• То же: В рус. пер. «Возвращение на старую Землю»
  • То же: В рус. пер. «Древняя Земля»

Третий роман «Лунной трилогии» Ежи Жулавского «Старая Земля» (Stara Ziemia, 1910) рассказывает о тех событиях, которые происходили на Земле сразу же после того, как туда прилетели с Луны невольные путешественники Рода и Матарет, как мы помним из второй книги, угнавшие космический снаряд Марка Победителя. Снаряд с Луны до Земли летел в автоматическом режиме и приземлился в пустыне Сахара на египетской территории. Вскоре двух «лунных карликов» подобрал араб, караванщик Хафид. Он решил на них подзаработать и думал заставить их выступать в цирке, но ему пришлось их продать.

В это время на планете Земля, где уже прошло семьсот лет после самого первого полета к Луне, описанного в первой книге трилогии. Автор очень скупо описал мир будущего, слегка остановившись на технологиях (искусственное освещение, личные самолеты), уделив основное внимание на общественно-политической жизни планеты. Так, нам известно, что мир объединяется, католическая религия стала главенствующей и практически единственной на планете. Два самых крупных, красивых и важных города – это Париж и Варшава. А на политической карте мира появилось одно крупное государство – Соединенные Штаты Европы!

«Правда, для этого потребовалось, чтобы произошли все те потрясшие человечество перевороты, о которых сообщает история: страшный, неслыханный, беспримерный разгром Германского рейха Восточной империей, в которую преобразовалась бывшая Австро-Венгрия после захвата принадлежавшей России части Польши и объединения с южнославянскими государствами; неожиданная для всех трехлетняя война могучей Англии, владычицы полумира, с Федерацией Латинских Государств, из которой Британская империя вышла непобежденной, но и не победительницей, после чего рассыпалась, словно зрелый стручок гороха, на несколько самостоятельных государств. А сколько еще было других потрясений, войн, революций!

И вот наконец пришло ясное и очевидное понимание, что, собственно говоря, бороться больше нет причин, и все стали поражаться, для чего с такой яростью было пролито столько крови. Народы Европы после многовекового исторического развития дозрели до объединения и объединились на основе самостоятельных национальных общностей, сохраняющих максимум свободы.

За этими переменами шаг за шагом следовало развитие общественных и экономических отношений. Поначалу опасались резких переворотов в этой сфере, и, более того, все вроде бы свидетельствовало о неизбежности катастрофы, однако процесс этот прошел на удивление гладко и… скучно прямо-таки до тошноты. Возникновение всякого рода компаний и кооперативных сообществ облегчило переход и сделало его практически незаметным. Использование новых изобретений потребовало, с одной стороны, объединения все больших сил, а с другой, неожиданно быстро повысило уровень всеобщего благосостояния. Вскоре уже не имело никакого смысла прибавлять себе забот обладанием личного капитала.

Однако это не привело к предсказывавшемуся некоторыми утопистами равенству. Да, все были уравнены в правах, было поднято человеческое достоинство, благосостояние и просвещение стали общим достоянием, но души людей уравнять не удалось, а равно и то, что является следствием подобного неравенства – значимость отдельной личности и объем власти, которой она обладает. О, как же все это далеко от рая, о котором некогда так мечтали!

По-прежнему оставались богатые и относительно бедные. Люди, занимавшие «полезные» и важные для общества посты, получали иногда прямо-таки колоссальное вознаграждение, а после относительно недолгой службы пожизненную пенсию, позволявшую им проводить остаток жизни в развлечениях, не занимаясь никаким обязательным трудом. Редко случалось, чтобы эти «выслужившие отставку» добровольно посвятили себя какому-нибудь общественно полезному занятию.

Единственным собственником всего было правительство, однако о своих интересах оно пеклось ничуть не меньше, чем в прежние времена частные владельцы. В огромных городах было множество роскошных отелей; в театрах, цирках и залах развлечений золото текло рекой; певцам и всевозможным лицедеям платили суммы, в былые времена показавшиеся бы просто невероятными. Таким способом деньги из карманов сановников и «отставников» вновь перекачивались в государственные кассы.

А сколько людей «непроизводительных» не умирали с голоду только потому, что принуждены были заниматься обязательным трудом, а если оказывались не способны распорядиться тем немногим, что им платили за принудительную работу, их брали под государственную опеку. А ведь среди этих молодых людей, вынужденных губить себя на физической работе, нередко оказывались будущие изобретатели и ученые, писатели и художники; часто случалось, что они становились известными лишь после смерти, а при жизни их оттесняли в тень удачливые и модные коллеги, льстившие самомнению толпы».

