Архив фантастики
Голем




Голем

Как-то раз один пражанин из романа Густава Мейринка «Голем» (1913-14) случайно надел чужую шляпу. Ближайшей же ночью, во сне, он прожил жизнь ее хозяина, сорокалетнего еврея, резчика камней Атанасиуса Перната, обогатившись его духовным опытом. Разыскав поутру этого человека, рассеянный пражанин обнаружил, что Пернат – его двойник. Но во сне он был вовлечен в невероятную детективную историю, которая началась с самоубийства доктора глазных болезней, сына старьевщика Аарона Вассертрума. Этот старьевщик был камнем преткновения для многих жителей еврейского квартала, но более всего «зациклился» на его персоне чахоточный студент Иннокенц Хароузек, который, собственно, и довел окулиста до самоубийства. Позднее же он вновь становится причиной убийства – на этот раз самого старьевщика. И первопричиной всего этого безобразия было то, что Иннокенц то, оказывается, был внебрачным сыном Вассертрума. Но ко всему прочему, автор облачил этот криминальный случай в мистическую обертку, замешанную на легенде о Големе, в которую верили очень многие, а иные утверждали, что сами видели его.
Начало истории Голема восходит к XVII веку, когда по забытым канонам Каббалы раввин Лёв Бен Бецалель из глины изготовил искусственного человека, чтобы тот в качестве служки помогал ему звонить в колокола в синагоге и выполнять черную работу. Голем же не стал настоящим человеком и лишь влачил жалкое полусознательное существование. И жил он только в течение дня, когда раввин вкладывал ему в рот записку с магическим знаками, освобождая тайные силы вселенной. А однажды раввин забыл вечером вытащить записку изо рта Голема. Тот впал в бешенство, понесся в темноте по переулку и стал крушить на своем пути что ни попадя, пока раввин не бросился ему навстречу и не вытащил бумажку со знаками. И тогда истукан замертво рухнул на землю и ничего от него не осталось, кроме глиняного тела.
И до сего времени каждые 33 года при сходном астрологическом положении звезд в тот момент, когда его вылепили, призрак возвращается, изнуренный желанием обрести плоть и кровь. Но в романе мы так и не встретим Голема, хотя как еще назвать несчастного пражанина, надевшего чужую шляпу, и прожившую жизнь своего двойника в течение… 33 лет!

© Виталий Карацупа, 2003-2007