|
|
Poritzky, Jacob Elias
Поритцки Якоб Элиас (13 января 1876 – 1 февраля 1935) |
|
|
|
|
|
Я. Э. Поритцки – немецкий писатель-философ, последователь Шопенгауэра и Ницше, автор сборников эссе
«Сердце ночи» (1909), «Имаго Мунди» (1918), «Эротики» (1921), «Демонические писатели» (1921), «Фантасты и
мыслители» (1922), а также «Дух и судьба» (1922), с начала своей писательской карьеры занимался темой зловещего
и темой смерти. Его первый сборник рассказов называется «По ту сторону жизни! Анатомические эскизы» (1896) –
хоровод смерти под влиянием французского декаденства, где шокирующие жестокости и хлипкая сентиментальность
сменяют друг друга. Уже здесь отчётливо видна тяга Поритцки к изображению безумия, депрессии и самоубийства. В
«Мести покойника» студент-медик Гётце, используя крепкие вульгарные выражения («Ну, старая свинья»),
препарирует женский труп, пока не ранит себе большой палец. «Гётце признал в покойной девушку, когда-то
соблазнённую им, и цепь ужасных событий, связывающих его с этим мёртвым телом, вероятно, слишком внезапно
потащила его в прошлое. Девушка, когда-то встречающая его ликованием, верившая его, любившая его, прошедшая
в брод по всем лужам сумасшедшей жизни, потом искала смерти в воде, чтобы смыть с себя всю грязь, а теперь
лежала здесь в этом жутком зале. Она вернулась к своему возлюбленному. Вот к этим искажённым в улыбке губам
когда-то припадали его губы, целовали, шептали клятвы и милые заверения (...) и вот эта грудь, изрезанная, лежит
здесь, гниющая плоть, гигантская железа, которую Гётце резал ланцетом (...) Четыре дня спустя студент был тихим и
мёртвым, лежал на том же столе и подвергался вскрытию...»
Отвращение к жизни отмечает его полуавтобиографическое произведение «Мой ад» (1906), бездонно мрачное кредо
никчёмности бытия, о котором он начинает так: «Я проповедую убожество бытия. И если ты, испытывая тошноту и
отвращение к жизни, добрался до полуденной высоты несчастья, и твоя душа настолько перегружена, что хотела бы
разорваться на части, что лучше всего пустить пулю в висок, чтобы, спасая себя, перейти в пустое от ощущений
ничто, тогда прочти мою книгу. Усиление твоих мук станет тебе утешением. Ты понимаешь». Поритцки рассказывает о
своём унизительном существовании, глубокой трясине, в которую его швырнула бедность; едко он рисует портрет
грубого отца, сообщает об одержимости, принудившей его довести одну проститутку до самоубийства; так он
девальвирует все ценности и в качестве альтернативы предлагает лишь свою ненависть и своё презрение. Это не
победа над враждебной действительностью. Несмотря на нелепости и бессмыслицы в книге есть нечто потрясающее.
Франц Дидерих писал в 1907 году: «Его стиль полон энергии. Наполненная ненавистью горечь формировала его. У
него короткое затруднённое дыхание затравленного погоней, не умственного слабака и всё-таки несмотря на всю
гениальность он не поднимается против мрачных социальных сил сдерживания, всё время пригибающих его на
страдальческий путь, полный грязи и нищеты».
Якоб Элиас Поритцки родился 13 января 1876 года в Ломце (Польша). Его отец – выходец из России еврей Абрахам
Якоб Поритцкий – зарабатывал на жизнь, являясь мелким старьёвщиком. Мать Дженни, дочь кантора Аарона
Розенбаума, привносила свой вклад в бедное хозяйство разведением гусей. Отец, ненавидящий всякий род
образования, бил своего сына, когда видел его с книгой, а потом с наслаждением её сжигал. У Якоба Элиаса было
ещё 4 братьев и сестёр: Тереза, Анна, Давид и Шефтель. Семья рано переехала в Карлсруе, где Якоб посещал
народную и реальную школы. С 1890 года ему приходилось работать продавцом в различных мелких магазинах в
селе и заработок поставлять отцу. Глубоко несчастный от такой жизни он сбежал, брал уроки актёрского искусства в
Париже и Франкфурте на Майне, чуть не умер с голоду, спал на парковых скамейках и побитым вернулся назад к
родителям. В 1894 году он переехал в Берлин, где изучал философию. Там же вышли первые рассказы и театральные
пьесы.
