В рассказе Александра Измайлова «Феникс» (1912) во время разговора нескольких человек о новой сенсации, прочитанной в газетах. Якобы в Нью-Йорке объявился сам граф Калиостро, который в доказательство своей многовековой персоны, предоставил властям «безупречной подлинности пергаментный свиток, скрепленный печатью и подписью Людовика XV-го и выданный Джузеппе Бальзамо, по прозвищу Калиостро». И начали каждый из собеседников вспоминать свои странные случаи из жизни, где им пришлось или встречаться с двойниками или быть на их месте. А один рассказал историю о неком странном человеке по имени Данил Матвеевич, который объявился в имении его отца уже седым старцем-паломником, пишущим картины и проявляющем способности провидца и знахаря. Он долго жил у отца, уходи, приходил, а однажды пропал, а спустя какое-то время пришла весть, что тот помер. Было рассказано немало мелких историй из жизни этого самого паломника, но главное случилось уже с самим рассказчиком, который спустя десятилетия как-то по железной дороге «пересекал Россию по диагонали» и остановился на отдых в маленьком провинциальном городке, где ему показали местную достопримечательность – странного человека Наума Куцыбу. И тот оказался как две капли похож на того самого Данилу Матвеевича. И не только внешне, но и по разговору, по делам его и по настроению.
«Феникс, феникс!» — шептал я, возвращаясь к знакомому и потом, всю ночь, слушая громыханье вагона. И мне казалось, что в жизни природы, так трезво распределенной по параграфам физикой Краевича и химией Менделеева, все-таки есть еще некая тайна духа, переплывающего «смертну бездну» бытия, которую никак не поймать ланцетами, тигелями и ретортами».