|
|
|
|
Советский скульптор-самоучка, педагог и детский писатель, один из организаторов пионерского движения в СССР. Член МОСХ (Московского Областного
Союза художников).
Родился на золотом прииске в посёлке Горный Зерентуй (Забайкалье, район Нерчинского завода). Он был пятым ребёнком (из восьми) в семье
титулярного советника, управляющего Горно-Зерентуйским рудником Николая Михайловича Жукова и Агрипины (Агрофены) Афанасьевны Савинской.
В возрасте 12 лет его отправили в Читу, где Иннокентий до 1895 года жил и учился в Читинской мужской гимназии. В период учёбы увлекался литературой,
писал стихи, что и определило в дальнейшем выбор высшего учебного заведения. Здесь же он серьёзно увлёкся рисованием, лепкой из глины и вырезанием
из дерева фигурок птиц, зверей и людей.
В 1895 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Во время учёбы женился на землячке Александре Ивановне
Рындиной, с которой в 1900-1908 гг. нажил четверых детей. Участвовал в марксистских кружках, за что был исключен из состава студентов и выслан в
Нерчинский Завод. Осенью 1899 г. восстановлен в университете, весной 1900-го вновь заключен в тюрьму на 3 месяца за хранение нелегальной
литературы. Из-за этих политических репрессий диплом об окончании университета И. Жуков получил с некоторой задержкой, в 1902 году.
Сразу по получении диплома стал преподавать географию в коммерческом училище-гимназии Столбова. С тех пор преподавание географии стало его
профессией на всю жизнь вплоть до выхода на персональную пенсию. В сентябре 1917 года Жуков с семьей переехал из Петрограда в Читу и поселился
в доме сестры А. Н. Бек, где до 1922 года преподавал в гимназии и служил инструктором Отдела единой школы в Министерстве просвещения
Дальневосточной Республики. Последним его местом работы была школа №41 Бауманского РОНО г. Москвы, где с 1925 года преподавал географию в
старших группах.
Наряду с основной работой педагога, его любимым делом была скульптура. И хотя получить законченное образование в этой области он не имел
возможности, всё же урывками брал уроки лепки и рисования в Академии художеств в Санкт-Петербурге и потом в Париже (в Академии Эмиля Антуана
Бурделя, ученика Огюста Родена). В Париже Жуков оказался в 1912 году по стипендии, выхлопотанной друзьями и почитателями его таланта. Но
начавшаяся Первая мировая война прервала эти уроки. Иннокентий Николаевич продолжал самосовершенствование в свободное от педагогики время и
добился значительных успехов и известности в своей стране и Европе. Особенно этому способствовали его участие с 1906 года в т. н. Осенних выставках
в Санкт-Петербурге (в галерее П. Ауэра) и массовый выпуск художественных фотооткрыток с изображением его скульптурных работ (1908-1912). Его
произведения экспонировались на выставках в Петербурге-Ленинграде (1912, 1917, 1962 гг.), в Париже (1914), в Чите, Сочи (1930), в Москве (1928).
Более тысячи скульптур из глины, гипса и цемента изваял И. Жуков, но все работы оказались рассеянными по частным коллекциям, музеям и паркам.
В 1911 году Иннокентий Жуков создал оригинальную книгу «Замок души моей: Поэма». Книга представляла собой фотографические снимки глиняных
скульптур, которые (в отличие от классических) имели глаза со зрачками и смотрели на зрителя – то горестно, то лукаво. Да к тому же к этим
изображениям белым стихом были сделаны подписи-комментарии. Примечательно, что с 1911 года книга выдержала несколько переизданий.
А в качестве педагога Жуков прославился своими многочисленными новациями и активным участием в детском движении – сначала скаутов, а потом
пионеров. Скорее всего, именно во время поездки в Париж он впервые познакомится со скаутским движением Сетона-Томпсона. А по возвращении в
Петербург в 1914 году, активно включается в создание скаутских организаций в России: редактировал журналы «Русский скаутизм. Краткие сведения о
русской организации юных разведчиков» и «Петроградский скаут» (1915-1916), переработал книгу основателя мирового скаутского движения
Р. Баден-Пауэлла «Юный разведчик. Руководство по скаутизму».