1 октября 1901 года Поритцки женился на поэтессе Хелене Орцолковской. У них 24 августа 1902 года родилась дочь
Рут Поритцки, позже ставшая певицей и композитором. С 1911 года по 1914 год он работал режиссёром при
Майнхард-Бернауер-Бюнен, с 1915 по 1916 год интендантом и драматургом при баденском федеральном театре в
Карлсруэ. С 1917 года он литературный руководитель берлинского издательства «Три маски». Поритцки умер 1
февраля 1935 года в Берлин от эмболии лёгочной артерии на фоне желчно-каменной болезни. Его жена и дочь были
убиты нацистами в концентрационных лагерях.
Райн Цондергельд считает Поритцки одним из «непризнанных великих второго периода расцвета фантастической
литературы в немецком языковом пространстве» (примерно 1900-1930 годы), в то время как Геро фон Вильперт (автор
«Немецкой истории о привидениях») называет Поритцки среди авторов, «вторичного открытия которых можно не ждать
и не опасаться». Эта противоречивая оценка, возможно, основана на том, что оба критика знали только том «Истории
о привидениях», не содержащий за немногими исключениями историй о таковых. То есть книга снабжена названием,
вводящим в заблуждение. Если искать только истории о призраках, то эта книга не очень то щедра на них; она
содержит журналистское сообщение о ясновидении («Ясновидящий»), еврейскую легенду («Окаменевшие»),
японскую басню («Катаяма»), психограмму безумного гения («Пророк числа») и длинную новеллу в форме дневника
об отравителе-убийце с дурной наследственностью («Признание Петера Броза»). Настоящих историй о привидениях в
книге только две – «Призрак» и «В царстве духов». Рассказ «Неизвестный» по Цондергельду относится «к одному из
утончённейших исследований о страхе, произведённой немецкой фантастикой».
Как у атеиста, презирателя спиритизма и неверующего, что касается потустороннего мира, у Поритцки вмешательство
сверхъестественного в наш мир может быть лишь только интеллектуальной игрой, полной цинизма, передачей
народного суеверия или исследованием безумия. Второй том Поритцки со страшными фантастическими рассказами
«Мистерии» вышел тиражом в 100 пронумерованных экземпляров с гравюрами Эрнста Циммермана и относится к
редчайшим и ценнейшим книгам фантастической литературы 20-го столетия. В этом издании, напечатанном
исключительно для небольшой публики любителей-библиофилов, Поритцки смог во всей полноте, не сдерживаясь ни в
чём, проявить свои декадентские фантазии. Сюжет «Мук», в которой возлюбленную рассказчика поглощает невидимое
чудовище, в то время как она испытывает чувство экстаза, целиком принадлежит царству маркиза де Сада; как
вершину подлости автор сравнивает человека с забитыми свиньями. «Какая фантазия при будничном взгляде на
прилавки мясников, на которых ради возбуждения человеческого аппетита выставлены напоказ полутуши телят и
свиней, хотя бы раз проводила те ужасные параллели между животным и человеком и хорошенько и последовательно
размышляла, что ведь могло бы всё быть ровно наоборот, и на прилавках могли бы быть выложены на продажу
ополовиненные человеческие тела; тот, кто мог себе представить, что должны ощущать думающие и чувствующие
самки и самцы взрослых животных, если бы они увидели лежащие на окровавленных столах половины трупов своих
детёнышей обоего пола с содранной шкурой, тот чувственно воспримет всю гротескную жестокость и абсурдность
этого впечатления, которое я воспринял, созерцая, мнимо отрезанное тело ассинайца».