Как мы видим, общество практически не изменилось: богатство, нажива, эксплуатация, принцип «разделяй и властвуй» никуда не делись. В определенных кругах пришло понимание того, что мир в тупике. Общественно-политическая жизнь планеты движется по кругу, не развиваясь и не изменяясь.

В этом романе от основного сюжета «Лунной трилогии» осталось немного. Жители нашего спутника Рода и Матарет являются привязкой к сюжету, который показывает проблемы, возникшие на Земле будущего. Главное действующее лицо в романе – генеральный директор телеграфов всей Европы Яцек, один из немногих «всезнающих», то есть гениальных ученых. Именно он, в течение трех лет спроектировал и построил корабль, на котором отправился на Луну Марк – его ближайший друг и соперник в любви. Они оба полюбили красивую и талантливую певицу Азу, которая¸ в свою очередь, оказалась «глупой куклой». Ее главная мечта и все стремления состояли в том, что бы как можно больше мужчин поклонялись и обожали её единственную и неповторимую. Когда на Земле, начали формироваться революционные силы для того, что бы «встряхнуть» общество, она примкнула к ним только лишь потому, что не могла добиться полного обожания своей особы со стороны Марка. Её задание состояло в том, чтобы выкрасть у Яцека созданное ученым устройство, размером с фотографический аппарат, которое имело возможность уничтожать любые материальные объекты, даже целые континенты.

В то же самое время Яцек, узнав от поселившихся у него лунных жителей о судьбе Марка (он тогда еще не знал о гибели друга), начал постройку нового космического аппарата для того, чтобы лететь на Луну и помочь другу. Но постройка корабля шла очень медленно из-за начавшихся забастовок, организованных новоявленным вождем от интеллигенции Грабецом и главой рабочего класса Юзвой, целью которых было уничтожение всего существующего и установление нового порядка.

Далее писатель вводит в роман еще одного персонажа, бывшего гениального музыканта, отошедшего от суеты мира на самом пике своей славы и неслыханного богатства. Он принял себе имя Нианатилока и двадцать лет изучал древние индийские и тибетские практики. Этот мудрец всячески помогал Яцеку в его начинаниях и в итоге именно с помощью его чудесных возможностей тела и духа они в финале и отправились к Луне.

А на Земле состоялась революция, которая была жестоко подавлена и в мире все-таки установился новый порядок. Но к власти пришли не такие как Грабец и Юзва, а... лунный карлик Рода! Именно он ухитрился похитить у Яцека его секретное устройство и отдал его правительству. Хотя привести в действие «адскую машину» не получилось, весть о том, что аппарат в руках правительства и в любой момент все могут быть уничтожены привело к тому, что революция захлебнулась, ее вожди были убиты, а Роде дали титул «Спаситель порядка» в правительстве Соединенных штатов Европы. И первый указ нового правительства гласил:

1. С сегодняшнего дня распускается объединение ученых, существующее под наименованием «Братство всеведущих».

2. Отменяются все пенсии, до сих пор выплачивавшиеся ученым, и им предоставляется право зарабатывать себе на жизнь физическим трудом.

3. Равно закрываются все заведения, занимающиеся так называемой чистой наукой и проводящие бесплодные исследования; остаются функционировать лишь институты, приносящие непосредственную пользу и экономическую выгоду.

4. В дальнейшем самым строгим образом под угрозой сурового наказания запрещается содержание частных лабораторий и издание трудов, которые после рассмотрения рукописи особой цензурной комиссией не будут признаны полезными для общества.

5. Сохраняются и содержатся на прежнем уровне ныне существующие профессиональные школы, но раз навсегда закрываются все высшие школы, так называемые «философские» или «общие», и прежде всего содержавшаяся до сих пор на государственный счет «школа мудрецов».

6. Во избежание любого обхода распоряжения, изложенного в п. 5, категорически запрещается частное обучение, под каким бы видом оно ни производилось.

Но это, в принципе, никого такой указ не волновал. Жители, как и прежде, ходили на работу, занимались своими делами и стремились попасть на концерт знаменитой Азы. И поэтому мало кто понимал истинную подоплеку: ведь с этого момента на Земле остановился прогресс и погибла наука.


© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