Летом 1914-1915 под Петербургом в селе Поповка он жил и руководит отрядом скаутов. Работал в мастерской на даче в лесу, а со скаутами занимался в
пос. «Самопомощь». Скульптурная мастерская служила штаб-квартирой юных разведчиков. Три раза в неделю проводились занятия, где беседы о
законах и заповедях скаутов чередовались с конкретными практическими делами, будь то помощь в постройке забора для местной гимназии, организация
концерта, раскорчевка пней на участке или походы на реку Ижору, ночевки в палатках.
В 1916-м публикует книгу «Русский скаутизм» и становится секретарем петербургского отделения Всероссийского общества «Русский скаут» и
«Петроградский скаут» (1915-1916). У него даже было своеобразное звание – «Старший друг разведчиков России». Также он являлся секретарем
общества «Русский скаут» и обладателем единственного в своём роде почётного звания Старшего пионера РСФСР. В стремлении воспитывать у своих
подопечных чувства интернационализма выучил сам и пропагандировал среди учащихся вспомогательный язык международного общения эсперанто.
Этот язык он упоминал и в книгах для детей. Некоторые его произведения издавались в переводе на эсперанто, иногда – с параллельным текстом на
русском.
В 1918 году в Чите предлагает организовать путешествие по Забайкалью, для чего смог собрать свыше семисот 10-14 летних ребят и назвал их
«экспедиционным корпусом». Он планировал провести «великое путешествие через Забайкальскую область», но военное положение того времени не
позволило осуществить это грандиозное начинание. С приближением отрядов Семенова к Чите Жукову пришлось распустить этот детский
«экспедиционный корпус».
Другим педагогическим опытом Жукова стал организованный им в 1922 году так называемый «Картофельный конкурс». Его поддержало Министерство
народного просвещения Дальневосточной Республики. К участию в конкурсе приглашались все школьники Забайкалья. Желающие организовывали
группы-объединения, выбирали участок земли, сажали картофель, обрабатывали, собирали урожай. В итоге более 500 протоколов от коллективных
участников поступило в Министерство.
В 1922 году, Жуков участвует в работе с детьми при Центральном Комитете комсомола и Наркомпросе в Москве, и стоит у истоков пионерского движения.
Именно тогда он вводит название «пионеры» для участников новой детской организации, девиз «Будь готов!» и ответное «Всегда готов!», а также, костер
на пионерском значке и пионерский галстук – треугольный лоскут алой материи.
В январе 1922 года в журнале «Костер» в статье И. Жукова «Открытое письмо скаут-организациям: Обращение к РКСМ» впервые это слово
применительно к детским организациям было высказано, как возможное для обозначения члена нового детского движения: «Слово «скаут»,
ненавистное РКСМ, пока еще малосведущему в вопросах педагогики, должно быть сохранено или, в крайнем случае, заменено словом «пионер»
(культуры)». В его интерпретации слово «пионер» это не «первопроходец», как стали переводить впоследствии, а французский сапер, «солдат для
земляных работ», а юный пионер – это юный сапер, мостящий пути для будущего. 23 марта 1923 года Иннокентий Жуков становится членом Главквартиры
юных пионеров (ЦБ ЮП), и ему было присвоено звание «Старшего пионера Республики».
В 1924 года, после смерти В. И. Ленина и начавшейся активной политизации работы пионерской организации, И. Н. Жуков отошёл от практического
сотрудничества с детским движением. Но работу над улучшением пионерской организации он так никогда и не прекращал. С 1923 по 1932 гг. он работал
учителем географии и вожатым пионерского отряда в Москве. В 1924-1927 гг. публикует серию статей о практике пионерского движения. В августе 1929
года принимает участие в проведении Первого Всесоюзного слёта пионеров в Москве. Через год проводит работу по подготовке слета просвещенцев
Бауманского р-на столицы, где получил Первую премию за ударничество. В августе 1940 г. встречается с Героем Советского Союза К. С. Бадигиным по
вопросам дальнейшего развития пионерского движения в стране. В том же году на встрече в ЦК ВЛКСМ предлагает вернуться к методике скаутской
системы, а в ноябре работает над проектом «Положение о Детской коммунистической организации им. В. И. Ленина».
