|
|
Balzac, Honoré de
Бальзак, Оноре де (20 мая 1799 – 18 августа 1850) |
|
|
|
|
|
- Бернар-Франсуа Бальс (Bernard François Balssa) – отец (22.06.1746 – 19.06.1829)
- Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (Anne Charlotte Laure Sallambier) – мать (22.10.1778 – 01.08.1854)
- Луис Даниэль Бальс (Louis Daniel Balssa) – брат (20.05.1798 – 22.06.1798)
- Лора Бальзак (Laure Balzac (Surville)) – сестра (29.09.1800 – 1870 или 1871)
- Лоранса (Laurence Balzac) – сестра (18.04.1802 – 11.08.1825)
- Эвелина Констанция Виктория (Ржевуская) Ганская-Бальзак (Ewelina Constancja Viktoria “Rzewuska” Hańska) – жена (06.01.1804 – 10.04.1882)
Французский писатель, классик мировой литературы, автор грандиозной эпопеи о современном французском обществе
«Человеческая комедия», состоящей из более чем 90 романов, повестей и рассказов,
связанная общим замыслом и некоторыми персонажами.
Псевдонимы: Аббат Савонати, лорд Роон (lord R’Hoone), Альфред Кодро (d'Alfred Coudreux), «Граф Алекс де Б...» (Le comte Alex de B...), Орас де
Сент-Обен (d'Horace de Saint-Aubin), Алькофрибас (Alcofribas). Есть еще несколько общих псевдонимов в соавторстве с Огюстом Лепуатвеном (Auguste
Lepoitevin): «О. Вьейрглэ и лорд Рооне» (A. de Viellerglé et Lord R'Hoone), «Аврора Клото» (Aurore Cloteaux).
Его далекие предки были бедными крестьянами, но отец – Бернар-Франсуа Бальса («balss» на лангедокском наречии означает «крутой утес»), старший
сын среди одиннадцати детей – обладая большим честолюбием и энергией, пешком отправился в Париж завоевывать столицу. Скоро он уже подвизается
в Королевском Совете, помогая готовить доклады по различным вопросам. Тогда он и поменял свою фамилию на более благозвучную и родовитую –
Бальзак. А вскоре прибавил к ней и дворянскую частицу «де», вскоре после его женитьбе на Лауре Саламбье, родившей ему 20 мая 1798 г. сына,
который, впрочем, прожил всего месяц. Следующий сын появился ровно через год в г. Тур – 20 мая 1799 года. Назвали его Оноре, а 29 сентября 1800 г.
на свет появилась дочь Лора. Вторая сестра, Лоранса, родилась через два года, 18 апреля 1802 года. К тому времени отец разбогател на скупке и
продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, достиг довольно высокого положения в обществе, служил помощником мэра и
становится одним из самых именитых жителей Тура.
Бернар-Франсуа, стремясь к адвокатской карьере сыну, после двух лет в пансионе, в 1807 году, отдает Оноре в Вандомский колледж. В этом суровом и
строгом заведении мальчик провел шесть лет. Здесь же «заразился неизлечимой болезнью» – жаждой чтения. Он читал все подряд и довольно быстро,
т.к. обладал отличной памятью и немалой сообразительностью. Здесь же он увлекся и… оккультными науками, что нашло отражение в последующем
творчестве, особенно на начальном его этапе. В этом учебном заведении Оноре впервые высказался: «Я буду знаменит!», что стало его стремление на
многие годы.
После окончания колледжа 22 апреля 1813 года, Бальзак возвратился домой, в Тур. Через год вся семья переезжает в Париж и юный Оноре продолжает
учебу, сначала в частном пансионе, а затем с 1816 года три года учится на факультете права. Одновременно работает писцом в конторке стряпчего и
нотариуса, где, видимо, и было положено начало его будущего литературного исследования человеческой души под названием «Человеческая комедия».
Следя за посетителями, Бальзак отмечал многие пороки человека разумного, стремления многочисленных просителей к богатству и справедливости, не
брезгуя при этом гнусностями и преступлениями. В 1819 году Бальзак получает диплом бакалавра права, но впоследствии заявляет в категорической
форме родным о том, что решил посвятить себя литературе. Увещевания родителей не принесли результата, и тогда, чтобы разрешить спор, молодому
наглецу выделили некоторую сумму и дали два года на проверку своей прихоти.
Поселившись в одном из районов Парижа, Бальзак начал писать поэмы «Людовик Святой», «Иов» и стихотворный роман в письмах «Кромвель». Но это
еще не тянуло на хорошую литературу, а в одной из рецензий прямо значилось: «Автору надлежит заниматься чем угодно, но только не литературой».
Но для человека, заявлявшего что у него «только две страсти – любовь и слава», это не было преградой и он вновь пишет, теперь романы, которые иногда
даже не заканчивает, понимая недостаток мастерства. В одном из таких романов «Фальтурна» (а-ля Анна Рэдклифф), главная героиня – девушка
громадного роста, наделенная сверхчеловеческими возможностями. Эта жительница Неаполя – волшебница, жрица науки, воспреемница тайн
позднегреческих и восточных мистерий, с помощью которых человек может и должен стать царем природы. Идею произведения Бальзак набросал в
самом начале 1820 года, а ее реализация поначалу воплотилась в роман «Агатис» а в мае этого же года он переключился на роман «Фальтурна»,
который в 1822-1823 гг. Бальзак даже решил продолжить – «Фальтурна 2», но все эти три произведения так и не были доведены до конца. Роман
«Фальтурна», который литературоведы считают предтечей последующих книг Бальзака «Серафита» и «Луи Ламбер», современные читатели увидели
лишь в 1950 году благодаря парижскому издательству «Jose Corti», выпустившего произведение отдельным изданием. Правда, незадолго до этого в
ноябре 1943 года в журнале «Парижская хроника» (La Chronique de Paris), выходившем в оккупированном фашистами Париже, вышел небольшой
отрывок «Фальтурны».
