|
|
|
|
- Евлампия Гавриловна Савинова – мать (1844-1934)
- Сергей Иванович Шмелёв – отец (1842 – 1880)
- Софья Сергеевна (Шмелёва) Любимова – сестра (1868 – 1948)
- Мария Сергеевна Шмелёва – сестра (1869 – ?)
- Николай Сергеевич Шмелёв – брат (1871 – 1928)
- Сергей Сергеевич Шмелёв – брат (1875 – 1875)
- Екатерина Сергеевна (Шмелёва) Ренева – сестра (1879 – после 1918)
- Ольга Александровна (Охтерлони) Шмелёва – жена (08(21).07.1875 – 22.06.1936)
- Сергей Иванович Шмелёв – сын (06.01.1896 – 03.03.1921)
Русский писатель, публицист, православный мыслитель, представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Номинант на
Нобелевскую премию по литературе в 1931 и 1932 годах.
Родился в Донской слободе Москвы в купеческой семье четвертым ребенком. Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, затем поступил в
шестую Московскую гимназию, окончив которую стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета. В 1898 году окончил
это учебное заведение, год отслужил в армии, затем получил место чиновника по особым поручениям Владимирской Казённой палаты Министерства
внутренних дел, в которой состоял на протяжении восьми лет.
Ко времени обучения в Московской гимназии относятся и первые литературные опыты Шмелёва, а его первым опубликованным произведением стала
зарисовка из народной жизни «У мельницы», опубликованная в журнале «Русское обозрение» в 1895 году. Через два года в 1897 году в печати появился
сборник очерков «На скалах Валаама», изданный за собственные средства, но вскоре запрещённый царской цензурой. Но всерьез Шмелёв взялся за
перо под впечатлением революции 1905 года. Его первые повести и рассказы публиковались большей частью в либеральном московском журнале
«Русская мысль», а всероссийскую славу он получил после публикации в сборнике «Знание» в 1911 году повести «Человек из ресторана». Очень
быстро Иван Сергеевич выдвинулся на первые позиции русского литературного подиума, произведения которого ярко изображали жизнь купеческой
Москвы и российской провинции. Не случайно уже в 1917-1918 гг. в Книгоиздательстве писателей в Москве вышло восьмитомное собрание его рассказов,
а А. Кони в 1916-м выдвигал его кандидатуру на звание академика.
Февральскую революцию писатель первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её
идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении.
Измученный, чрезвычайно болезненно воспринимающий происходящее, Шмелёв в мае 1918 года тяжело заболел анемией. Настолько тяжело, что
потерял способность говорить. С фронта вернулся сын Сергей, больной, и в июне 1918 года семья Шмелёвых уехала туда, где синеют морские края, – в
Крым. Сначала жили в пансионе Вилла Роз, принадлежавшем Тихомировым, а затем под Алуштой приобрёл земельный участок с домом.
Крымский период – самый страшный в жизни писателя. Весной 1918 года началась интервенция, войска Антанты высадились в Крыму. В конце 1918 года
по мобилизации, объявленной возглавившим с апреля белогвардейское движение А. И. Деникиным, был призван в Добровольческую армию Сергей, и это
для семьи Шмелёвых имело роковые последствия. В ноябре 1919 года началось наступление красных на Южном фронте и деникинские войска были
отброшены на юг.
В октябре 1919 года Шмелёв принялся писать сказки – и написал «Степное чудо», «Преображенский солдат» (в 1924 году – Преображенец), «Веселого
барина», «Всемогу», «Инородное тело», «Сладкого мужика». Для многих, и для Шмелёва, стало очевидной губительная сила абсолютной свободы.
Шмелёв написал в «Преображенском солдате» о такой солдатской свободе, куражливой и бессмысленной. В сказке «Всемога» бес искушает матроса, и
тот, выбросив нательный крест и запродав бесу душу, разделался с начальством и под красными флагами вошел в город. В «Степном чуде» Россия
показана обессиленной, окровавленной бабой, что лежала в степи с непокрытой головой, с косой, закинутой за ольховый куст, с глазами, полными слез;
матрос, что мощи вскрывал и ничего не боялся, сквернословя, решил залезть бабе в карманы, но поднялась ее десница, пол неба закрыла – и пал матрос.
Шмелёв был подавлен тем, что народ столь безволен и наивен, податлив – хоть улицу им мети.
В конце 1980-х годов в Алуштинском литературном музее в архиве С. Н. Сергеева-Ценского был обнаружен единственный сохранившийся экземпляр
симферопольской газеты «Таврическiй голосъ» за 25 декабря 1919 года со сказкой И. Шмелёва «Инородное тело», написанной им в иносказательной
форме. За рубежом сказка издавалась лишь однажды, – в сборнике «Степное чудо» (Париж, 1927 год), где ее сюжет не претерпел существенных
изменений, но появились новые детали: еще более обрусел Карл Карлович, ставший Карлом Ивановичем, англичанин получил многоговорящее имя –
мистер Тайм и т.п. В 1990 году Валерий Цыганник и доцент Таврического национального университета Людмила Борисова подготовили сказку к
публикации, и она была напечатана в журнале «Наш современник».
