Родных Александр Алексеевич
(1871 – 1941)


Самокатная подземная железная дорога между С.-Петербургом и Москвою (1902)
Летания и воздухоплавание в старину (1912)
Тайна подготовка к уничтожению армии Наполеона в двенадцатом году при помощи воздухоплавания (1912)
Война в воздухе в былое время и теперь (1915)
Птицекрылые машины (1929)
Ракеты и ракетные корабли (1933)
Ракеты и ракетные корабли (1934)



Русский советский журналист и инженер, популяризатор науки.
В 1894 году окончил математический факультет Санкт-Петербургского университета. Тогда же вышла и его первая научно-популярная брошюра «Признаки делимости на первые сто чисел». Математические способности очень пригодились молодому человеку в страховых компаниях «Россия» и «Саламандра», где он трудился после окончания университета.
Кроме любви к наукам у одаренного юноши была еще одна всепоглощающая любовь – к книгам. Ему посчастливилось окунулся в море редких и любопытнейших книг, которые долгие годы собирал известный в прошлом библиофил и библиограф Яков Федулович Березин-Ширяев (1824-1898), после смерти которого А. Родных выпустил двухтомный «Систематический и хронологический каталог библиотеки библиофила и библиографа Я. Ф. Березина-Ширяева» (1900-1902). Именно в библиотеке Березина-Ширяева он впервые столкнулся с массой древних рукописей и исторических трудов, в которых отражалась история воздухоплавания на Руси.
Этот факт, вместе с книгами, собранными пионером русского военного воздухоплавания, начальником Учебного воздухоплавательного парка генералом Александром Матвеевичем Кованько (1856-1919), а также началом эры авиации, в корне меняет направленность интересов Родных. Он сближается с первыми авиаторами России, стал часто бывать на аэродромах во время полетов, на дружеских аэроклубовских вечеринках. Позже Александр Алексеевич работал библиотекарем в Ленинградском аэроклубе-музее.
Писатель и ученый жил на Каменноостровском проспекте в доме 33, где в его рабочем кабинете всюду лежали книги – на полках, подоконниках, стульях и на огромном столе. Он собрал довольно внушительную библиотеку по истории воздухоплавания. О судьбе этой библиотеки известно, что часть книг (около 800) после войны оказалась в научном отделе Центрального дома авиации имени Фрунзе в Москве, а остальная часть богатейшего собрания безвозвратно утеряна во время войны.
Александр Алексеевич Родных в 1902 году выпустил брошюру под названием «Самокатная подземная дорога между С.Петербургом и Москвой. Фантастический роман пока в трех главах, да и тех неоконченных», в котором описал теоретически осуществимый проект 600-км туннеля, проложенного по «хорде» земного шара; поезда в таком туннеле двигались бы «сами собой», под воздействием земного тяготения. Эта идея позднее легла в основу известного научно-фантастического романа «Глубинный путь» Н. Трублаини. Шутки ради автор назвал свое – скорее научно-популярное, чем художественное – произведение неоконченным романом, и, с его легкой руки, так оно и продолжает именоваться в нынешних статьях по истории русской фантастики.
В 1914 году в Санкт-Петербурге вышел первый и единственный номер журнала «Летун» под редакцией А. А. Родных. И этот номер был полностью отдан под его труд «Иллюстрированная летопись воздухоплавания и летания в России: 906-1855». А. Родных публиковал свои очерки и исторические экскурсы в журналах «Библиотека воздухоплавания», «Нива», «Природа и люди», во многих из них отмечал приоритет именно отечественных деятелей в покорении неба. Все это приводит исследователя к мысли написать фундаментальный труд по истории воздухоплавания в России в шести томах, но осуществил только часть своего замысла, издав «Историю воздухоплавания и летания в России» в двух книгах. Она открывалась походом князя Олега на Царьград и завершалась 1812 годом.
Первая мировая война, а затем революция и гражданская война прервали научную работу Александра Алексеевича. После вышедшей в 1915 году брошюры «Война в воздухе в былое и теперь» прошло четырнадцать лет до появления его следующей книги – исторического исследования с необычным названием «Птицекрылые машины» (1929). В это время Родных становится одним из первых пропагандистов идей К. Циолковского, чему свидетельствует его следующая, и последняя, книга «Ракеты и ракетные корабли», вышедшая в 1933 году. Родных и Циолковский состояли в переписке, обменивались своими опубликованными трудами. В библиотеке Циолковского сохранилось несколько книг и брошюр Родных, в том числе с дарственными надписями.
