Архив фантастики
Benson, Arthur Christopher
Бенсон Артур Кристофер (24 апреля 1862 – 17 июня 1925)


Острова заката (1904)
Дитя рассвета (1912)
Бэзил Нетерби (1926)
Привидения в доме (1996)
Острова заката (2006)
Дитя рассвета (2006)

Артур Кристофер Бенсон (1903 год)




Артур Кристофер Бенсон

  • Эдвард Уайт Бенсон (Edward White Benson, 14.07.1829 – 11.10.1896) – отец
  • Мэри У. Сэйджвик (Mary W. Sidgwick, 1841 – 1918) – мать
  • Мартин У. Бенсон (Martin W. Benson, 1860 – 1878) – брат
  • Мэри Элеанор Бенсон (Mary Eleanor Benson, 1863 – 1890) – сестра
  • Мэгги Бенсон (Maggie Benson, 16.06.1865 – …05.1916) – сестра
  • Эдвард Фредерик Бенсон (Edward Frederic Benson, 24.07.1867 – 29.02.1940) – брат
  • Роберт Хью Бенсон (Robert Hugh Benson, 18.11.1871 – 19.10.1914) – брат
Английский писатель и педагог, автор прозы, поэзии, критических заметок и многочисленных эссе. Родился в Уоркингеме (Workingham) в семье будущего архиепископа Кентерберийского, образование получил в школе «Temple Grove School», затем в Итоне (1874-1881) и в Королевском колледже (King’s College) в Кембридже (1881-1884). Преподавал в Итоне в 1885-1903 гг., и в Кэмбридже с 1912 до своей смерти.
Публиковать поэзию начал в 1892 году, а четыре года спустя – эссе и публицистику. Кроме этого в его активе имеется несколько мистических рассказов о привидениях. Интересно, что Артур К. Бенсон не скрывал своего пристрастия к гомосексуализму. Скончался в Кембридже от внезапного сердечного приступа и похоронен на кладбище св. Джайлса (St. Giles’s Cemetery).
* * *
Если бы какой-нибудь психолог искал доказательства тезиса о причинно-следственной связи фантастической литературы с ненормальным состоянием духа и травматическими взаимоотношениями в семье, то в истории семьи Бенсонов он нашёл бы изрядное количество материала. Три брата (1883 год)
Из шести детей от брака архиепископа Кентерберийского, Эдварда Уайта Бенсона, с молодой Мэри Сэйджвик (незадолго до свадьбы ей исполнилось как раз 18 лет) двое умерли в молодом возрасте от различных заболеваний. Единственная выжившая дочь Мэгги в более позднее время попытается убить собственную мать в приступе психоза. Причиной драмы послужила лесбийская связь матери с одной из подруг Мэгги. Пишущая неразлучная тройка Артур Кристофер, Эдвард Фредерик и Роберт Хью Бенсоны утвердилась в литературной среде чем-то вроде семьи Келли заката викторианской эпохи, в равной степени талантливой и подверженной опасности. Между прочим, в этом месте нельзя не упомянуть, что и сам отец косвенно также может претендовать на известную литературную посмертную славу. Когда в 1895 году американский писатель Генри Джеймс (Henry James, 1843 – 1916) был в гостях у Бенсонов, вечером 10 января архиепископ рассказал одну ставшую ему известной «истинную» историю о привидениях, вдохновившую иностранного романиста на всемирно известный «Поворот винта» (The Turn of the Screw, 1898). Судя по тому, что мы знаем об отце из семейных биографий, написанных братьями, верховный глава англиканской государственной церкви – любимый епископ королевы Виктории – был для своих детей грозным пугалом, если угодно, живым воплощением патриархального принципа Фрейда, возвышающимся над обществом в силу внешних атрибутов и ауры важного поста. Самый младший брат, Роберт Хью, перешёл, в конце концов, в католическую веру, в известной степени как акт отрицания отца. Ему удалось сделать карьеру на этом поприще и дослужиться до монсеньера и каммердинера Папы Пия Х. Путь Мэгги, ставшей одной из первых женщин археологов египетских захоронений, вёл в психиатрическую лечебницу, а сам Артур страдал всю жизнь депрессией. Лишь Эдвард, самый известный в литературе и плодотворный, кажется, жил относительно нормальной жизнью; однако, он тоже, как и его братья, до самой смерти остался холостяком. Таким образом, на этом поколении завершилась линия семьи Бенсонов.
Артур Кристофер на совместных семейных фотографиях всегда немного напоминает Уайта Ирпа (Wyatt Earp) в кругу своих братьев. По-видимому, на нём как на самом старшем лежало особенно тяжкое бремя семейных проблем. Мучаясь всю жизнь кошмарами и боясь сойти с ума как Мэгги, Бенсон всё-таки выбился в люди. Он стал школьным учителем, сначала с 1885 года преподавал в Итоне, а с 1903 года до самой смерти в Кембридже, где дослужился до главы колледжа Магдалены (Magdalene College). Благодаря его усилиям и щедрой благотворительной помощи некой американки, тронутой до слёз одним из эссе Бенсона о финансовой нужде заведения, колледж Магдалены стал одним из ведущих учебных заведений Кембриджа.