В декабре 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, большевиками был арестован и спустя три месяца расстрелян его сын
Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие и сильно ощущаемый в то время на полуострове недостаток продовольствия
ещё более усилили тяжёлую душевную депрессию Шмелёва. На основе пережитого в те годы он в 1924 году, уже покинув СССР, написал эпопею
«Солнце мёртвых», которая вскоре принесла ему европейскую известность.
В марте 1922 года Иван Шмелёв переехал из Крыма в Москву, а затем, под влиянием И. А. Бунина, в том же году покинул Советскую Россию и
отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве
русскоязычных эмигрантских изданий. Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933-1948), дающие
широкую картину быта старой, патриархальной России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья.
Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской
газете Парижский вестник. В это время он и написал свой фантастический рассказ «Почему так случилось» (1944), в котором герой – профессор на
закате жизни пишет книгу о прожитом. И в процессе этого к нему приходит Мефистофель, диалог с которым заставляет героя вновь пережить свои грехи,
сделать анализ всей своей жизни, ведя, таким образом, к покаянию.
Скончался Шмелёв в обители Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт близ Парижа в 1950 году от сердечного приступа, погребён был на
парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на
родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.
В 1993 году в Алуште был открыт дом-музей Шмелёва; открытие было приурочено к 120-летнему юбилею писателя. Экспозиции музея отображают
основные этапы жизни писателя. Коллекция музея состоит из материалов архива И. С. Шмелёва, переданных его внучатым племянником И. Жантийомом,
а также документов и предметов эпохи из архивных фондов музея С. Н. Сергеева-Ценского.
Произведения автора
Отдельные издания
- На скалах Валаама (Путевые очерки). – М. Типография Елизаветы Гербек, 1897. – 264 с.
- Сладкий мужик; Степное чудо. – Берлин: Мысль, 1921. – 44 с. – (Книга для всех, №8). (о)
- Неупиваемая чаша. – Париж: Русская земля, 1921. – 158 с.
- Это было. – Берлин: Гамаюнъ, 1923. – 112 с.
- Как мы летали. – Берлин: Гамаюнъ, 1923. – 128 с.
- Виноград. – М.: Книга, 1923. – 178 с.
- Виноград – с.
- Распад – с.
- Волчий перекат – с.
- В новую жизнь: Повесть. – М.: Государственное издательство, 1923. – 104 с.
- Неупиваемая чаша и др. рассказы. – Прага: Пламя, 1924. – 224 с.
- Неупиваемая чаша – с.
- Это было – с.
- Чужой крови – с.
- Въезд в Париж: Рассказы о России зарубежной. – Париж: [б.и.], 1925. – 174 с.
- Солнце мертвых: Эпопея. – Париж: Возрождение, 1926. – 172 с.
- Про одну старуху: Новые рассказы о России. – Париж: Таир, 1927. – 204 с.
- Степное чудо: Сказки. – Париж: Возрождение, 1927. – 80 с.
- Человек из ресторана. – Париж: Возрождение, 1927. – 182 с.
- Свет разума: Новые рассказы о России / Обложка Б. Сосиновского. – Париж: Таир, 1928. – 174 с.
- Мэри. – Париж: Возрождение, 1928. – 184 с.
- Въезд в Париж. – Белград: [Русская типография], 1929. – 174 с. – (Русская библиотека; 9)
- История любовная: Роман моего приятеля. – Париж: Возрождение, 1929. – 350 с. (п)
- На морском берегу. – Белград: [Русская типография], 1930. – 72 с. – (Библиотека для юношества)
- Родное. Про нашу Россию: [Воспоминания, рассказы]. – Белград: Светлость, 1931. – 172 с. – (Русская библиотека, кн.32)
- Родное – с.
- Весёлый ветер – с.
- Росстани – с.
- Миша – с.
- Как мы открывали Пушкина – с.
- Как я узнавал Толстого – с.
- Как я стал писателем – с.
- Богомолье. – Белград: Светлость, 1931. – 190 с. – (Русская библиотека, кн.41)
- Лето Господне. – Белград: Типография «Славия», 1933. – 192 с. – (Русская библиотека, кн.38)
- Няня из Москвы: Роман. – Париж: Возрождение, 1936. – 248 с.
- Старый Валаам. – Владимирова: Восстановленная историческая типография при Иова Почаевскаго, 1936. – 170 с.
- Пути небесные: Роман. – Париж: Возрождение, 1937. – 352 с.
- Пути небесные: Роман. Том II. – Париж: Возрождение, 1948. – 256 с.
- Богомолье. – Изд. 2-е. – Париж: YMCA Press, 1948. – 192 с.
- Лето Господне: Праздники, радости, скорби. – Париж: YMCA Press, 1948. – 530 с.
- Солнце мертвых. – 2-е изд. – Париж: Возрождение, 1949. – 256 с.
