Про счастливых людей




Солдат в святочном рассказе Глеба Успенского «Про счастливых людей» (1885) рассказывает двум своим случайным спутникам три разные истории из кавказкого края.
В первой речь идет об Ахметке, который был таким неисправимым трусом и лентяем, что его даже жена из дому выгнала. Ушел татарин за город и как-то случайно одним ударом об камень убил несколько мух сразу. Возгордился Ахметка и в своим мыслях почувствовал себя богатырем. Дошел до далекого города и растрезвонил, что он одним ударом пятьсот человек побивает. Хан такого славного богатыря пригласил жить в свой дворец, даже одну из своих дочерей в жены отдал. Но жил за городом с незапамятных времен страшный десятиглавый змей, которому хан каждый год платил дань красивыми девицами на завтрак. Но теперь-то в городе есть такой храбрый богатырь! Ахметка понял, что попал впросак и сбежал ночью из дворца и этого города, заночевал на дереве, а утром увидел, что под деревом сидит тот самый страшный змей. «Как увидал это Ахметка, занялся у него дух, со страху ударило ему в башку, помутился у него ум, зашатался, зашатался – бух с дерева, да прямо на змея… А змей-то, впросонках не разобравши дела, тоже со страху (как Ахметка-то об него треснулся) думал, что застигли его, только крякнул и подох бездыханно; даже лопнул весь вдоль и поперек с испугу… так его Ахметка испугал». Опять вернулся Ахметка в город, но теперь уже никто не сомневался, что он и есть самый настоящий богатырь. Одна жена до сих пор не верит, что такой плюгавый мужчина может быть богатырем. В следующий раз, опять же самым случайным образом, а более от страху великого, прогнал Ахметка войско неприятельское. Так что, когда хан умер, уселся наш Ахметка на престол. «Вскарабкался, дубина этакая, уселся – и давай царствовать! Вот тут он и сплошал! Коли хочешь царствовать, так будь умен; тут, в этом деле, надобно каждую вещь разобрать…». Народ вскоре понял, что Ахметка самозванец надутый, сверг хана и прогнал его из города в одной рубашке и палкой в руке.
Во второй истории, бедняк Абдулка поймал у себя в курятнике лисицу, которая стала умолять его человечьим голосом не убивать, а за это она его осчастливит. И верно, с помощью своей врожденной хитрости она смогла сделать Абдулку богатым, посадить его на ханский трон и женить на красавице. Но с годами возгордился Абдулка, забыл о лисьей помощи. «...С молодой женой своей жил припеваючи, жил, покудова за него орудовал чужой, лисий ум, а как перестал этот чужой ум ему служить, чужая смекалка за него смекать – и конец его счастью!». В итоге всё потерял Абдулка, слава богу, что хоть жив остался.
А в третьей истории молодой пастух вдруг решил жениться на ханской дочери, но добрый правитель той страны решил перехитрить юношу и сказал, что отдал бы дочь даже за пастуха, но хотел бы зятя умного и умелого во всяких делах. Вскоре счастливый случай свел юношу с подземным правителем, который научил того всякому волшебству и ремеслам разным. Это и пригодилось пастуху, когда тот вступил в магическое единоборство с подземным царем. В итоге именно ум и смекалка помогли парню одолеть правителя и взять в итоги себе в жены его красавицу-дочь. «...И стали они царствовать, и стали их подданные любить, потому что они знали, что делали, и ни в чем ничего чужого у них не было, а было у них все свое и вековечное – стало быть, наука. Вот это я и называю счастьем…»
Утверждается, что материалом Успенскому для рассказа послужили три «аварские сказки», «Богатырь Назнай», «Букучихан» и «Охай», напечатанные в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (Тифлис, 1869), но читая этот святочный рассказ без труда угадываешь в истории Ахметки «Сказку о храбром портняжке» (1812) братьев Гримм, а в истории Абдулки и лисицы «Кота в сапогах» (1697) Шарля Перро.

© Виталий Карацупа, 2014