К публикациям Артура Бенсона, кроме многочисленных, на сегодняшний вкус слегка морбидных эссе, принадлежит пара незначительных романов (например, аллегорическая книга «Дитя рассвета», 1912, посвящённая теме реинкарнации и твердости человеческого духа), автобиографические произведения, а также биографии семьи (среди них отдельные книги об отце, брате Хью и сестре Мэгги), и – не поверите своим ушам (!) – письма королевы Виктории в его редакции. Однако, его самое известное произведение (хотя большинство людей не знает, что это текст именно А. Бенсона) исполняется ежегодно в Лондоне на закрытии серии летних концертов классической музыки «Proms» в зале «Royal Albert Hall» под названием «Земля надежды и славы» (Land of Hope and Glory) и являющееся чем-то вроде тайного национального гимна Англии. Три брата (1913 год)
Скудное наследие историй о привидениях, напротив, сегодня известно лишь небольшому кругу публики. Оба тома, «Холм горя» (1903) и «Острова заката» (1904) объединяют рассказы, возникшие от прямого контакта с Монтегю Р. Джеймсом (Montague R. James). Бенсон сталкивался с Джеймсом ещё в 1873 году, когда оба были учениками в «Temple Grove School» в Ист-Шине (графство Сюррей). Позже, в Кембридже, Бенсон принадлежал к тому кругу людей, которым Джеймс однажды в рождественский вечер впервые прочитал одну из своих историй о привидениях. Бенсон последовал примеру мастера и, так же как Джеймс, сделал привычкой сочинять страшные истории для своих питомцев. Как вспоминает один из учеников, Бенсон исполнял их по воскресеньям, сидя в своём затемнённом кабинете в удобном кресле рядом с лампой для чтения под зелёным абажуром и произнося слова «тихим голосом, в обычной тональности».
В противоположность к рассказам Джеймса произведения Бенсона преследуют цель морально облагородить учеников. Большинство его историй имеют неприкрытый аллегорический смысл. Лишь после смерти Артура брат Эдвард нашёл среди оставленных бумаг две истории, менее нравоучительные, чем остальные работы Артура Бенсона и до сих пор охотно используемые составителями фантастических антологий. Речь идет о двух длинных рассказах «Бэзил Нетерби» и «Последний грош». Кульминация первого из них вызывает поистине великую дрожь. Просматривая бумаги после кончины брата, Эдвард Бенсон также наткнулся на две пухлых стопки манускриптов историй о привидениях. Большинство из них было написано автором ещё задолго до смерти. Но он нигде не оставил замечаний о своих намерениях когда-либо их опубликовать. Однако, Эдвард Бенсон нашёл некоторые из этих историй крайне впечатляющими. «Некоторые из них, достаточные, чтобы наполнить том, показались мне прямо-таки восхитительными. Они имели тщательно продуманную композицию. С осязаемой отчётливостью ощущалась атмосфера беспокойства и предвидения, достигающая кульминации в смертельном ужасе. Эти истории я опубликовал». Могила А. К. Бенсона
Для всего творческого наследия Артура Бенсона характерно предупреждение не вторгаться в тайны мира духов и таким образом не перешагивать заданную грань мира по эту сторону бытия. Иначе чем у Джеймса, герои которого в основном совершенно внезапно (и порой не по своей воле) попадают в сверхъестественные силки, фигуры Бенсона фаустовского характера, накликающие на себя самих месть мира духов. Фактически Бенсон во многих смыслах не только эпигон Джеймса, но и продолжатель более ранней викторианской истории о привидениях, например, в стиле Диккенса или миссис Риддел, у которых духи являлись живым словно назидательно поднятый вверх указательный перст. То есть, в его историях прослеживается связь более старых поставленных целей перед историей о привидениях с современной структурой сюжета джеймсовской чеканки. Ко всему прочему его истории ещё и захватывающие параболы о человеческой склонности к соблазну.
Произведения автора
    Романы
  • 1905 – Золотой прожилок (The Thread of Gold)
  • 1905 – Эдвард Фицджеральд: Письма англичанина (Edward Fitzgerald: English men of Letters)
  • 1906 – Уолтер Патер: Письма англичанина (Walter Pater: English Men of Letters)
  • 1906 – Роззетти (Rossetti)
  • 1907 – Алтарь огня (The Altar Fire) – биографический роман
  • 1907 – Возле тихих вод (Beside Still Waters)
  • 1910 – Тихий остров (The Silent Isle)
      То же: 2006 – изд. «Echo Library». – 200 с. (о) ISBN 1-84-702993-0
  • 1912 – Дитя рассвета (The Child of the Dawn). – изд. «Smith, Elder & Co.»
      То же: 2005 – изд. «Wildside Press». – 151 с. (о) ISBN 1-55742-317-2
  • 1912 – Красота жизни (The Beauty of Life)
  • 1912 – Ваша власть и ваша опора (Thy Rod and Thy Staff)
  • 1913 – Вешние воды (Watersprings)
      То же: 2006 – изд. «Echo Library». – 152 с. (о) ISBN 1-84-702996-5
  • 1913 – Веселый Гард (Joyous Gard)
  • 1914 – Где нет никакой опасности (Where No Fear Was)
      То же: 2006 – изд. «Echo Library». – 88 с. (о) ISBN 1-84-637138-4
  • 1914 – Садовый павильон (The Orchard Pavilion)
  • 1925 – Дом Менерде (The House Of Menerdue)
  • 1926 – Канон (The Canon)
  • 1926 – По дороге (Along the Road)