В 1820-21 гг. Бальзак работает над романом в письмах «Стени, или Философские заблуждения» который также остается незаконченным. Денег стало не
хватать, а пока еще почти ничего не издавалось. В 1821 году он, вместе с Огюстом Лепуатвеном, продал за восемьсот франков книгопродавцу роман
«Наследница Бигара», который они подписали «О. Вьейрглэ и лорд Рооне («Рооне» – анаграмма имени Оноре). Книга была написана ради денег,
представляла собой, по признанию Бальзака, «настоящее литературное свинство», но она стала первой в целой обойме романов, которые пока
что не приносили ему славы, но зато обеспечивали его существование. В романе «Столетний старец, или Два Беренгельда» (1823), навеянным
«Мельмотем-скитальцем» Ч. Метьюрина, старик Беренгельд заключает договор с Сатаной: он получил возможность прожить несколько жизней, но для
этого должен время от времени убивать юную девушку – ее кровь, попав к нему в жилы, вновь возвращала ему молодость. Кстати, в 1835 году Бальзак
публикует еще одно произведение по мотивам Метьюрина о человеке, вечно странствующем и наделенном сверхъестественным могуществом – рассказ
«Прощенный Мельмот». В том же, 1823 году, из-под его пера выходит романтическая книга «Последняя фея, или Новая волшебная лампа», сюжет
которого явствует из самого названия. Герой – Абель, сыл блестящего химика, вырос как дитя природы, сохранив веру в фей. Однажды он встречается
с одной из них – феей с жемчужным венком на «стройной и чувственной талии». Жемчужная фея оказывается герцогиней Сомерсетской, «одной из
красивейших женщин в Англии», а Абель, если верить очень кстати найденному в углу старинному документу, – на самом деле граф Остервальд.
В течение десятилетия Бальзак пробовал пробиться к читательскому признанию, его первые два десятка романов в духе «неистового романтизма»,
подписанные разными псевдонимами, не принесли особой славы писателю. В 1825-1828 гг. Бальзак даже попытался заняться издательской
деятельностью, но потерпел катастрофическую неудачу с висящим на нём огромным долгом. Полоса невезения длилась до тех пор, пока 15 января
1829 года он не подписал с издателем договор на исторический роман времен Великой французской революции «Последний шуан, или Бретань в 1800
году» – первое произведение, подписанное собственным именем. Постепенно Оноре де Бальзак начинает приобретать известность. Ему начинают делать
заказы, тем более, что писал он очень быстро. Но все же больших денег, а главное, славы пока еще не было.
В январе 1831 года, за месяц до указанного срока (он должен был вручить его издателям 15 февраля), Бальзак продает за 1135 франков произведение в
двух томах, озаглавленное «Шагреневая кожа». В записной книжке, куда писатель заносил сюжеты, можно прочесть такую запись: «изобретение кожи,
которая олицетворяет жизнь. Восточная сказка». Сначала Бальзак предполагал фантастическую повесть в духе Гофмана и говорил об этом как о «сущем
литературном пустяке». В основе сюжета – талисман, шагреневая кожа, у обладателя которой исполняются все желания, но с одним условием – при
каждом желании уменьшается и сама кожа. Когда же от нее ничего не остается, ее владелец умирает. Герою романа Рафаэлю де Валантену, эту кожу
вручил странный старик-антиквар. Не веря в силу куска этой старой кожи, молодой человек пожелал оргии, пиршества женщин и волей судьбы в этот же
вечер попадает на роскошный обед к банкиру. Любовь к прекраснейшей из женщин Парижа графине Феодоре увеличивают его желания и уменьшают
кожу. Эта односторонняя любовь подорвала здоровье Валантена, который вовсе не замечал, что все это время его любит другая женщина, небогатая
девушка Полина. Но последнее желание Рафаэля – обладать Полиной – стало действительно последним, и он умирает у нее на руках.
Несмотря на то, что книга получилась хорошей, Бальзак, наученный предыдущими попытками, провел к тому же хитрую рекламную кампанию. Он писал
под различными псевдонимами хвалебные статьи в разные газеты на будущую книгу, что уже обеспечивало ей популярность. Время лишь подтвердило
это. После выхода, ее невозможно было достать, а в читальных залах на нее записывались в очередь. Этот роман, как и два предыдущих – «Физиология
брака» и «Сцены частной жизни» – стали первыми на лестнице, ведущей его к славе. При жизни писателя «Шагреневая кожа» издавалась семь раз.
Постепенно Бальзак сделался баловнем книгопродавцем и излюбленным автором женщин. Хотя его надежда разбогатеть ещё довольно долгое время не
будет осуществлена: ведь над Бальзаком довлеет долг, оставшийся после его неудачных коммерческих предприятий. Писатель был отчаянным
трудоголиком, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.
Ободренный успехом, Бальзак обещает издателю Гослену серию фантастических новелл. В «Эликсире долголетия» (1831) у героя, отца дона Хуана,
имеется чудодейственный эликсир и на пороге смерти тот просит сына натереть им его тело. Но дон Хуан Бельвидеро, желая заполучить наследство отца,
не делает этого. На пороге же своей смерти, он просит уже своего сына о том же. Сын выполняет просьбу отца, но, испугавшись оживающего трупа,
разбивает флакон, не закончив начатое дело. В том же году Бальзак публикует символическую новеллу «Иисус Христос во Фландрии», на которую его
вдохновила старинная брабантская легенда. Какое-то суденышко везет пассажиров с острова Кадзан в Остенде. Здесь едет и богатый и бедный люд.
Поднимается ужасная буря и, вдруг, появляется человек с белокурыми волосами. Незнакомец возглашает: «Кто верует, тот спасется. Следуйте за
мной!». Он зашагал по волнам и те, кто поверил ему, пошли за ним. А другие, в основном богатые и знатные, тонут. Спасенным также остался и
владелец суденышка. Он хоть и не верил, но цеплялся за последние доски, до конца пытавшийся бороться за свою жизнь.
В некоторых бальзаковских произведениях фантастика не встраивается в сюжет, а является голой идеей – фоном для раскрытия основной мысли. Так, в
повести «Изгнанники» (1831) главное действующее лицо – Данте, а главное событие – выдуманные автором лекции итальянского поэта в Сорбонне. И
здесь Бальзак развивает теорию о том, что на Земле среди мужчин тайно живет немало ангелов. А в основе сюжета рассказа «Сарразин» (1830) –
пребывание героя на светском рауте у загадочной семьи де Ланти и появление не менее загадочного незнакомца в черном Эрнеста-Жана Сарразина.
От него веяло холодом и кладбищем и его появление будоражило весь парижский высший свет. В 1970 году известный французский структуралист и
семиотик Ролан Барт (Roland Barthes) даже написал книгу-исследование под названием «S/Z», посвященную анализу рассказа Оноре де Бальзака
«Сарразин», которые современные западные литературоведы называют основой для создания известного романа Гастона Леру «Призрак Оперы».