«В «Инкубусе» Поритцки резко выразительно и без обиняков изображает эволюцию человека пьющего менструальную
кровь в некрофила и, в конце концов, в оборотня. «Кровь» черпает вдохновение у Герберта Уэллса («Остров Доктора
Моро», 1896) и Мориса Ренара («Доктор Лерне», 1908); половой инстинкт принуждает одного учёного распрощаться
со своей личностью; чтобы сполна удовлетворить инстинкты, ему приходится отныне жить в сбивающей с толка
двойной экзистенции. В обеих историях о привидениях «Призрак» и «Духи» целью нападения писателя является
спиритизм, по которому он проходится с грубой насмешкой. Потусторонний мир в его глазах не менее тривиален как и
поэтусторонний. Предтеча этих экзальтированных гротесков с привидениями – «Contes dans la nuit» (1898) Фредерика
Бутэ.
Отчаянный сарказм Поритцки, которым он засыпает культурное общество двадцатых годов, его отрицание жизни и его
вожделение смертью, уничтожением, человеческой мукой, его одержимость кладбищами и трупами, а также
заслуживающий внимания языковый талант атмосферно изображать экстремальные чувственные впечатления,
поставляют ингредиенты к некоторым из самых необычных историй морбидного и странного (определённо снабжённые
ироничным подчеркиванием), созданным в 20-ом столетии.
* * *
Из «Лексикона фантастической литературы» (Райн Цондергельд)
«Поритцки принадлежит к непризнанным великим второго периода расцвета фантастической литературы в немецком
языковом пространстве (примерно между 1900 и 1930 годами). В его обширном творчестве заметно влияние как
французского натурализма так и декадентов. Наряду с автобиографически окрашенными книгами, нередко занятыми
проблематикой еврея в западном обществе, Поритцки приобрёл репутацию автора многочисленных эссе, написанных
элегантно отшлифованным языком на самые разные культурные темы. Особенное значение для фантастической
литературы в этой связи имеют его тексты о мастерах жанра, собранные в томах «Демонические писатели» (1922),
«Фантасты и мыслители» (1923). Но свой самый выдающийся вклад в область фантастики Поритцки внёс в виде
крайне оригинального сборника рассказов «Истории о привидениях» (1913). Призрачное, сверхъестественное в этих
рассказах, которыми, кстати, восхищался Жан Рэ, редко зримо с отчётливостью. Это скорее вопрос освещения,
атмосферы, намёка. В рассказе – шедевре из этого сборника «Незнакомец» постепенно становящееся всё более
отчётливым присутствие смерти в некоем ночном доме делается одним из самых утончённейших исследований о
страхе, выданных немецкой фантастикой».
Из «Лексикона литературы ужасов»
«Немецкий литератор и эссеист, живущий в Берлине, Поритцки приобрёл авторитет в области фантастики одним
единственным произведением «Истории о привидениях» (1913). Необычные влияния, Данте, Достоевский, Ницше
ответственны за своеобразие его рассказов, гротескных ли, мечтательных ли или извращённых, стремящихся
передать серьёзную мысль. Его эссе в «Демонических писателях» (1921) и «Фантастах и мыслителях» (1922)
излагают очень индивидуальное толкование понятие фантастической литературы».
Из «Немецкой истории о привидениях» (Геро фон Вильперт)
Ещё более тривиальные истории о привидениях писали Якоб Элиас Поритцки (1913), Герман Вагнер (1920, 1922),
Вильгельм Матиссен (1922) и Эрнст Варлитц (1924). В историях о призраках пробовали себя также Рихард Тобин
(1920), Пауль Розенхайн (1921), Аугуста фон Ленцбург (1922), Ханс Хорст Арис (1929), Макс Дюр (1929) и многие
другие, за утаивание которых читатель, возможно, будет благодарен, так как их вторичного открытия можно не ждать
и не опасаться».
