|
|
Train, Arthur Cheney
Трейн Артур Чейни (5 сентября 1875 – 22 декабря 1945) |
|
|
|
|
|
- Чарльз Рассел Трейн (Charles Russell Train) – отец (18.10.1817 – 28.07.1885)
- Сара Мария Чейни (Sarah Maria Cheney) – мать (29.10.1836 – 17.06.1914)
- Чарльз Джексон Трейн (Charles Jackson Train) – старший брат (14.05.1845 – 04.08.1906)
- Этель Киссам Трейн (Ethel Kissam Train) – первая жена (1876 – 15.05.1923)
- Артур Киссам Трейн (Arthur Kissam Train) – сын (03.10.1901 – 19...)
- Хелен Костер Герард (Helen Coster Gerard) – вторая жена (19.04.1889 – 17.06.1982)
- Джон Трейн (John P. C. Train) – сын от второй жены (25.05.1928)
Американский писатель детективов и адвокат. Его имя также было известно и как Артур Чесни Трейн (Arthur Chesney Train).
Родился будущий писатель в Бостоне (штат Массачусетс) в семье адвоката Чарльза Рассела Трейна (Charles Russell Train), который многие годы являлся
генеральным прокурором штата. Артур в 1896 году окончил Бостонский и Гарвардский университеты; затем в 1899-м – Гарвардскую юридическую школу.
Он женился в 1897 году на Этель Киссам, которая родила ему четверых детей. Когда Этель умерла в 1923 году, Артур женился второй раз на Хелен Костер
Герард, от которой у него появился еще один сын. В январе 1901 года молодой адвокат становится помощником в офисе окружного прокурора округа
Нью-Йорк. В 1908 году он открывает юридическую практику. В 1915-1922 гг. он ведет частую адвокатскую практику с напарником Чарльзом Альбертом
Перкинсом (Charles Albert Perkins). С 1922 года Артур Трейн прекращает свою адвокатскую деятельность и полностью переключается на писательство.
Литературную карьеру Артур Трейн начал в 1904 году, напечатав в журнале «Leslie's Monthly» рассказ «Бриллиант Максимлиана» (The Maximilian Diamond).
Продолжая активно писать, за несколько лет он выпустил ряд книг, среди которых были и публицистические труды о судебной практике, а также сборники
рассказов о вымышленных судебных делах или основанных на реальных событиях («Макаллистер и его двойник», «Мортмейн», «Настоящие истории
преступлений из офиса окружной прокуратуры»).
Первый роман выходит в 1909 году – книга «История Батлера», в которой изображена история жизни в Нью-Йорке с точки зрения английского дворецкого.
Затем он преимущественно писал книги на криминальные темы и детективы. Совмещая работу адвоката и писателя, он выпустил ряд романов, рассказов,
пьес и статей, преображая реальные судебные дела в художественную форму. Особенно известны его рассказы, в которых в качестве главного героя
действует Эфраим Тутт (Ephraim Tutt) – старый адвокат, защищающий простого человека и показывающий несправедливость закона к обычным людям.
Начиная с 1919 года Артур Трейн написал около сотни детективных историй о Тутте. Почти все они были опубликованы в филадельфийской газете
«Saturday Evening Post» с прекрасными рисунками Артура Уильяма Брауна, чей образ Тутта стал каноническим. Почти все эти рассказы были собраны в
12 сборников (1920-1945), а также автор выпустил две книги – роман «Отшельник Турецкой Лощины» (1921) и псевдо-документальная книга «Янки-адвокат»
(Yankee Lawyer), с которой связана одна занимательная история.
Роман «Янки-адвокат» вышел в 1943 году в одном из самых известных нью-йоркских издательств «Чарльз Скрибнер и сыновья». В книге была
представлена полная автобиография адвоката Эфраима Тутта, рассказы о котором печатал Артур Трейн. И многие читатели приняли этот литературный
персонаж за реальную личность. Тем более, что в книге были представлены фотографии Тутта и его семьи, в предисловии Трейн писал, что Тутт
действительно живой человек, который не желал себе популярности и держался в тени. Подробно рассказывалось о детстве Тутта, его образовании, о его
карьере и о том, какие события способствовали тому, что он стал адвокатом малобюджетной части населения страны. Тут даже присутствовали авторские
права на Эфраима Тутта. Рассказ о жизни адвоката пронизан ссылками на реальные события и людей, создавая впечатление, что Тутт жил и ходил вместе
с ними этой земле. И, чтобы завершить иллюзию «автобиографии», Трейн удалил свое собственное имя с обложки книги, а Эфраим Тутт значился в
рекламах издательства как один из его авторов.