17 ноября 1833 года Бальзак гостил в Женеве, где побывал в гостях у скульптора Теофиля Бра. Там он любовался его «Марией, державшей на руках
младенца Христа, которому поклоняются два ангела». И тогда же у него зародился замысел «Серафиты» – романе о гермафродите, ангеле, достигшем
последней степени преображения, слившиеся в едином существе две натуры. Серафиту одновременно любят и мужчина и женщина, в конце концов,
он-она воспаряет в небеса, оставляя на земле Любовь. Бальзак переносит действие романа в Норвегию, сведения о флоре этой страны он получает у
видного ботаника Пирама де Кандоль, жившего в Женеве, что показывает, как Бальзак работал над своими книгами. Роман изначально печатался в
журнале «Revue de Paris», а отдельным изданием увидел свет в 1835 году во втором томе авторского сборника «Мистическая книга», выпущенного
парижским издательством «Werdet», куда также вошли роман «Луи Ламбер» и повесть «Изгнанники».
В июне 1834 года писатель начинает работать над повестью «Поиски Абсолюта». Фламандец Валтасар Клаас, получивший в наследство несметное
состояние, посвящает свою жизнь химии и тщится отыскать «абсолют» – чудесный элемент, из которого созданы все вещества. Но эта идея разоряет
его самого и его семью. Фантастика в этой книге присутствует лишь в отношении чудесного вещества, в большей же степени здесь присутствует наука.
«Два члена Академии обучали меня химии, ибо я хотел, чтобы моя книга было верна с научной точки зрения», – писал позднее Бальзак. Это
произведение довело автора до полного изнеможения, всегда работавшего много и плодотворно. И как в насмешку, книга расходилась очень плохо.
Ведь для читателей эта книга была гораздо более трудной, чем все предыдущие произведения Бальзака.
Он пишет почти все свои романы в счет аванса, получаемого им от издателей. Великолепный романист, он был плохим коммерсантом и вместе с тем
невероятным транжирой. Живя на широкую ногу, часто скрываясь от кредиторов, Бальзак пишет, пишет и пишет. В 1830-е годы он создает свои лучшие
произведения: «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Лилия долины», «Утраченные иллюзии», «Беатриса» и др. Его новаторская сюжетная манера пришлась
по душе и российскому читателю. Почти все его книги почти сразу же после выхода их на родине, переводились на русский язык и публиковались в
столичных литературных журналах. Критики и писатели то расхваливали Бальзака за чудесный стиль и буйную фантазию, то понукали его за то же самое.
Так, к примеру, Кюхельбекер в своем отзыве о бальзаковском творчестве обвиняет француза в пошлости и разврате: «Г. Бальзак довольствуется
одним распутством. Разврат, в его сочинениях, выставлен во всей наготе; он с веселою улыбкою простираете неблагопристойность до последней точки
дерзости. Многие места его сочинений способны привести в краску любого драгуна, и даже изумить извозчика» (Библиотека для чтения, 1834, т.1,
Отд.II – с.75).
Не раз ему приходилось облекать некоторые
сюжеты в ореол тайны и чуда, да и некоторая доля феерии встречается в некоторых его книгах. Так, в романе «Урсула Мируэ» (1841), вполне
реалистической книге о наследстве доктора Миноре, некоторые сцены иначе как фантастическими не назовешь. В опубликованных уже в наше время
отрывках («Лунатик на улице Сент-Оноре» и др.) читателю представляется и предсказания ясновидящей, и приход умершего Миноре во сне к Урсуле,
который разоблачает преступление.
Большую часть своих новелл начала 1830-х годов Бальзак создавал на стыке реализма и сверхъестественного, привнося в их сюжет притчевую идею,
облекаемую в фантастический антураж. Да и литературоведы не раз выделали у писателя именно эти несколько лет его творчества: «Раннее творчество
Бальзака было тесно связано с приемами и тематикой полуфантастического, полного тайн и ужасов, так называемого «готического» или «черного» романа,
возникшего в Англии в конце XVIII века и оказавшего влияние на французский романтизм...». Хотя писатель иногда вкладывал в понятие фантастики не
вымысел как таковой, а непознанный и противоречивый внутренний мир человека, в котором сверхъестественное возникает не вокруг, а внутри
человеческой натуры, выплескиваемой на окружающих необъяснимыми и удивительными поступками.
Например, в 1831 году Бальзак написал рассказ под названием «Неведомый шедевр» с подзаголовком «Фантастический рассказ», в котором речь идет о
жизни и смерти гениального художника, отдавшего свою жизнь во имя любви к искусству. Хотя на первый взгляд ничего фантастического с современной
точки зрения нет. А, к примеру, в очерке «Купол дома Инвалидов» (1832) ожило знаменитое парижское архитектурное сооружение, но в итоге всё это
оказалось галлюцинацией изрядно выпившего героя рассказа.
Большую часть своих работ Бальзак объединил в условный цикл, куда вошли 91 произведение. Мысль создать «картину нравов» своего времени
впервые посетила его в 1831 году, и в 1834-м он пишет, что его эпопея будет состоять из трех больших разделов. А в 1840-м в письме к издателю
Бальзак сообщает о возникшем у него плане издания всех своих произведений под названием «Человеческая комедия» (по аналогии с «Божественной
комедией» Данте). Первое издание «Человеческой комедии» было впервые опубликовано в 1842 году в парижском издательстве Фюри. В романах и
повестях цикла читателю предстает художественная история и художественная философия Франции, сложившаяся после революции, в период
Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические
этюды». А многие свои ранее изданные книги Бальзак специально переработал для этого цикла, подстраивая их под общую идею.