Иннокентий Николаевич, неисправимый романтик, который летом 1922 года даже предложил фантастический проект создания при Наркомпросе «штатной
должности Робинзона Крузе и его помощника Пятницы», параллельно занимается скульптурой и написанием пропагандистских книг для детей:
«Путешествие звена «Красной звезды» в страну чудес» (1923) и «Приключения юных пионеров в Египте» (1926).
В фантастической повести для школьников «Путешествие звена «Красной Звезды» в страну чудес» все дети Земли «все как один» становятся пионерами.
Эта коммунистическая утопия рассказывает о том, как летом 1924 года звено пионеров из города Лысогорска отправилось в поход в лес. В первый же
вечер, устраиваясь на ночевку, восемь мальчишек обнаружили странный светящийся люк, который перенес ребят в 1957 год – в мир победившей
всемирной коммуны. В будущем они оказались на слете русских и бразильских пионеров, собравшихся на обследование Африки, которые рассказали
пришельцам из прошлого о своей жизни и устроили экскурсию по стране. Ребятам представился мир «светлого будущего» со всеми его техническими
новинками: огромные города с высокими стеклянными зданиями, высокоразвитая техника и приветливые люди, которые научились использовать лучевую
энергию и управлять радиолетами. К тому же здесь был особенно развит язык эсперанто, который стал вторым родным для миллионов пионеров СССР.
И хотя это путешествие в итоге оказывается коллективным (как это свойственно той эпохе) сном, дети, проснувшись, заключают: «А всё-таки это
скверно, что мы не знаем языка эсперанто, ведь для международных съездов он незаменим!..»
Повесть первоначально печаталась в первом пионерском журнале «Барабан» в 1923-1924 гг. Но в нём вышла только её первая половина. Вторая –
дописанная уже после смерти В. И. Ленина (глава «Беседа у костра на крыше») – впервые увидела свет уже в отдельном издании 1924 года.
Вторая его детская фантастическая повесть «Приключения пионеров в Египте» вновь предлагает читателям путешествие пионеров из звена «Красная
Звезда», но теперь в прошлое. Во время пешего похода юных советских пионеров по Африке, они шли через пустыню, а во время ночного привала на
поляну, где расположились пионеры, неожиданно приземляется аэроплан новейшей конструкции. Седой пилот представляется французом-археологом
Гастоном Масперо, исследователем Египта, и приглашает ребят отправиться с ним в необычное путешествие – в Египет времен фараонов. И вот в
сопровождении этого знаменитого египтолога, которого они запросто называют «дядя Масперо», ребята совершают путешествие в Древний Египет.
Произведение представляет собой умелую популяризацию идеи длительной игры, где автор знакомит читателя с далеким прошлым Египта, политической
и экономической жизнью его народа. Эту повесть автор издал еще раз через два года под названием «Мертвый огонь», но это была уже тщательно
переработанное и дополненное произведение.
В 1931 году Иннокентий Николаевич уходит на пенсию. По ходатайству Пролетарского РК ВКП(б), поддержанного Н. К. Крупской, ему была назначена
персональная пенсия, Московским комитетом партии и Моссоветом выделена студия для работы и квартира, после чего он в основном посвятил себя
скульптуре. В том же 1931 г. по приглашению Н. К. Крупской, он становится сотрудником Государственного ученого совета (ГУС) по работе над
школьными программами.
Уже на седьмом десятке лет, в 1941 году Жуков становится слушателем университета марксизма-ленинизма, который окончил после перерыва,
связанного с войной, в 1946 году. Во время Великой отечественной войны, в 1941-1942 гг. он был эвакуирован из Москвы в г. Губаха (Пермская область).
Скончался Иннокентий Николаевич Жуков в Москве в 1948 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Введенском кладбище и согласно завещанию на памятнике
сделали надпись: «Любите Родину, боритесь за неё и будьте первыми в труде!». Художественные произведения скульптора ныне хранятся в Русском
музее (Санкт-Петербург), Пензенской картинной галерее, художественных музеях Иванова, Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева,
в Читинском областном краеведческом музее и Читинском областном художественном музее. А в Музее истории народного образования Читинской
области ему посвящен отдельный стенд.
