Архив фантастики
Записки домового





Повесть Осипа Сенковского «Записки домового» (1835) написана в виде рукописи «без начала и без конца, найденная под голландской печью во время перестройки». В ней, кроме домовых и мертвецов, действуют также герои повести «Большой выход у Сатаны» – главноуправляющий супружескими делами демон Фифи-Коко и черт журналистики Бубантес (в «Большом выходе у Сатаны» он назван Бубантусом). Повествование же ведется от имени домового Чурки, жившего в доме вдовы, умершего год назад ее незабвенного и любящего супруга Ивана Ивановича Аграфова. Вдова безутешна и не знает того, что призрак ее мертвого мужа часто приходит невидимый в дом и подолгу беседует с домовым. Мертвц все еще любит свою живую жену, и жена никак не может жить без покойного. Так продолжалось целый год, пока в гости к Чурке не заявился его дальний знакомец – черт журналистики Бубантес. Он отличался веселым нравом и часто подшучивал над домочадцами, где жил. Он познакомился с мертвецом, а когда тот под утро отправился к себе на кладбище, уговорил Чурку подыграть ему в одном проказном деле. Бубантес имел у себя субстанцию чистой настоящей любви, похожей на ласковый огонек в руке, и с помощью нее решил «излечить» женщину от тягостных воспоминаний. Он вдохнул огонек любви в нее, а также в ее соседа Алексея Петровича, который страдал от сварливой жены. Параллельно с этим он снабдил нежными чувствами самого Ивана Ивановича в отношении его злобной соседки по кладбищу. Этот трухлявый скелет так надоедал нашему герою, что тот как-то даже побил ее – оторвал ей ногу и выбил нижнюю челюсть, отчего та стала еще злее. Итак, покойники полюбили друг друга, и соседи в мире живых стали смотреться как молодожены. Проказник Бубантес начал было затевать окончательно рассорить Алексея Петровича со своей женой, но тут явился сам главноуправляющий супружескими делами Сатаны демон Фифи-Коко и так боднул рогами несчастного Бубантеса, что тот решил быстренько смыться в Париж, чем предстать перед троном Сатаны и отвечать за то, что взялся искушать людей, что было только по части Фифи-Коко.

© Виталий Карацупа, 2005