«Нью-Йорк таймс» заявила, что «Янки-адвокат» не может считаться художественным произведением, а «Вашингтон пост» радовалась тому, что Тутт,
наконец-то, написал книгу о себе. Тысячи людей после выхода книги писали Тутту письма с просьбой защищать их в суде, женщины просили встречи за
чашкой чая. Но когда мистификация была раскрыта, один адвокат по имени Льюис Линет так возмутился, что подал в суд на писателя Трейна, редактора
Перкинса и издателя Скрибнера за мошенничество. Он подал иск с требованием вернуть потраченные на книгу деньги, а также судебный запрет на ее
публикацию в качестве автобиографии Тутта. Правда, в результате Линет был высмеян в средствах массовой информации не только как легковерный
юрист, верящий в мистификации, но и за то, что подал иск на такую ничтожную сумму в три с половиной доллара!
Были у Артура Трейна и научно-фантастические произведения. Во втором своем сборнике «Мортмейн» (1907) из восьми произведений, два можно отнести
к жанру НФ – «Мормейн», экранизированный в 1915 году, и повесть «Охотник».
В рассказе «Рука Олоферна» (1906) автор вплетает в детективный сюжет мистические нотки. Сверхъестественное в этом произведении
представлено в виде загадочного талисмана – высушенной руки Олоферна, якобы вывезенной тысячелетия назад из Ассириии, и дающей ее владельцу
вечную жизнь и тайные знания. Этот талисман и стал поводом для убийства индуса в каюте, где он ночевал вместе со своим соседом – полковником
Дженкинсом, которого и обвинили в этом преступлении. А через восемь лет компания друзей, среди которых были юристы, индусы и военные, разгадали
загадку этого убийства.
А в рассказе «N-ая сила» (1909) герою представилась возможность стать всесильным: владеющей телепатией доктор Мигрейн с помощью гипноза во
много усилил все его чувства, но, как оказалось, для обычного человека такой «подарок» может принести только муку.
Косвенно к фантастике также можно еще отнести и повесть «Потерянное Евангелие» (1924), в которой речь идет об открытии пятого Евангелия. А в
соавторстве с известным физиком Робертом Вудом (Robert Wood) написал два научно-фантастических романа: «Человек, раскачавший Землю» (1914) и
«Создатель Луны» (1916, в русском переводе «Вторая Луна»). В первой книге Трейн и Вуд подвергли нашу планету атомному воздействию посредством
таинственного излучения (и это за три десятка лет до того, как США взорвали первую атомную бомбу). А в романе «Вторая Луна» авторы затрагивают тему
«астероидной опасности», но все кончается счастливо: астероид частично взрывают, а остаток выходит на околоземную орбиту, став вторым спутником
нашей планеты.
Кроме художественной литературы, Артур Трейн написал полусотню публицистических статей и несколько книг по юриспруденции; в 1938-1939 гг. вышла
его автобиография «Мой день в суде». По его произведениям снято с десяток художественных фильмов. Он был очень популярен в первой половине ХХ
века. В 1924 году Трейн был избран в Американскую академию искусств и литературы (American Academy of Arts & Letters), став ее президентом в 1945
году.
Но пост он получил за несколько месяцев до смерти. Артур Трейн скончался от рака в Нью-Йорке в возрасте 70 лет. А его наследие составило более 40
книг художественной и документальной прозы.
Произведения автора
Отдельные издания
- Вторая Луна: Астрономический роман, составленный при участии проф. Р. Вуда / Пер. Л. Г. Малиса; [Рисунки из журнала «Cosmopolitan»]. – Л.: Журнал «В мастерской природы», 1925. – 96 с. – (Библиотека журнала «В мастерской природы»). 5 000 экз. (о) – [На обложке указано «фантастический роман»]
- Вторая Луна: Фантастический роман / В соавт. с Робертом Вудом; Обложка Дж. Уоккер. – Екатеринбург: Издательский дом «Тардис», 2011. – 88 с. – (Фантастический раритет). 1 300 экз. (с.о.)
Публикации в периодике и сборниках
- Вторая Луна: Астрономический роман, составленный при участии проф. Р. Вуда / Пер. Л. Малиса под ред. Я. И. Перельмана; Рис. Дж. Гиббса // В мастерской природы (Ленинград), 1922, №1 – с.37-64, №2 – с.55-69; 1923, №3 – с.45-54, №4 – с.56-67
- То же: [Роман] // Иные миры. Будущее возможно... – М.: Рипол Классик, 2011 – с.169-238 – [В качестве автора указан Артур Трэн]
- То же: Под названием «Создатель лун»: [Роман] // Миры иные. – СПб.: Северо-Запад, 2017 – с.280-369
© Виталий Карацупа, 2017
|
|
|
|