Произведения автора
Награды и звания
- 1945 – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
Отдельные издания
- Замок моей души: Поэма / С портретом автора и иллюстрациями-репродукциями со скульптур И.Жукова; Рис. на обл. И. Крайтон. – М.: Издание В. Л. Древс, 1913. – 52 с. 1 000 экз. (о)
- Замок души моей: Поэма. – Чита: Редакция журнала «Театр и искусство», 1921. – 52 с. (о)
- Путешествие звена «Красной Звезды» в страну чудес: Повесть / Рис. С. Варича. – Харьков: Всеукраинское общество содействия юному ленинцу, 1924. – 104 с. – (Библиотека юного ленинца, выпуск №22). 35 коп. (о)
- Приключения юных пионеров в Египте: Повесть с рисунками Коли Сабирова и египетского парня Фоше. Оба они были очевидцами всех событий, о которых рассказывается в этой книжке. – Харьков: Юный ленинец, 1926. – 80 с. – (Библиотека юного ленинца, выпуск №96). 27 коп. 15 000 экз. (о) – [На обложке указано название: «Приключения пионеров в Египте»]
- Мертвый огонь (Приключения юных пионеров в Египте): Повесть с рисунками Коли Сабирова и египетского парня Фоше. Оба они были очевидцами всех событий, о которых рассказывается в этой книжке / Обложка М. Родионова. – М.-Л.: Госиздат, 1928. – 112 с. – (Новая детская библиотека). 50 коп. 7 000 экз. (о)
- Мертвый огонь: Приключения звена «Красной звезды»: Фантастические повести / Обложка Б. Покровского. – Екатеринбург: Издательский дом «Тардис», 2012. – 142 с. – (Фантастический раритет, вып.118). 1 000 экз. (с.о.)
- Путешествие звена «Красной звезды» в страну чудес – с.5-68
- Приключения юных пионеров в Египте – с.69-141
Публикации в периодике и сборниках
- Петр и Виталий: Рассказ // Гелиос, 1913, №1 – с.27-29
- Путешествие Красной Звезды в Страну Чудес: [Повесть] // Барабан (Москва), 1923, №3 – с.25-28, №4 – с.20-24; 1924, №1(6) – с.19-22, №3(8) – с.11-14
Публицистика
- Моё творчество: Моя жизнь // Журнал журналов (СПб.), 1915, №2 – с.4-51
- Странное в природе // Аргус (СПб.), 1916, №4 – с.71-76
- Цели и задачи скаутизма в России // Скаутизм в России: Труды Первого съезда по скаутизму 26-30 декабря 1915 г. В Петрограде. – Пг.: Типография журнала «Спорт и Фавориты», 1916 – с.
- Школа и два пути воспитания // Думы забайкальского учителя, 1917, №365 – с.33-37
- То же: Скаут русского Севера, 1918, №2 – с.
- Мысли о скаутизме // Скаут русского Севера, 1918, №2 – с.
- Родина и скаутизм // Забайкальский скаут, 1918, №4 (июнь) – с.7
- Скаутизм и социализм // Забайкальский скаут, 1918, №4 (июнь) – с.
- Новые основы социального воспитания // Вестник просвещения, 1921, №2 – с.36
- Сценические импровизации в школе // Вестник просвещения, 1921, №2 – с.
- Основные тезисы социального воспитания // Вестник просвещения, 1921, №3 – с. , №4 – с.
- Социальное воспитание в деревне // Думы забайкальского учителя, 1921, №21-22 – с.
- Скаутинг извращённый и настоящий // альманах «Слова и пятна» (Чита), 1921 – с.
- Открытое письмо скаут-организациям: Обращение к РКСМ // Костер, 1922, №1 – с.8
- Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики // Вестник скаута, 1922, №8 – с. , №9 – с.
- То же: Игра и детское движение. – М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 – с.
- Отзыв на книжку Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм» // Юный коммунист, 1922, №10-12 – с.