Писателя, всю жизнь отдавшего литературе и женщинам, всю жизнь мечтавшего о браке (женился Оноре де Бальзак на украинской графине Эвелине
Ганской 14 марта 1850 года в г. Бердичеве, за пять месяцев до своей кончины) и детях, постоянно осаждали кредиторы. Бальзак не отличался
бережливостью и порядком в денежных делах. Несмотря на свои огромные гонорары, он всю жизнь отдавал долги – сначала вследствие своего
банкротства в качестве предпринимателя, а затем из-за транжирства. В конце жизни писатель тяжело болел и почти ослеп. Оноре де Бальзак скончался в
Париже в ночь на 19 августа 1850 года, был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
На протяжении многих лет со дня смерти французского писателя выходят многочисленные литературно-критические и биографические книги и публикации
о Бальзаке. Через год после смерти французского писателя его сестра Лора Сюрвиль написала и издала книгу «Женщины Оноре де Бальзака»
(Les Femmes de Honoré de Balzac, 1851), а вскоре опубликовала и его первую обширную биографию – «Бальзак, жизнь и творчество по его переписке»
(Balzac, sa vie et ses œuvres d’après sa correspondance, 1856). В России Ипполит Адольф Тэн в 1894 году написал «Этюд о Бальзаке», а годом позже
Александра Анненская в серии «Жизнь замечательных людей» выпустила биографический очерк «Оноре Бальзак: Его жизнь и литературная деятельность».
Но, видимо, самым известным трудом о творческом наследии Оноре де Бальзака стал объемный биографический роман французского писателя Андре
Моруа «Прометей, или Жизнь Бальзака» (André Maurois, Prométhée ou la Vie de Balzac), выпущенного в 1965 году и переведенного на многие языки.
Бальзак был одним из наиболее плодовитых писателей своего времени. Не считая массы мелких журнальных статей, он написал 137 художественных
произведений, составляющих в общей сложности более 10 тысяч страниц. В итоге он воплотил свою мечту стать знаменитым писателем и приобрел
славу, к которой так стремился.
Произведения автора
Награды и звания
- 1845 – Орден Почетного легиона
Библиография фантастики на французском языке (первые издания)
- 1820 – Фальтурна: Рукопись отца Савонати (Falthurne, manuscrit de l'abbé Savonati)
- 1822 – Столетний старец, или Два Беренгельда (Le centenaire ou les deux Beringheld): В 2-х томах. – изд. «Pollet», 1822. – 240 с. + 236 с. (п)
- 1823 – Последняя фея, или Новая волшебная лампа (La dernière fée ou la Nouvelle lampe merveilleuse): В 2-х томах. – изд. «J. N. Barba / G. C. Hubert / Mondor / A. Bobèe» (Париж), 1823. – 254 с. + 214 с. (п)
- 1830 – Ноль: Фантастический рассказ (Zéro, conte fantastique) // журнал «La Silhouette», 1830, 5 октября – с. ... – [Под псевдонимом «Алькофрибас»; Позже вошел составной частью в рассказ «Храм»]
- 1830 – Эликсир долголетия (L'elixir de longue vie) // журнал «La Revue de Paris», 1830, Том XIX, 24 октября – с.181-210 – [Опубликованы две главы под названием «Банкет» (Festin) и «Финал» (Fin)]
- 1830 – Сарразин (Sarrasine) // журнал «Revue de Paris», 1830, том XX, 21 ноября – с.150-167, 28 ноября – с.227-252
- 1830 – Танцующие камни (La Danse des pierres) // журнал «La Caricature», 1830, 9 декабря – с. ... – [Под псевдонимом «Граф Алекс де Б.»; Позже вошел составной частью в рассказ «Храм»]
- 1831 – Изгнанники (Les Proscrits) // журнал «La Revue de Paris», 1831, май – с.
- 1831 – Неведомый шедевр: Фантастический рассказ (Le Chef-d’oeuvre inconnu, conte fantastique) // журнал «L'Artiste», 1831, Том I, №26 (31 июля) – с.319-323; Том II, №1 (7 августа) – с.7-10
- То же: Под названием «Катрина Леско: Фантастический рассказ» (Catherine Lescault, conte fantastique)
- 1831 – Иисус Христос во Фландрии (Jesus-Christ en Flandre) // авторский сборник «Философские романы и сказки» (Romans et contes philosophiques), Том 2. – изд. «Louis Hauman et comp.» (Брюссель), 1831 – с.219-241 – [Этот рассказ является объединением трех ранее изданный рассказов «Ноль», «Танцующие камни» и «Храм»]
- 1831 – Храм (L'Église) – [Этот рассказ является объединением двух ранее изданный рассказов «Ноль» и «Танцующие камни»; В 1846 году вошел составной частью в новую редакцию рассказа «Иисус Христос во Фландрии»]
- 1831 – Шагреневая кожа (La Peau de chagrin)
- То же: Отрывок из романа под названием «Последний наполеондор» // журнал «Карикатура» 1 декабря 1830 года
- То же: Отрывок из романа под названием «Кутеж» (Une débauche) // журнал «Ревю де Де Монд», 1831, май – с.
- То же: Отрывок из романа под названием «Самоубийство поэта» (Suicide d’un poète) // журнал «Ревю де Пари», 1831, 27 мая – с.
- 1832 – Купол Инвалидов (Le Dôme des Invalides) // сборник «Annales romantiques». – изд. «Louis Janet», 1832 – с.
- То же: Под названием «Галлюцинация» (L’Hallucination)
- 1832 – Испанский гранд (Le Grand d'Espagne) // сборник «Темные рассказы» (Contes Bruns). – изд. «Urbain Canel et Adolphe Guyot» (Париж), 1832 – с. ... – [Без подписи автора]
- 1834 – Серафита (Seraphita) // журнал «Revue de Paris», 1834, том 6 (июнь) – с.23-53, том 7 (июль) – с.145-185
- 1834 – Поиски Абсолюта (La recherche de l'Absolu) // авторский сборник «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée), Том 3. – изд. «Bechet» (Париж), 1834 – с.
- То же: «Бальтазар Клаас, или Поиски Абсолюта» (Balthazar Claës, ou la Recherche de l'Absolu). – изд. «Charpentier» (Париж), 1839. – 346 с. (п)
- 1835 – Прощенный Мельмот (Melmoth reconcilie) // журнал «Le livre des conteurs», 1835, том 4, июнь – с.