Библиография фантастических произведений
- 1896 – По ту сторону от жизни!: Анатомические эскизы (Abseits vom Leben! Skizzen aus der Anatomie)
- 1913 – Истории о привидениях (Gespenstergeschichten). – изд. «Georg Muller» (Мюнхен). – 271 с.
- Муабали (Muabali)
- Затонувший город (Die versunkene Stadt)
- Окаменевшие (Die Versteinerten)
- Привидение (Das Gespenst)
- Бахар Яфет (Bachar Japhet)
- В царстве духов (Im Reiche der Geister)
- Ясновидящий (Der Hellseher)
- Однажды ночью (Eines Nachts)
- Пророк числа (Der Prophet der Zahl)
- Катаяма (Katayama)
- Незнакомец (Der Unbekannte)
- Признание Петера Броза (Peter Brohs Gestandnis)
- 1923 – Мистерии (рассказы) (Mysterien (Erzahlungen) / 36 гравюр Эрнста Циммерманаб (36 Radierungen von Ernst Zimmermann). – изд. «Der Bucherwinkel» (Мюнхен). – 201 с. 100 экз.
- Инкубус (Incubus)
- Кровь (Blut)
- Судьба (Schicksal)
- Духи (Geister)
- Заклинание (Beschworung)
- Видуи (Widui)
- Убийство (Mord)
- Erynnien
- Муки (Qualen)
- Призрак (Spuk)
- Звёзды (Sterne)
- 1912 – О молодых философах и старых глупцах: Рассказы (Von jungen Philosophen und alten Narren). – изд. «Georg Müller» (Мюнхен). – 244 с. (п) – 25 рассказов
- 2006 – Хранилище для останков мучеников (Aus dem Beinhaus der Qualen) / Предисл. Роберта Н. Блоха (Robert N.Bloch); Рис. Абиры и Гордона Хендерсон (Abira Ali & Gordon Henderson). – изд. «Verlag Lindenstruth» (Гиссен). – 214 с. – (серия «Библиотека Аркана, том 6» (Bibliotheca Arcana Band 6)). € 26,00 (с.о.) ISBN 3-934273-06-8 – [Этот сборник объединяет 14 рассказов из сборников «Gespenstergeschichten», «Mysterien», «Von jungen Philosophen und alten Narren»]
- В царстве духов (Im Reiche der Geister)
- Привидение (Das Gespenst)
- Муабали (Muabali)
- Пророк числа (Der Prophet der Zahl)
- Незнакомец (Der Unbekannte)
- Йохем на небесах (Jochem im Himmel) – [Рассказ из сборника «Von jungen Philosophen und alten Narren»]
- Призрак (Spuk)
- Кровь (Blut)
- Духи (Geister)
- Судьба (Schicksal)
- Заклинание (Beschworung)
- Муки (Qualen)
- Erinnyen
- Инкубус (Incubus)
Рассказы
- 1982 – Незнакомец (Der Unbekannte) // антология «Die Nebeldroschke». – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин), 1982 – с.344-350
Прочие произведения
- 1906 – Мой ад (Meine Holle) – автобиография
- 1909 – Сердце ночи: Книга о культуре души (Das Herz der Nacht. Ein Buch zur Kultur der Seele). – изд. «Georg Müller» (Мюнхен). – 296 с. (п) – 15 эссе
- 1918 – Имаго Мунди (Imago mundi. Von der Liebe, vom Luxus und von anderen Leidenschaften). – изд. «Georg Müller» (Мюнхен). – 256 с. (п) – 15 эссе
- 1921 – Эротики (Die Erotiker). – изд. «Rösl» (Мюнхен). – 496 с. – 23 эссе
- 1921 – Демонические писатели (Damonische Dichter) – эссе
- 1922 – Фантасты и мыслители (Phantasten und Denker) – эссе
- 1922 – Дух и судьба (Geist und Schicksal) – эссе
Публикации в периодике и сборниках
- Незнакомец: Новелла / Пер. С. Боровкова // Роковая Монахиня. – Минск: ЭксКИЗ, 1992 – с.235-240
© Вячеслав Короп, 2006
|
|
|
|