В августе 1940 года ленинградская газета «Смена» опубликовала небольшую заметку о Родных и о собранной им библиотеке. Газета известила читателей, что Родных вместе с изобретателем парашюта Г. Е. Котельниковым закончил большое исследование «История парашюта и развитие парашютизма». Но, к сожалению, начавшая Великая Отечественная война унесла не только этот труд и многие задумки Родных, но и его самого в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года.
Отдельные издания
  • Признаки делимости на первые сто чисел / Сост. А. А. Р. – СПб.: Типография В. А. Тиханова, 1894. – 16 с. (о)
  • Простейшие признаки делимости на семь и семнадцать / Сост. А. А. Р. – СПб.: Типография В. А. Тиханова, 1895. – 12 с. (о)
  • Новый способ построения центра круга / Сост. А. А. Р. – СПб.: Типография В. А. Тиханова, 1895. – 14 с. (о)
  • Новый способ нахождения общего наибольшего делителя дающий признаки делимости на любые числа и функции: Часть 1. Числа / Сост. А. А. Р. – СПб.: Типография В. А. Тиханова, 1896. – 16 с. (о)
  • Систематический и хронологический каталог библиотеки библиофила и библиографа Я. Ф. Березина-Ширяева: Т.1-2. – СПб., 1900-1902
  • Самокатная подземная железная дорога между С.-Петербургом и Москвою: Фантастический роман пока в 3-х главах, да и тех неоконченных. – СПб.: Типография В. А. Тиханова, 1902. – 20 с. (о)
  • Формула по алгебре, геометрии и тригонометрии: Необходимое пособие при прохождении курса средне-учебных заведений и для готовящихся к конкурсным экзаменам, с приложением ново-открытых формул. – СПб.: Книжный магазин «Помощь», 1905 (о)
  • Удивительно простое решение знаменитой задачи Фермата (Математический софизм). – СПб.: Типография В. А. Тиханова, 1911. – 6 с. (о)
  • Краткий очерк по истории воздухоплавания. – СПб.: Типография товарищества «Грамотность», 1911. – 16 с. (о)
  • Краткий очерк по истории воздухоплавания. – 2-е изд. – СПб.: Типография товарищества «Грамотность», 1911. – 16 с. (о)
  • Краткий очерк по истории воздухоплавания. – 3-е изд. – СПб.: Типография товарищества «Грамотность», 1911. – 16 с. (о)
  • Из записок Я. Ф. Березина-Ширяева / Сообщил Александр Родных. – СПб., 1912. 16 с. (о)
  • История воздухоплавания и летания в России: Книга 1-2. – СПб.: Типография товарищества «Грамотность», 1912.
  • Книга 1. – Летания и воздухоплавание в старину: Со многими снимками со старинных рисунков. – 120 с. 1 р. 35 к. (о)
  • Книга 2. Тайна подготовка к уничтожению армии Наполеона в двенадцатом году при помощи воздухоплавания: С 19 снимками со старинных рисунков. – 64 с. 70 коп. (о)
  • Иллюстрированная летопись воздухоплавания и летания в России: 906-1855 / С приложением Краткой истории военного воздухоплавания на Руси со времен Олега по конец царствования Николая I. – СПб., 1914. – 16 с. – (Журнал «Летун. Дела, мысли и мечты в области воздухоплавания, летания и быстрокатной жизни», №1)
  • Основы вычисления финансовых и страховых сбережений. – Пг.: Типография «Дело», 1915. – 40 с. (о)
  • Война в воздухе в былое время и теперь: Книжка первая. – Пг.: Типография «Дело», 1915. – 20 с. 25 коп. (о)
  • Птицекрылые машины: Орнитоптеры и ортоптеры. Их описание, история и применение в жизни. – Л.: Красная газета, 1929. – 48 с. – (Популярная библиотека журнала «Наука и техника», вып.86). 15 коп. 20 000 экз. (о)
  • Ракеты и ракетные корабли. – Л.-М.: Госмашметиздат, 1933. – 56 с. – (Юношеская научно-техническая библиотека). 55 коп. 5 000 экз. (о) – подписано к печати 14.10.1933 г.
  • Ракеты и ракетные корабли. – 2-е издание, дополненное. – Л.-М.: Госмашметиздат, 1934. – 64 с. 60 коп. 25 000 экз. (о) – подписано к печати 22.08.1934 г.
Публикации в периодике и сборниках
Научно-популярные публикации
  • Краткий очерк по истории воздухоплавания // Топографический и геодезический журнал, 1911, №5 – с.
  • Старинные опыты воздухоплавания в России // Библиотека воздухоплавания, 1910, №3, №1 – с.10
      То же: Вестник воздухоплавания, 1913, №3 – с.11
  • Первый дирижабль: Очерк // Вокруг света (Ленинград), 1931, №9 – с.7
Творчество автора

© Виталий Карацупа, 2015