Библиография фантастики на русском языке
Отдельные издания
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Д. В. Аверкиева. – СПб.: А. С. Суворин, 1892. – 320 с. – (Новая библиотека Суворина). (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Д. В. Аверкиева. – Изд. 2-е. – СПб.: А. С. Суворин, 1901. – 320 с. – (Новая библиотека Суворина, т.60). (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Д. В. Аверкиева. – Изд. 3-е. – СПб.: А. С. Суворин, 1908. – 320 с. (п)
- Неведомый шедевр: [Рассказ] / Пер. И. М. Брюсовой; Предисл. Валерия Брюсова. – М.: Альціона, 1918. – 48 с. (о)
- Шагреневая кожа: Роман. – Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. – 254 с. – (Всемирный пантеон, №33-36) (о)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова под ред. и с предисл. М. Шагинян. – Пб.-М.: Государственное издательство, 1923. – 232 с. – (Всемирная литература. Франция. Собрание сочинений Онорэ де Бальзака). (о)
- Шагреневая кожа: Роман / Сокращ. пер. А. Р. Палея; Предисл. Ал. Дейча. – М.: Акционерное издательское общество «Огонек», 1928. – 44 с. – (Библиотека «Огонек», №387). 15 коп. 30 000 экз. (о)
- Шагреневая кожа (Из «Философских этюдов»): Роман / Пер. Д. В. Аверкиева; Предисл. А. К. Виноградова; Редакция и прим. Н. И. Кравцова. – М.-Л.: Огиз – Государственное издательство художественной литературы, 1931. – 312 с. – (Дешевая библиотека классиков). 25 коп. 10 000 экз. (о)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Анатолия Виноградова; Обложка П. Алякринского; Рис. А. Кравченко. – М.: Журнально-газетное объединение, 1932. – 252 с. – (История молодого человека XIX столетия; Серия романов под ред. М. Горького и А. Виноградова, №20-21) 2 руб. 38 000 экз. (о)
- Человеческая комедия. Философские повести / Пер. и послесл. Б. А. Грифцова; Вступ. статья Ю. Спасского. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1933. – 272 с. – (Собрание сочинений в 20 томах, Т.16) 50 000 экз. (о)
- Поиски Абсолюта – с.31-184
- Эликсир долголетия – с.185-203
- Прощенный Мельмот – с.204-242
- Неведомый шедевр – с.243-266
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. и прим. Б. А. Грифцова; Предисл Н. Четуновой. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1935. – 352 с. – (Собрание сочинений в 20 томах, Т.15). 1 р. 30 к. 50 000 экз. (о)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Д. В. Аверкиева; Предисл. В. Р. Гриба; Коммент. и примеч. Б. А. Грифцова; Переплет А. Ф. Сафронова. – М.-Л.: Academia, 1936. – 440 с. 8 руб. 20 300 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Переработка для радио Сергея Юрина; Вступит. Слово Н. Немченко. – М.: Радиоиздат, 1936. – 32 с. – (Микрофонные материалы, №39). 600 экз. (о) – [На правах рукописи, исключительно для радиовещания]
- Шагреневая кожа: Роман. – Вильнюс: Государственное издательство художественной литературы Латвийской ССР, 1954. – 266 с. 5 р. 50 к. 150 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман. – Вильнюс: Государственное издательство художественной литературы Латвийской ССР, 1954. – 266 с. 5 р. 50 к. 200 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова под ред. В. А. Дынник. – М.: Правда, 1955. – 276 с. 5 руб. 150 000 экз. (п) – [В выходных данных указан 1956 год]
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова под ред. В. А. Дынник; Примеч. Н. Муравьевой. – Уфа: Башкнигоиздат, 1956. – 276 с. 3 р. 70 к. 100 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова под ред. В. А. Дынник; Рис. В. Селиванова. – М.: Правда, 1958. – 260 с. 5 р. 15 к. 150 000 экз. (п)
- Неведомый шедевр; Поиски Абсолюта / Худ. В. И. Астафьев. – М.: Наука, 1966. – 236 с. – (Литературные памятники). 1 р. 10 к. 35 000 экз. (с.о.) – подписано к печати 28.02.1966 г.
- Неведомый шедевр / Пер. И. М. Брюсовой – с.5-34
- Поиски Абсолюта / Пер. Б. А. Грифцова – с.35-177
- Неведомый шедевр: Фантастический рассказ (Первоначальная редакция) / Пер. И. М. Брюсовой и В. А. Слободчикова под ред. В. А. Резник – с.179-196
- Приложения
- В. А. Резник. Два «Философских этюда» Бальзака – с.199-224
- Примечания / Сост. В. А. Резник – с.225-235
- Список иллюстраций – с.235
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Примеч. Н. Муравьевой; Худ. А. Голицын. – М.: Художественная литература, 1970. – 320 с. 58 коп. 100 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Предисл. Р. Резника; Примеч. Н. Муравьевой; Худ. А. Голицын. – М.: Художественная литература, 1977. – 272 с. – (Библиотечная серия). 1 р. 40 к. 300 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман. – Ижевск: Удмуртия, 1979. – 232 с. 1 р. 30 к. 100 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Послесл. и примеч. Н. Муравьевой. – Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1980. – 364 с. 1 р. 30 к. 300 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Худ. Н. М. Селещук. – Минск: Вышэйшая школа, 1980. – 240 с. 1 р. 20 к. 200 000 экз. (о)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Примеч. Н. Муравьевой. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. – 272 с. 1 р. 30 к. 100 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Предисл. Р. Резника; Примеч. Н. Муравьевой; Худ. А. Голицын. – М.: Художественная литература, 1980. – 270 с. – (Библиотечная серия). 1 р. 60 к. 75 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Предисл. Р. Резника; Примеч. Н. Муравьевой; Худ. С. Н. Михалев. – Красноярск: Книжное издательство, 1982. – 276 с. – (Школьная библиотека). 65 коп. 50 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Предисл. Р. Резника; Худ. А. Голицын. – М.: Правда, 1982. – 272 с. – (Библиотека зарубежной классики). 1 р. 40 к. 200 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Предисл. Р. Резника; Худ. А. Голицын. – М.: Правда, 1982. – 272 с. – (Библиотека зарубежной классики). 1 р. 40 к. 500 000 экз. (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Худ. А. Голицын. – Фрунзе: Мектеп, 1983. – 256 с. 55 коп. 150 000 (доп. тираж) экз. (п) – подписано к печати 02.08.1983 г.