    Сборники

  • 1903 – Холм горя (The Hill of Trouble). – изд. «Isbister» (Лондон)
      Холм горя (The Hill of Trouble)
      Серый кот (The Gray Cat)
      Красная дача (The Red Camp)
      Свет тела (The Light of the Body)
      Змея, прокаженный и Грей Фрост (The Snake, the Leper and the Grey Frost)
      Закрытое окно (The Closed Window)
      Братья (The Brothers)
      Храм смерти (The Temple of Death)
      Могила Хейри (The Tomb of Heiri)
      Керда (Cerda)
      Линус (Linus)
  • 1904 – Острова заката (The Isles of Sunset). – изд. «Isbister» (Лондон)
      То же: 2006 – «Wildside Press». – 118 с. $3.99 (о) ISBN 1-55742-954-5
        Острова заката (The Isles of Sunset)
        Колебания меча (The Waving of the Sword)
        Ренатус (Renatus)
        Дом Слипа (The Slype House)
        Из моря (Out of the Sea)
        Пол – менестрель (Paul the Minstrel)
  • 1911 – «Пол – менестрель» и другие рассказы (Paul the Minstrel and Other Stories). – изд. «Smith, Elder & Co.». – 444 с.
      То же: 1912 – изд. «G. P. Putnam’s Sons» (Нью-Йорк). – 444 с.
      То же: 1970 – изд. «Books for Libraries Press» (Нью-Йорк). – 444 с.
      То же: 1977 – изд. «Ayer Co Pub». – 443 с. $26.95 (п) ISBN 0-836-93283-8
        Пол – менестрель (Paul the Minstrel)
        Острова заката (The Isles of Sunset)
        Колебания меча (The Waving of the Sword)
        Ренатус (Renatus)
        Дом Слипа (The Slype House)
        Из моря (Out of the Sea)
        Слово с мечом (The Troth of the Sword)
        Холм горя (The Hill of Trouble)
        Серый кот (The Gray Cat)
        Красная дача (The Red Camp)
        Свет тела (The Light of the Body)
        Змея, прокаженный и Грей Фрост (The Snake, the Leper and the Grey Frost)
        Брат Роберт (Brother Robert)
        Закрытое окно (The Closed Window)
        Братья (The Brothers)
        Храм смерти (The Temple of Death)
        Могила Хейри (The Tomb of Heiri)
        Керда (Cerda)
        Линус (Linus)
  • 1926 – Бэзил Нетерби (Basil Netherby). – изд. «Hutchinson» (Лондон) – отдельное издание
      Бэзил Нетерби (Basil Netherby)
      Последний грош (The Uttermost Farthing)
  • 1996 – Привидения в доме (Ghosts in the House) / В соавт. и под ред. Роберта Хью Бенсона (Robert Hugh Benson); обложка Ричарда Лэмпа (Richard Lamp). – изд. «Ash-Tree Press». – 250 с. £22.50 400 пронумерованных экземпляра (п) ISBN 1-899562-13-3
      Хью Лэмб. Предисловие (Introduction by Hugh Lamb) – с.2
      А. К. Бенсон. Из моря (Out of the Sea by A. C. Benson) – с.3-13
      Р. Х. Бенсон. Рассказ мистера Персиваля (Mr Percival’s Tale by R. H. Benson) – с.14-22
      Р. Х. Бенсон. Путешественник (The Traveller by R. H. Benson) – с.23-30
      А. К. Бенсон. Бэзил Нетерби (Basil Netherby by A. C. Benson) – с.31-53
      Р. Х. Бенсон. Рассказ отца Брента (Father Brent’s Tale by R. H. Benson) – с.54-60
