой, безыскусственный язык служит лишь
передаче своей веры в судьбоносную связь человеческих экзистенций и в вышестоящую власть, сопровождающую
нас на нашем жизненном пути. Мистическое духовное наследие Сведенборга повлияло на него, а также современная,
оккультная литература. Правда, благодаря этому Цан не становится оккультным автором, потому что по другую
сторону мы видим трезвомыслящего медика и психолога. И последнее релятивирует магическое мировоззрение.
Германн Вольфганг Цан родился 24 января 1879 года в Дюркхайме (земля Пфальц). Его отцом был увлекающийся
искусством директор ландгерихта (суд федеральной земли) Август Цан. Мать – красавица Леони Рианд – умерла в
послеродовом периоде вскоре после рождения сына. Позже отец вступил во второй брак с Эмилией Шнайдер, с
которой Герман Вольфганг так никогда и не нашёл общего языка. Вдовец отослал ребёнка в г. Эденкобен к дедушке с
бабушкой, где сын провёл безоблачное детство. Затем Герман Вольфганг посещал народную школу в Ларе, живя уже
у другой бабушки с дедушкой. В гимназии города Ландау, новом месте жительства отца, Цан сдаёт экзамен на
аттестат зрелости в 1899 году и в октябре того же года поступает добровольцем сроком на один год в Первый полк
полевой артиллерии принца-регента Луитпольда в Мюнхене. Также в Мюнхене он начинает изучать медицину,
продолжая учёбу в Эрлангене, Лейпциге и Вюрцбурге. И, наконец, зимой 1904/1905 годов в Мюнхене Цан сдаёт
дипломный экзамен на врача. В столице Баварии он с друзьями основал кабаре «12 палачих» и написал для этой
цели несколько сюрреалистических пьес. Свою первую книгу «Ветреные песни», сборник невинных стихов, он издал
в 1903 году на собственные средства. В 1905 году Цан принадлежал к со-основателям литературного журнала
«Штрандгут» (слово «штрандгут» означает предметы с потерпевшего крушение корабля, выброшенные на берег) и
опубликовал там свои первые рассказы.
В 1907 году он становится ассистентом мюнхенского профессора Эмиля Крепелина, тогдашнего «короля психиатрии»
и директора психиатрической клиники. С 1908 года в Берлине Цан занимается электродиагностикой, электротерапией,
а также лечебным гипнозом, ориентируясь на невролога Германа Опенгейма. У Эрнста Кассирера он слушает лекции
по философии. У доктора Хиршлафа продолжает изучать оспариваемый тогда лечебный гипноз. Поработав в
Бланкебурге (Тюрингия) врачом общей практики, Цан возвращается в Берлин и становится ведущим специалистом в
санатории Груневальд (район Берлина). В августе 1914 года он отправляется на фронт в качестве старшего врача. А
уволенный из армии в 1915 году по болезни, Герман Цан берёт на себя руководство лазаретом для нервнобольных в
Эрлангене. Здесь ему удаются сенсационные успехи в лечении дрожательного паралича, лечении психически
больных Первой Мировой войны. Их привозили в его лечебный кабинет в кресле-каталке, а уже несколько минут
спустя весело провожали вниз по лестнице на прогулку. Персонал обычно говорил в таких случаях: Опять Цан
наколдовал!
В январе 1914 года в Берлине Г. В. Цан женился на еврейке Ирме Бранд, что привело к натянутым отношениям с
семьёй. Однако, их брак протекал гармонично на протяжении более 50 лет. В 1919 году супружеская пара (еще
добавилось 3 детей, а в 1923 году родился четвёртый ребёнок, дочь Леони) переехала в Баден-Баден, где Цан
построил частный санаторий для нервных и психических больных, просуществовавший до 1950 года. Своей частной
практикой он занимался до самой смерти. Герман Цан умер 6 мая в Баден-Бадене в возрасте 86 лет.
Его описывают как высокого статного человека с доминирующим взглядом, подчиняющим слушателей (врачи,
артисты, деятели искусства) – участников круглого стола; весёлый, оптимистичный уроженец Пфальца, любивший
свою родину и вино (Пфальц славится своим вином), Цан неохотно покидал дом, был безудержен в гостеприимстве,
понятия не имел в обращении с деньгами (он вечно ходил без единого пфеннига в кармане, а хозяйственными
вопросами приходилось заниматься жене). В его доме часто бывали Альфред Кубин, Оскар А. Г. Шмиц, Курт Арам
(Kurt Aram), Отто Флаке и другие.
Первый томик с рассказами Цана «Фигуры за моей спиной» вышел в 1907 году и содержал короткие тексты, которые
читаются как сжатые романы. Каждое предложение загружено действием и подгоняет историю вперёд. Нет ни секунды
времени, чтобы обдумать, приостановить, тщательно смерить чудовищные процессы. Пауль Шеербарт писал об этом:
«Таинственное визионерных событий преподносится здесь в очень резком освещении. И, по моему ощущению,
кошмарное охватывает тебя ещё сильнее чем у По». Например, в рассказе «Сенсограмма» голова казнённого
садиста начинает снова говорить благодаря одному изобретению, хотя, при этом, экспериментатора и его помощника
ожидает довольно плохой конец. По высказываниям некоторых современных критиков рассказы Германа Цана ещё
не зрелы, но уже свидетельствуют о таланте.