- Р. Резник. Надпись на шагреневой коже: [Предисловие] – с.5-18
- Шагреневая кожа: [Роман] – с.21-253
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Примеч. Н. Муравьевой. – Ташкент: Медицина, 1983. – 240 с. 300 000 экз. (о)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова; Предисл. и примеч. В. Я. Бахмутского; Худ. С. М. Бархин. – М.: Книга, 1983. – 432 с. 7 р. 50 к. 5 000 экз. (с.о.)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова. – Вильнюс: Vaga, 1985. – 280 с. 1 р. 10 к. 150 000 экз. (о)
- Серафита: Роман / Пер. Леонида Гуревича. – М.: Энигма, 1996. – 288 с. – (Rosarium). 7 000 экз. (п) ISBN 5-7808-0005-7
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 320 с. 5 000 экз. (о) ISBN 978-5-91181-179-0
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. А. Грифцова. – Харьков: Книжный мир, Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2006. – 288 с. – (Золотая библиотека). (п) ISBN 966-343-244-6
- Столетний старец: Роман / Пер. Елены Морозовой. – М.: Квадрат, 2007. – 432 с. 1 500 экз. (п) ISBN 978-5-7516-0578-0
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 320 с. 7 000 экз. (о) ISBN 978-5-91181-835-7
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. – 288 с. – (Золотая библиотека). 10 000 экз. (п) ISBN 978-5-9910-0018-5, ISBN 978-966-343-242-7, ISBN 978-5-9910-0068-0, ISBN 978-966-343-244-1
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 320 с. 7 000 экз. (о) ISBN 978-5-9985-0052-7
- Шагреневая кожа: Романы / Пер. Б. А. Грифцова; Худ. И. В. Осипов. – Харьков: Фолио, 2009. – 512 с. – (Классика). 2 500 экз. (п) ISBN 978-966-03-4539-3
- Шагреневая кожа – с.
- Эликсир долголетия – с.
- Поиски Абсолюта – с.
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, Neoclassic, 2010. – 320 с. – (Зарубежная классика). 3 000 экз. (о) ISBN 978-5-389-04976-5
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, Neoclassic, 2010. – 320 с. – (Книга на все времена). (п) ISBN 978-5-17-068072-6, ISBN 978-5-271-29779-3, ISBN 978-5-226-02971-4
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 352 с. – (Классика жанра. Хоррор). 1 500 экз. (п) ISBN 978-5-373-03970-3
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус; Азбука, 2011. – 320 с. – (Азбука-классика). 5 000 экз. (п) ISBN 978-5-389-01729-0
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – М.: АСТ, Астрель, 2011. – 608 с. – (Классики современники). (п) ISBN 978-5-17-074266-0
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – М.: Де Агостини, 2011/ - 600 c. – (Шедевры мировой литературы в миниатюре. Том 18). (п) ISBN 978-5-9774-0512-6 – [Миниатюрный формат]
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – СПб.: Азбука-Аттикус; Азбука, 2012. – 320 с. – (Азбука-классика). 5 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-068071-9, ISBN 978-5-271-29780-9, ISBN 978-5-226-02972-1
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – СПб.: Лениздат, 2012. – 352 с. – (Лениздат-классика). 3 000 экз. (п) ISBN 978-5-905799-49-5
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова; Послесл. Д. С. Наливайко; Примеч. Е. Б. Алексеенко. – Харьков: Фолио, 2012. – 368 с. – (Школьная библиотека украинской и зарубежной литературы). (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова; Послесл. Д. С. Наливайко; Примеч. Е. Б. Алексеенко. – Харьков: Фолио, 2013. – 368 с. – (Школьная библиотека украинской и зарубежной литературы). (п)
- Шагреневая кожа: Роман / Пер. Б. Грифцова. – М.: АСТ, 2015. – 320 с. – (Эксклюзивная классика). 5 000 экз. (о) ISBN 978-5-17-093434-8
Публикации в периодике и сборниках
О жизни и творчестве
- Г. М. Эльдарова. Фантастическое в творчестве Бальзака / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Л.: Издательство Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова, 1987. – 16 с. (о)
- Г. Кирий. Роман Бальзака «Шагреневая кожа»: Об авторской правке романа «Une Débauche» и первой редакции романа «Шагреневая кожа». – Тюмень: Ишимский государственный педагогический институт, 1960. – 32 с. – (Ученые записки, т.4, вып.1). 60 коп. 2 000 экз. (о)
- Р. Резник. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971. – 136 с. 60 коп. 1 800 экз. (о)
- Наталья Владимировна Решетняк. «Мистическая книга» Бальзака: от истоков – к художественному воплощению теософских идей / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. – 218 с. (о)
- И. Б. Дюшен. Оноре де Бальзак (1799 – 1850) // Детская энциклопедия в 10 томах: Том 10. – Литература и искусство. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961 – с.115-117
- То же: Детская энциклопедия в 12 томах: Том 11. – Язык; Художественная литература. – Второе издание. – М.: Просвещение, 1968 – с.186-187
- Р. А. Резник. Наука и ученый в романе Бальзака «Поиски Абсолюта» // Известия Академии наук СССР, 1963, том XXII, вып.1 (январь-февраль) – с.19-30
- Р. Бахтамов. «Сюжет, не знающий начала и границ...»: К 175-летию О. Бальзака // Литературный Азербайджан (Баку), 1974, №6 – с.127-130
- С. В. Тураев. Оноре де Бальзак (1799 – 1850) // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 11. – Язык и литература. – Третье издание. – М.: Педагогика, 1976 – с.356-357
- Г. М. Эльдарова. «Фантастические» произведения Бальзака: Опыт классификации // Вестник Ленинградского университета. История. Язык. Литература, 1986, Вып.1 – с.108-110
- Бальзак (Balzac) Оноре де (1799-1850) / Вл. Гаков // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.52
- И. В. Морозова. Символ «Шагреневая кожа» в культурном пространстве романа О. де Бальзака // Филологические этюды, 2000, Вып.3 – с.217-219
- Руслан Киреев. Бальзак: Не говорите мне о своем возрасте // Р. Киреев. Новеллы о любви: На окрестных холмах. – М.: Центрполиграф, 2002 – с.