      А. К. Бенсон. Змея, прокаженный и Грей Фрост (The Snake, the Leper and the Grey Frost by A. C. Benson) – с.61-72
      Р. Х. Бенсон. История отца Бьянки (Father Bianchi’s Story by R. H. Benson) – с.73-78
      А. К. Бенсон. Серый кот (The Gray Cat by A. C. Benson) – с.79-91
      Р. Х. Бенсон. Рассказ отца Мэддокса (Father Maddox’s Tale by R. H. Benson) – с.92-99
      Р. Х. Бенсон. Наблюдатель (The Watcher by R. H. Benson) – с.100-103
      А. К. Бенсон. Холм горя (The Hill of Trouble by A. C. Benson) – с.104-118
      Р. Х. Бенсон. Дом с привидениями (Haunted Houses by R. H. Benson) – с.119-127
      А. К. Бенсон. Последний грош (The Uttermost Farthing by A. C. Benson) – с.128-173
      Р. Х. Бенсон. Рассказ отца Макклесфилда (Father Macclesfield’s Tale by R. H. Benson) – с.174-180
      А. К. Бенсон. Красная дача (The Red Camp by A. C. Benson) – с.181-198
      Р. Х. Бенсон. Мой собственный рассказ (My Own Tale by R. H. Benson) – с.199-205
      А. К. Бенсон. Закрытое окно (The Closed Window by A. C. Benson) – с.206-214
      Р. Х. Бенсон. Кровавый орел (The Blood-Eagle by R. H. Benson) – с.215-220
      А. К. Бенсон. Дом Слипа (The Slype House by A. C. Benson) – с.221-232
      Р. Х. Бенсон. Рассказ отца Мейрона (Father Meuron’s Tale by R. H. Benson) – с.233-240
      Хью Лэмб. Эпилог (Epilogue by Hugh Lamb) – с.241-246
      Хью Лэмб. Библиография (Bibliography by Hugh Lamb) – с.247-249

    Сборники стихотворений

  • 1892 – (Le Cahier Jaune: Poems). – Eton: George New, 1892
  • 1893 – Стихотворения (Poems). – London: Elkin Matthews and John Lane
  • 1895 – Лирика (Lyrics). – London: John Lane
  • 1896 – Монноу: Ода (Monnow: An ode). – Eton: Drake
  • 1897 – «Лорд Вьет» и другие стихотворения (Lord Vyet and Other Poems). – London and New York: John Lane
  • 1898 – Ода в память о достопочтенном Уильяме Эверте Гладстоуне (Ode in Memory of the Rt. Honble. William Ewart Gladstone). – Eton: Drake
  • 1900 – «Профессор» и другие стихотворения (The Professor and Other Poems). – London and New York: John Lane
  • 1902 – Ода коронации: На музыку Эдварда Элгара (Coronation Ode, Set to Music by Edward Elgar: Book of Words. Notes by Joseph Bennett). – London: Boosey
  • 1902 – Ода Японии (Ode to Japan). – London: Chiswick Press
  • 1905 – «Мир» и другие стихотворения (Peace and Other Poems). – London and New York: John Lane
  • 1907 – Гимны и песни (Hymns and Carols). – Eton: Spottiswoode
  • 1909 – Стихотворения А. К. Бенсона (The Poems of A. C. Benson). – London and New York: John Lane
  • 1922 – Свирель Пана: Английское переложение греческих эпиграмм и лирик (The Reed of Pan: English Renderings of Greek Epigrams And Lyrics)
  • 1924 – Избранные стихотворения (Selected Poems. London: John Lane the Bodley Head
  • 1926 – Страницы из писем д-ра А. К. Бенсона к М. Э. А. (Extracts from the letters of Dr. A.C. Benson to M.E.A) / Под ред. М. Э. Аллена (M.E. Allen). – London: Jarrolds