Новелла «Лидия» (1909) в противовес предыдущему тому несёт в себе атмосферную гармонию и романтическое
настроение. Тематика, вращающаяся вокруг сна, реинкарнации и любви к умершим, диффузна, двусмысленна и
допускает различные интерпретации. Тогдашний рецензент писал: «Эта новелла – своеобразное произведение
искусства, хотя она явно не понравится среднему читателю. Автор погружается на дно человеческой души, метко
изображая таинственные проявления чувств и силы, определяющие человеческую жизнь».
Главное произведение Цана – роман «Дом Вальмюллера», вышедший в 1930 году и проиллюстрированный
Альфредом Кубином. Роман был написан ещё в 1915 году и его действие разворачивается в Бамберге. Это история
о душевнобольном человеке и одновременно оккультный роман-мистерия. Психология и спиритизм протягивают друг
другу руки и взаимно оплодотворяются. Человек денег и материалист Барнер выбивается из колеи благодаря
необъяснимым событиям; он склонен к чувственному, поэтустороннему и с большим трудом преодолевает внутренние
страхи перед потусторонним, больше того, он ведёт себя как сумасшедший, чтобы оградить себя от правды. Тема
потери-обретения звучит в этом романе несколько раз, сразу в начале при встрече двух друзей Барнера и Норта,
вроде бы направляемой невидимой рукой и оттого неизбежной. Эта судьбоносность всплывает в более поздних
произведениях Цана всё снова и снова. Роман начинается как история о привидениях, в которой также играет роль
Гофман, но потом через алхимистские трансмутации и египетский культ мёртвых ведёт к реинкарнации. При этом Цану
удаётся искусно сплести друг с другом различные тематические области в этом иногда гротескном, иногда
сказочно-подобном романе-мистерии, так что история никогда не теряет внутренней логичности. Это удивительный
меланж из психиатрии Юнга и оккультного духовного наследия Парацельса и Сведенборга.
В 1931 году вышла книга «Я ищу Морну!», напряжённый оккультный триллер на английский манер, место действия
которого перенесено в Англию. В романе творит нечестивые дела чудовищный, злобный гипнотизёр и фокусник Ноэл
Даф. Невероятная, мелодраматическая история всегда готового помочь призрака по имени Морна, вызванного
сильной страстью, умно продумана и полна сюрпризов и цановских своеволий.
Во второй половине 20-х годов или начале 30-х возникли новеллы «Ведьма из Варвинай» и «Дух-хранитель», которые
были обнаружены в архиве писателя в конце 1980-х годов, много лет спустя после его смерти и опубликованы в
сборнике «Ведьма из Варвинай» (2000). Во враче для бедных, мистически-возвышенной фигуре, играющей опорную
роль в обоих рассказах, Цан портретирует идеал врачевателя души, к которому он сам стремился всю жизнь. По
мнению Цана не обязательно искать душевную болезнь пациента в детстве или сексуальности; она может крыться в
предопределении судьбы человека ещё до его рождения.
После Второй Мировой войны вышли 2 тома рассказов «Промежуточная сфера» и «Волшебная лампа».
«Промежуточная сфера» – щемящая душу заключительная речь в память о прошедшей эпохе, принимающей
сказочно-подобное обличье в ретроспективном обзоре. С любовью он вырисовывает запутанные переулки, витиеватые
дверные оклады, чудаковатые фигуры своей молодости, принимающие призрачную, мистическую суть в сумраке
прошедших десятилетий. В «Волшебной лампе» Цан без пафоса, с головой погрузившись в романтику, обрабатывает
темы грёз, безумия, внушения, да так, что не теряет при этом логики и чувства реальности. В обработке феноменов
оккультизма он всегда остаётся открытым и недогматичным, сдержанным в своих попытках толкования. Сравнение
Цана с Э. Т. А. Гофманом и Э. А. По, как это периодически происходит в современной критике, мало уместно.
Интимное сцепление грёз и действительности напоминает скорее алхимика и писателя Александра фон Бернуса
(1880-1965), с которым Цан дружил. Его более чем тридцатилетняя практика как врача-невропатолога придаёт
историям глубину и взвешенность. Генрих Берль, друг автора, сформулировал это так: «Психиатр в нём усмиряет
психопата. Таким образом, избегается соскальзывание в безумие, магические и реальные атмосферы внедряются
друг в друга».
В 1999-2000 годах в издательстве «Verlag Lindenstruth» вышло сразу несколько изданий Г. В. Цана – две брошюры
с двумя одиночными рассказами, сборник новелл «Ведьма из Варвинай», а также 220-страничные мемуары Германа
Вольфганга Цана «Между гипнозом и искусством», изданные знатоком немецкой фантастики Робертом Н. Блохом
(Robert N. Bloch).
Фантастические произведения автора
Творчество автора
- 2000 – Герман Вольфганг Цан. Между гипнозом и искусством: Воспоминания (Hermann Wolfgang Zahn. Zwischen Hypnose und Kunst. Erinnerungen) / Под ред. Роберта Н. Блоха (Robert N. Bloch). – изд. «Verlag Lindenstruth», 220 (о) ISBN 3-9342-7324-6
© Вячеслав Короп, 2006
|
|
|
|