- Н. В. Решетняк. Фламандская легенда об Иисусе Христе в мистическом видении О. де Бальзака // Материалы XXXIV международной филологической конференции. – СПб., 2005 – с.20-24
- Н. В. Решетняк. Неизвестный Бальзак – последователь мистического учения Сен-Мартена // Вестник Санкт-Петербургского университета: Научно-теоретический журнал Серия 9. Выпуск 2 (4.1). – СПб., 2007 – с.12-18
- Н. В. Решетняк. Мистический дар Бальзака «Spécialité» // Романский коллегиум: Сборник научных статей. Выпуск 2. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2007 – с.96-102
- Руслан Киреев. «Супруга моей души»: Оноре де Бальзак и Лора де Берии // Р. Киреев. Истории любви; Роковые романы; Как любили великие писатели. – М.: Глобулус; НЦ ЭНАС, 2007 – с.51-59
- Григорий Рафаэльевич Консон. О феномене одьяволения старика-антиквара в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» // Психология и психотехника, 2014, №6 – с.577-586
- Владимир Борисов. Календарь фантастики. 20 мая: Человеческая комедия: [225 лет Оноре де Бальзаку] // Троицкий вариант – Наука (Троицк, Московская обл.), 2024, 21 мая (№10) – с.15
Книги о Бальзаке
- Этюд о Бальзаке: Этюд Ипполита Тэна / Пер. с фран. – СПб.: Издание Я. Бермана, 1894. – 108 с. – (Европейская библиотека). (п)
- Александра Анненская. Оноре Бальзак: Его жизнь и литературная деятельность: Биографический очерк. – СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1895. – 80 с. – (Жизнь замечательных людей). 25 коп. (п)
- Рене Бенжамен. Необычная жизнь Онорэ де-Бальзака. – М.-Л., 1928
- П. Сухотин. Бальзак. – М.: Журнально-газетное объединение, 1934. – 368 с. – (Жизнь замечательных людей, вып.37-38). 50 000 экз. (п)
- Оноре де-Бальзак (1799-1850): 140 лет со дня рождения: [Библиографическая памятка]. – М.: Центральный дом культуры железнодорожников, 1939. – 8 с. Беспл. 320 экз. (о)
- Лидия Бернштам. Оноре Бальзак (1799-1850): Указатель литературы. – Л.: Ленинградская городская библиотека, 1939. – 32 с. 1 р. 20 к. 3 000 экз. (о)
- Б. Г. Реизов. Творчество Бальзака. – М.: Художественная литература, 1939. – 412 с. 5 000 экз. (п)
- Натан Рыбак. Ошибка Оноре де Бальзака: Роман / Пер. с укр. В. Россельса. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1946. – 240 с. 25 000 экз. (о)
- Оноре Бальзак (1799-1850): К 150-летию со дня рождения. Обзор жизни и творчества. Библиография. – М.: Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы, 1949. – 10 л. 150 экз. (о) – [Напечатано на ротапринте]
- А. Пузиков. Оноре Бальзак: Критико-биографический очерк. – М.: Гослитиздат, 1950. – 64 с. 1 руб. 50 000 экз. (о)
- Мария Елизарова. Бальзак: Очерк творчества. – М.: Гослитиздат, 1951. – 96 с. 1 р. 50 к. 20 000 экз. (о)
- Н. И. Муравьева. О. Бальзак: Пособие для учителей средней школы. – М.: Учпедгиз, 1952. – 160 с. 2 р. 75 к. 30 000 экз. (п)
- А. Пузиков. Оноре Бальзак: Критико-биографический очерк. – 2-е изд. – М.: Гослитиздат, 1955. – 104 с. 1 р. 50 к. 30 000 экз. (о)
- Г. В. Рубцова. Творчество Бальзака. – Л.: Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1957. – 48 с. – (В помощь учащимся 8-10-х классов). 90 коп. 50 000 экз. (о)
- Натан Рыбак. Ошибка Оноре де Бальзака: Роман / Пер. с укр. В. Россельса. – М.: Советский писатель, 1957. – 364 с. 30 000 экз. (п)
- Н. И. Муравьева. Оноре Бальзак: Очерк творчества. – Изд. 2-е. – М.: Учпедгиз, 1958. – 204 с.3 р. 75 к. 35 000 экз. (п)
- Натан Рыбак. Ошибка Оноре де Бальзака: Роман / Пер. с укр. В. Россельса. – Курск: Курское книжное издательство, 1959. – 344 с. 75 000 экз. (п)
- Натан Рыбак. Ошибка Оноре де Бальзака: Роман / Пер. с укр. В. Россельса. – М.: Советский писатель, 1959. – 344 с. 75 000 экз. (п)
- А. Г. Лисицкая. Оноре Бальзак: Учебное пособие для студентов таджикских групп педвузов. – Сталинабад: Сталинабадский государственный педагогический институт им. Т. Г. Шевченко, 1960. – 26 с. 1 руб. 1 500 экз. (о)
- Дмитрий Обломиевский. Бальзак: Этапы творческого пути. – М.: Гослитиздат, 1961. – 592 с. 1 р. 43 к. 10 000 экз. (п)
- Стефан Цвейг. Бальзак / Пер. А. Голембы; Под ред. Е. Закс; Предисл. и коммент. Н. Муравьевой. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 496 с. – (Жизнь замечательных людей, вып.320). 91 коп. 115 000 экз. (п)
- Стефан Цвейг. Бальзак / Пер. А. Голембы; Под ред. Е. Закс; Предисл. и коммент. Н. Муравьевой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 496 с. – (Жизнь замечательных людей, вып.320). 91 коп. 100 000 экз. (п)
- Я. Гордон. Оноре Бальзак: Лекции для студентов филологических факультетов. – Душанбе: Таджикский государственный университет им. В. И. Ленина, 1962. – 44 с. 30 коп. 750 экз. (о)
- Натан Рыбак. Ошибка Оноре де Бальзака: Роман / Пер. с укр. В. Россельса. – К.: Радянський письменник, 1964. – 346 с. 100 000 экз. (п)
- А. В. Паевская и В. Т. Данченко. Оноре де Бальзак: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке 1830-1964. – М.: Книга, 1965. – 428 с. – (Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы). 1 р. 42 к. 2 000 экз. (п)
- Оноре Бальзак (1799-1850): Методические материалы к вечеру, посвященному 115-летию со дня смерти / Сост. А. А. Ремизов. – М.: Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы, 1965. – 46 с. 700 экз. (о) – [Напечатано на ротапринте]
- Андрэ Вюрмсер. Бесчеловечная комедия / Н. Барабанова, Сельма Брахман, Владислав Зайцев, Олег Пичугин. – М.: Прогресс, 1967. – 648 с. (п)
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Н. Немчиновой и Я. Лесюка; Предисл. Ф. Наркирьера; Примеч. И. Лилеева. – М.: Прогресс, 1967. – 640 с. 2 р. 14 к. (п)
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Н. Немчиновой и Я. Лесюка; Предисл. Ф. Наркирьера; Примеч. И. Лилеева. – М.: Прогресс, 1968. – 640 с. (п)
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Н. Немчиновой и Я. Лесюка; Предисл. Ф. Наркирьера; Примеч. И. Лилеева. – К.: Дніпро, 1969. – 624 с. – (Жизнь замечательных людей). 1 р. 98 к. (п)
- Натан Рыбак. Ошибка Оноре де Бальзака: Роман / Пер. с укр. В. Россельса. – М.: Художественная литература, 1970. – 352 с. 81 коп. 200 000 экз. (п) – подписано к печати 21.09.1970 г.