    Другие книги

  • 1886 – Памяти Артура Гамильтона (Memoirs of Arthur Hamilton, B. A. Of Trinity College, Cambridge) – этот труд изначально был издан анонимно
  • 1892 – Люди могущества: Изучение великих личностей (Men of Might: Studies of Great Characters) / В соавт. с Х. Ф. У. Тотемом (H. F. W. Tatham)
  • 1897 – Эссе (Essays)
  • 1901 – Жизнь Эдварда Уайта Бенсона (Life of Edward White Benson)
  • 1904 – Оливковая ветвь (The Olive Bough)
  • 1905 – Письма Аптона (The Upton Letters)
  • 1905 – Теннисон (Tennyson)
      То же: 2006 – Под названием «Альфред Теннисон» (Alfred Tennyson). – изд. «Kessinger Pulishing». – 268 с. (о) ISBN 1-428-61782-5
  • 1906 – Из окна колледжа: 18 эссе (From a College Window: 18 Essays)
  • 1907 – Дом покоя: Автобиография (The House of Quiet: An Autobiography)
      То же: 2006 – изд. «Kessinger Pulishing». – 268 с. (о) ISBN 1-428-62665-4
  • 1908 – Письма королевы Виктории (The Letters of Queen Victoria)
  • 1908 – В целом (At Large) – сборник эссе
  • 1911 – Листья дерева (The Leaves of the Tree)
  • 1911 – Раскин: Изучение личности (Ruskin: A Study in Personality)
  • 1915 – «Побег» и другие эссе (Escape And Other Essays)
  • 1915 – Хью: Памяти брата (Hugh: Memoirs of a Brother)
  • 1915 – Отец Пейн (Father Payne)
      То же: 2006 – изд. «Echo Library». – 236 с. (о) ISBN 1-84-702975-2
  • 1917 – Кембриджские эссе о воспитании Cambridge Essays on Education)
  • 1924 – Крис Гасконь: Опыт в одиночестве (Chris Gascoyne: An Experiment in Solitude)
  • 1924 – Воспоминания и друзья (Memories And Friends)
  • 1924 – Трилистник: Уэллингтонский колледж, Линкольн и Труро: Автобиография (The Trefoil: Wellington College, Lincoln and Truro, an Autobiography)
  • 1926 – Эссе о настоящем и прошлом (Essays of Today And Yesterday)
  • 1926 – Прогулки и размышления (Rambles and Reflections)

    Повести и рассказы

  • 1903 – Закрытое окно (The Closed Window)
      То же: антология «Волшебники» (The Mammoth Book of Sorcerers’ Tales) / Ред. Майк Эшли (Mike Ashley); Обложка Джо Робертса (Joe Roberts). – изд. «Robinson», 2004 – с.316-326
Публикации в периодике и сборниках
  • Закрытое окно: [Рассказ] / Пер. Д. Голубева // Волшебники. – М.: Фантастика, 2008 – с.386-399
Творчество автора
  • 1926 – (Дневник Артура Кристофера Бенсона (The Diary of Arthur Christopher Benson) / Ред. Перси Луббок (Percy Lubbock). – изд. «Hutchinson» (Лондон)
  • 1930 – Генри Джеймс: Письма к А. К. Бенсону и Августу Моноуду (Henry James: Letters to A. C. Benson and Auguste Monod) / Ред. Э. Ф. Бенсон (E. F. Benson). – изд. «E. Mathews and Marrot» (Лондон)
  • 1980 – Дэвид Ньюсом. На краю рая: А. К. Бенсон и его дневники (On the Edge of Paradise: A. C. Benson, the Diarist by David Newsome). – «John Murray» (Лондон), 1980

© Вячеслав Короп, 2006