- Экспедиционный корпус (итоги одного педагогического опыта) // Народное просвещение, 1923, №6 – с.43-48
- То же: Под названием «Экспедиционный корпус 1918 года» // Первое сентября (Москва), 2003, №22 (29 марта) – с.
- Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики // А. Гастев. Юность иди! – М.: ВЦСПС, 1923 – с.51
- Детское движение и трудовая школа // Трудовая школа в свете истории и современности. – М.-Л., 1925 – с.197-208
- Как я лепил «Октябрёнка» // Пионер, 1928, №21 – с.
- Слово зрителя // Советское искусство, 1937, 23 июля – с.
- Школа и два пути развития // Игра и детское движение. – М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 – с.
- Письмо О. И. Пантюхову // Ю. Кудряшов. РСД. Документы и материалы. – Поморский университет, 2000 – с.
Учебно-воспитательные книги
- Русский скаутизм: Краткие сведения о русской организации юных разведчиков. – Пг.: Издательство В. А. Березовского, 1916. – 32 с. 35 коп. (о)
- Стаи волчат. – 2-е изд. – Пг.: Товарищество Березовского, 1918. – 32 с. (о)
- Экспедиционный корпус учащихся Забайкальской области. – Чита: Издание газеты «Думы забайкальского учителя», [1918]. 20 коп. (о)
- Новые инсценировки. – Чита, 1919. – 24 с. (о)
- Игры: 31 игра из числа наиболее употребительных в школьной практике. – Чита: Забайкальское областное землячество, 1919. – 16 с. (о)
- Стаи волчат и птенчиков: Длительные воспитывающие игры. – 2-е дополненное издание. – Чита: Газета «Думы забайкальского учителя», 1921. – 32 с.
- Игра в труд в педагогике (на правах дискуссии). – Чита, 1921.
- Программы скаутских занятий: Руководство для скаутмастеров и патрульных / Пер. Г. Я. Раудкеп. – Чита, [1921]. – 122 с.
- Спутник сибирского скаута. – Чита: Читинская дружина скаутов, [1922]. – 80 с. Тираж не указан (о)
- Игры: 34 игры из числа наиболее употребительных в школьной и скаутской практике. – 2-е изд. испр. и доп. – Чита: Утёс, 1922. – 16 с. (о)
- Экспедиционный корпус (опыт длительной игры). – Чита, 1922
- Начинающий скульптор: Руководство по экспрессивной лепке. – М.: Молодая гвардия, 1931. – 48 с. 20 коп. 10 000 экз. (о)
- Русский скаутизм / Репринтное издание 1916 года. – Ереван, 1991
Творчество автора
- Памятка о скульпторе И. Жукове. – Л., 1964
- Каталог выставки. – Чита: Читинский областной краеведческий музей 1975. – 33 с. (о)
- Л. Горбунова. Скульптор Иннокентий Жуков. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1977. – 128 с. – (Замечательные люди в Сибири). 23 коп. 5 000 экз. (о)
- Выставка скульптуры И. Жукова: К 120-летию со дня рождения: Буклет. – Чита, 1995
- Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова / Сост. и ред. И. В. Руденко. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2010. – 162 с.
- Людмила Горбунова. Скульптор Иннокентий Жуков: Осенние выставки (1906-1912). – Чита: Палитра, 2012. – 168 с. (о) ISBN 978-5-903325-21-4
- Скульптор-самоучка (И. Н. Жуков и его работы) // Искры, 1910, №48 – с.383
- [Об И. Н. Жукове] // К. Дубровский. Рождённые в стране изгнания. – Петроград: Типография Виктория, 1916 – с.
- А. В. Луначарский. Иннокентий Жуков // Красная нива, 1926, №19 – с.
- Тов Кук возвращается в Англию // Комсомольская правда, 1926, 30 декабря – с.
- Л. Кассиль. Радио в скульптуре // Радиослушатель, 1927, №4 – с.
- Песни гнева, любви и победы // Рабочая Москва, 1927, 30 ноября – с.
- Жуков Иннокентий Николаевич // Сибирская советская энциклопедия. Том 1. – М., 1929 – стб.967-968
- Жуков Иннокентий Николаевич // Большая советская энциклопедия. Том 25. – М., 1932 – стб.600
- Г. Карин. Скульптор-сибиряк Иннокентий Жуков // альманах «Забайкалье», 1949, №3 – с.
