|
|
|
|
Изобретение барона Боттома, инженера Батибиуса Боттома, является главным действующим лицом рассказа
Огюста Вилье де Лиль-Адана «Машина славы» (1883). Короче говоря, машина Боттома
специально предназначена для удовлетворения особ того и другого пола, именуемых драматургами, кто от рождения
не оказался наделен талантом, но кто за наличный расчет может обзавестись миртами какого-нибудь Шекспира. Это
изобретение представляет собой аппарат, построенный в одной из служебных комнат театра, встраиваемый с
помощью электрических проводов в каждое кресло театра и «обслуживающий» буквально каждого зрителя. При
наличии машины славы отпала необходимость интерпренерам нанимать клаку, потому как, из скрытых фонографов
теперь можно как восхвалить то или иное произведение, так и освистать его. Для этого же с зал может малыми
порциями подаваться как слезоточивый, так и веселящий газы. Механические руки оснащены букетами роз и венками
мирты, такие же руки в лайковых перчатках могут создать в зале шквал аплодисментов. И это еще самая малая часть
того, что имеет в своем багаже это гениальное изобретение барона Боттома. И не удивительно, что даже самый
равнодушный зритель, засыпающий на какой-нибудь пьесе, слыша, что творится вокруг, легко заражается общим
воодушевлением. Собственно говоря, в окончательном варианте зрительный зал и представляет собой эту Машину, а
каждое произведение, попадая в зал, сразу же становится шедевром. А еще эта удивительная машина заменяет
собой целую армию нанимаемых Критиков, т.к. заготовлено целый ворох клише статей, которые можно чуть
подкрасить и пустить в оборот сотрудниками барона. А еще вышеупомянутая машина предназначена для вручения
под гром аплодисментов Автору «во имя потомков, его собственный бюст».
И последнее. «Если Сочинитель пожелает, чтобы слава его гремела не только в настоящем и будущем, но даже и
в прошлом, так и на этот случай барон все предусмотрел: Машина может действовать и в обратном направлении.
Действительно, трубы с веселящим газом, ловко проложенные на перворазрядные кладбища, должны каждый вечер
насильно вызывать улыбку у предков, покоящихся в могилах». Во как!
© Виталий Карацупа, 2006
|
|
|
|