- О Достоевском: [К роману «Идиот»]. – Париж: [Б.и.], 1949. – 24 с. (о)
- Няня из Москвы: Роман. – Третье издание. – Париж: Возрождение, 1949. – 236 с.
- Солдаты: Роман. – Париж: Издание русского научного института, 1962. – 274 с.
- Иностранец: Роман. – Париж: Издательство русского научного института, 1963. – 96 с.
- Душа Родины: Сборник статей от 1924-1950 г. – Париж: Издательство русского научного института, 1967. – 338 с.
- Свет вечный: Посмертное издание рассказов: 1895-1950 г. – Париж: Editions Klincksiek, 1968. – 380 с.
Публикации в периодике и сборниках
- Почему так случилось: Рассказ // И. Шмелёв. Свет вечный. – Париж: Éditions Klinchsiek, 1968 – с.
- То же: [Рассказ] // Фантастика-90 – М.: Молодая гвардия, 1990 – с.399-411
- То же: [Рассказ] // И. В. Шмелёв. Собрание сочинений в 5 т. Т.3. – М.: Русская книга, 1998 – с.253-268
- То же: [Рассказ] // И. В. Шмелёв. Собрание сочинений в 5 т. Т.V, кн.2. – М.: Книжный клуб, 2015 – с.470-483
О жизни и творчестве
- Михаил Ахенбреннер. Жизнь и творчество великого русского писателя. – Кёнигсберг: Ost-Europa-Verlag, 1937. – 162 с. – (Труды Университета Альберта; Серия Гуманитарные науки; 9)
- Ю. А. Кутырина. Иван Сергеевич Шмелев. – Париж: Институт при русской академической группе в Париже , 1960. – 104 с.
- И. Г. Животовский. Человек из ресторана: Повесть (1911) // Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века. – М.: Олимп: ACT, 1997 – с.90-92
- О. В. Буткова. Лето Господне. Праздники – Радости – Скорби: Автобиографическая повесть (1934-1944) // Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века. – М.: Олимп: ACT, 1997 – с.92-95
- Н. М. Солнцева. Иван Шмелёв. Аспекты творчества. – М.: Кругъ, 2006. – 256 с. (п) ISBN 5-7396-0108-8
- Н. М. Солнцева. Иван Шмелёв. Жизнь и творчество. – М.: Эллис Лак, 2007. – 512 с. (п) ISBN 5-902152-45-3
- Наследие И. С. Шмелева: Проблемы изучения и издания: Сборник материалов международных научных конференций 2003 и 2005 годов. – М.: ИМЛИ РАН, 2007. – 426 с. (п) ISBN 978-5-9208-0280
- Крестный подвиг: Очерки, статьи, автобиографические заметы, 1922-1949, воспоминания о И. С. Шмелеве. – М.: Собрание, 2007. – 624 с. (п) ISBN 978-5-9606-0038-5
- Духовный путь Ивана Шмелёва, 1873-1950: Статьи, очерки, воспоминания / Сост., предисл. А. М. Любомудрова]. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. – 508 с. (п) ISBN 978-5-913621-23-8
- О. А. Платонова. И. С. Шмелев и А. П. Чехов: Творческий диалог: Учебное пособие. – Тверь: Тверской государственный университет, 2011. – 164 с. (о) ISBN 978-5-7609-0646-5
- Е. А. Коршунова. Между классикой и модерном: Традиция и интертекстуальность в поэтике прозы Ивана Шмелева: К 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева. – Харьков: ФОП Бровин О. В., 2013. – 216 с. (о) ISBN 978-966-244567-1
- Ольга Сорокина. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М.: Московский рабочий, Скифы, 1994. – 392 с. 5 000 экз. (о) ISBN 5-7206-0133-3
- Вл. Кранихвельд. Новый талант // Киевская мысль, 1914, 14 февраля (№45) – с.3
- А. В. Амфитеатров. Свирепые больные: [О рассказе Ивана Шмелёва «Это было»] // Возрождение, 1927, №673 – с.2-3
- Павел Горелов. Таинственная встреча: [Об И. Шмелёве] // Фантастика-90 – М.: Молодая гвардия, 1990 – с.411
- Солнце мертвых: реальность, миф, символ // Российский литературный журнал, 1994, №4 – с.114-117
- Евгения Александровна Коршунова. «Странный триптих» С. Н. Дурылина и «Почему так случилось» И. С. Шмелёва: поэтика христианского реализма // Проблемы исторической поэтики, 2014, том 12 – с.556-571
- Шмелёв Иван Сергеевич // Энциклопедия крымской фантастики. – Симферополь: Таврида, 2018 – с.240-242
- И. А. Костылева. Типология жанра рассказа в творчестве И. С. Шмелева // XIV Виноградовские чтения: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (Ташкент, 16 мая 2018 г.). – Ташкент-Екатеринбург: [Издательство Уральского государственного экономического университета], 2018 – с.155-158
© Виталий Карацупа, 2017-2018
|
|
|