- [Об И. Н. Жукове] // Вл. Дмитревский. Бей, барабан!: Повесть. – Л.: Госдетиздат Минпросвета РСФСР, 1961 – с.
- В. Яковлев. Скульптор и педагог // Народное образование, 1966, №7 – с.
- [Об И. Н. Жукове] // В. В. Лебединский. От первых детских коммунистических групп к массовой пионерской организации / Эстафета пионерских поколений. – М., 1972 – с.37
- [Об И. Н. Жукове] // Н. А. Луначарская-Розенель. Память сердца: Воспоминания. – М.: Искусство, 1975 – с.
- Э. Я. Гробинь. Современность и искусство // Школа и семья, 1975, №10 – с.
- С. Красноштанов. Старший пионер республики // Дальний Восток, 1979, №8 – с.
- [Об И. Н. Жукове] // И. Г. Гордин. Этапы пионерского пути. – М., 1982 – с.33
- Жуков Иннокентий Николаевич // Художники народов СССР: Библиографический словарь. Том 4. Книга 1. – М.: Искусство, 1983 – с.141
- [Об И. Н. Жукове] // Владимир Чивилихин. Дорога: Из архива писателя. – М.: Современник, 1989 – с.
- [Об И. Н. Жукове] // Игра и детское движение: Брошюра. – М., 1992 – с.5
- Жуков Иннокентий Николаевич // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Том 1. – М.: БРЭ, 1993 – с.310
- Жуков Иннокентий Николаевич (1875-1948) / И. Г. Халымбаджа // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.237
- [Об И. Н. Жукове] // Ю. В. Кудряшов. Российское скаутское движение. – Архангельск, 1997 – с.318
- [Об И. Н. Жукове] // В. С. Зотов. Из истории скаутского движения в России в 1909-1926 годы / Издание рукописной монографии 1978 года. – М., 1998 – с.87
- А. В. Константинов, А. Ю. Федосеев, Э. М. Рафибеков. У истоков детского движения в Забайкалье: от скаутов к юнисам // Народное образование Забайкалья: история и опыт. – Чита: Поиск, 2000 – с.91-97
- Жуков Иннокентий Николаевич // Календарь знаменательных дат Тосненского района 2000 года. – Тосно, 2000 – с.44-46
- Е. Г. Иманакова. Тема детства в творчестве И. Жукова // Забайкалье: Судьба провинции: Вып.3. – Чита, 2001 – с.
- М. Богуславский. Иннокентий Жуков – «Отец» русских скаутов // Лидеры образования, 2002, №3 – с.
- [Об И. Н. Жукове] // Забайкалье: Энциклопедия. Том 2. – Новосибирск, 2003 – с.
- Жуков Иннокентий Николаевич // Детское движение: Словарь-справочник. – М., 2005 – с.390-396
- И. Петухова. Воспитание патриотизма в скаутских организациях России начала XX века // Инженер, 2006, №4 – с.
- Д. Быков. Юные саперы // Собеседник, 2008, №19 – с.
- И. В. Руденко. Общественно-педагогическая деятельность Иннокентия Николаевича Жукова // Гуманитарный вектор, 2009, №1 – с.14-20
- А. В. Константинов. Скауты и юнисв И. Н. Жукова // Гуманитарный вектор, 2009, №1 – с.21-25
- Владимир Боже. Товарищ Жуков // Ключевые люди (Челябинск), 2012, №5 (ноябрь) – с.78-81
- Р. В. Ковшов. Создание И. Н. Жуковым массовых сюжетно-ролевых игр в России // Опыт, 2013, №148 (июнь) – с.14-19
- Я. И. Кот. Длительная ролевая игра Иннокентия Жукова // Ролевые игры: Глядим назад, следов не видя там: Сборник статей. – М.: Ролевой конвент «Комкон», 2013 – с.
- [Об И. Н. Жукове] // Кто и как управляем миром. – М.: Центрполиграф, 2014 – с.
© Виталий Карацупа, 2001-2015
|
|
|