- Е. П. Кучборская. Творчество Бальзака. – М.: Высшая школа, 1970. – 256 с. 54 коп. 30 000 экз. (о)
- Александр Гербстман. Оноре Бальзак. Биография писателя. – Л.: Просвещение, 1972. – 120 с. – (Пособие для учащихся). 17 коп. 100 000 экз. (о)
- Натан Рыбак. Ошибка Оноре де Бальзака: Роман / Пер. с укр. В. Россельса. – М.: Советский писатель, 1979. – 352 с. 200 000 экз. (п)
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Я. Лесюка, Н. Немчиновой. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1980. – 560 с. 100 000 экз. (п)
- Семен Теодорович Вайман. Бальзаковский парадокс. – М.: Советский писатель, 1981. – 366 с. 10 000 экз. (п)
- Стефан Цвейг. Бальзак / Пер. А. Голембы. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981. – 400 с. 150 000 экз. (п)
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Я. Лесюка, Н. Немчиновой. – М.: Радуга, 1983. – 672 с. 300 000 экз. (п)
- Стефан Цвейг. Бальзак / Пер. А. Голембы. – Минск: Народная асвета, 1984. – 400 с. 300 000 экз. (о)
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Я. Лесюка, Н. Немчиновой. – К.: Вища школа, 1987. – 528 с. 120 000 экз. (п)
- Грета Эвривиадовна Ионкис. Оноре Бальзак. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с. – (Биография писателя). (о) ISBN 5-09-000401-3
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Я. Лесюка, Н. Немчиновой; Предисл. Ф. Наркиртера; Прим. И. Лилеевой. – М.: Правда, 1988. – 672 с. 500 000 экз. (п)
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Я. Лесюка, Н. Немчиновой. – Алма-Ата: Онер, 1990. – 640 с. 300 000 экз. (п) ISBN 5-89840-103-2
- Ролан Барт. S/Z. – Изд. 2-е, испр. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 232 с. 3 000 экз. (о) ISBN 5-8360-0211-8
- Георгий Корсиков. Идеология. Коннотация. Текст: [Предисловие] – с.
- Ролан Барт. S/Z / Пер. Г. Косиков, В. Мурат – с.
- Приложение I. Оноре де Бальзак. Сарразин – с.
- Приложение II. Акциональные последовательности – с.
- Приложение III. Аналитическое оглавление – с.
- Пьер Сиприо. Бальзак без маски / Пер. Е. Сергеевой; Вступ. статья А. П. Левандрвского. – М.: Молодая гвардия, 2003. – 504 с. – (Жизнь замечательных людей, вып.840). 6 000 экз. (п)
- Анри Труайя. Оноре де Бальзак / Пер. Елены Сутоцкой. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с. – (Роман-биография). 3 100 экз. (с.о.) ISBN 5-699-14434-X
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Я. Лесюка, Н. Немчиновой. – М.: АСТ, 2011. – 736 с. – (Зарубежная классика). 2 000 экз. (о) ISBN 978-5-17-068143-3
- Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Я. Лесюка, Н. Немчиновой. – М.: АСТ, 2011. – 736 с. – (Жизнь замечательных людей). 2 000 экз. (о) ISBN 978-5-17-068521-9
- Франсуа Тайяндье. Бальзак / Пер. с фр., вступ. ст. и примеч. В. Зайцева. – М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2013. – 208. – (Жизнь замечательных людей: малая серия, вып.52). 4 000 экз. (п) ISBN 978-5-235-03650-5
- Грэм Робб. Жизнь Бальзака / Пер. Л. Игоревского. – М.: Центрполиграф, 2014. – 528 с. – (Жизнеописание Великих). 3 000 экз. (п) ISBN 978-5-227-05305-3
О жизни и творчестве
Библиография на украинском языке
Публикации в периодике и сборниках
- Серафіта: Роман / Пер. Григорія Філіпчука; Мал. Алли Калашникової // Всесвіт, 1990, №9 – с.2-69
- Те саме: Роман / Пер. Григорія Філіпчука // О. де Бальзак. Твори в десяти томах. Т.3. – К.: Дніпро, 1990 – с.616-739
- Шагренева шкіра: Роман / Пер. Юрія Лісняка // О. де Бальзак. Твори в десяти томах. Т.3. – К.: Дніпро, 1990 – с.14-232
- Те саме: Роман / Пер. Юрія Лісняка // О. де Бальзак. Шагренева шкіра; Батько Горіо; Горбсек. – К.: Радянська школа, 1990 – с.
- Те саме: Роман / Пер. Юрія Лісняка // О. де Бальзак. Шагренева шкіра; Батько Горіо; Горбсек. – К.: Веселка, 1998 – с.
- Ісус Христос у Фландрії: Оповідання / Пер. Віктора Шовкуна // О. де Бальзак. Твори в десяти томах. Т.3. – К.: Дніпро, 1990 – с.294-313
- Еліксир довголіття: Оповідання / Пер. Віктора Шовкуна // О. де Бальзак. Твори в десяти томах. Т.3. – К.: Дніпро, 1990 – с.314-335
- Пошуки Абсолюту: Роман / Пер. Віктора Шовкуна // О. де Бальзак. Твори в десяти томах. Т.3. – К.: Дніпро, 1990 – с.336-513
- Розкаяний Мельмот: Оповідання / Пер. Віктора Шовкуна // О. де Бальзак. Твори в десяти томах. Т.3. – К.: Дніпро, 1990 – с.740-783
Библиография на других языках
Публикации в периодике и сборниках
- Honoré de Balzac. Der Staatsanwalt (Прокурор) // антология «Der Vampir». – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин), 1981 – с.231-243 – [На немецком языке]
О жизни и творчестве
- Дмитро Наливайко. Несподіваний Бальзак // Всесвіт, 1990, №9 – с.3-9
© Виталий Карацупа, 2016-2018
|
|
|
|