|
|
|
|
«Немногие из русских писателей писали столь много и в столь многообразных родах, как я». (Николай Полевой)
Русский журналист, писатель, критик и историк. Родился в Иркутске в купеческой семье. Систематического
образования не получил, но грамоте был обучен с раннего детства, читая книги из большой отцовской библиотеки. По
его собственным словам, он прочитал тысячу томов всякой всячины и помнил все прочитанное. С десяти лет пытается
издавать рукописные газеты и журналы, пишет драмы и стихи. В 1811 г. семья переезжает из Иркутска в Курск. Юный
Николай Полевой некоторое время посещает московский университет, а затем самым серьезным образом принялся за
самообразование. После дня работы за прилавком, ночи напролет просиживал за изучением русской грамматики и
иностранных языков. В 1820-1836 гг. жил в Москве, куда по поручению отца уехал для устройства винокуренного
завода. А через два года отец умирает и Полевой всецело отдается литературе, получив в том же году серебряную
медаль Академии Наук за исследование о русских глаголах.
Печататься начал в 1817 году, когда в «Русском вестнике» была опубликована статья о посещении Александром I
Курска. Начинает сотрудничать в московских журналах, в которых все чаще и чаще появляются стихи и статьи
молодого автора. А с 1825-го по 1834 год издавал журнал прогрессивного направления «Московский телеграф». В
1831 г. его избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Являлся приверженцем романтизма,
отвергающего «все классические условности и формы» и утверждающего свободу творчества поэта. Романтизм
Полевой связывал с развитием идеи народности и национальной самобытности русской литературы. Романтическая
трактовка темы столкновения выдающейся личности с социальной средой отражена в повестях
«Блаженство безумия» (1833), «Живописец» (1833) и др. После запрещения Николаем I
«Московского телеграфа» Николай Полевой некоторое время был постоянным сотрудником «Библиотеки для Чтения»,
редактировал такие издания, как «Живописное обозрение», «Сын Отечества», «Русский вестник», «Литературную
газету».
В это время им также написана «История русского народа» (1829-1833) в шести томах, в которой он попытался
показать значение народа в истории нации отличное от взгляда Н. М. Карамзина. Кроме этого его исторические труды
включают также «Историю Петра Великого», «Историю Суворова», «Историю Наполеона» и другие. Полевой – автор
таких романов, как, например, «Абадонна», «Клятва при гробе Господнем», «Мечты и действительность»; в его активе
также «Очерки русской литературы» и «Драматические сочинения» в 4 томах. С 1834 года, в течение 8 лет, он написал
около 40 драм («Параша-Сибирячка», «Купец Иголкин», «Русский моряк», «Елена Глинская»), которые имели успех на
сцене, но встретили полное осуждение русской критики. Постепенно его публицистика превратила Полевого из
передового человека, дававшего тон литературе, в отверженного. Покинутый всеми, не встречая ни у кого поддержки,
нередко нуждаясь даже в куске хлеба, он до самой последней минуты продолжал работать.
Умер Николай Полевой в Петербурге, и самое парадоксальное, что непонятый современниками при жизни, он
оказался востребованным после своей смерти. Сразу же после кончины прозаика, его наиболее беспощадный критик
Белинский, в теплой статье «реабилитировал» Полевого, назвав его одним из замечательнейших деятелей русской
литературы.
Публикации в периодике и сборниках
- Белое привидение: Повесть // Московский телеграф, 1825, Часть 6, №22, ноябрь – с.435-453; №23, декабрь – с.457-470; №24, декабрь – с.479-490 – [По мотивам рассказа Э. Т. А. Гофмана «Маркиза де ла Пивардьер» без указания автора]
- То же: Повесть Гофмана // Повести и литературные отрывки. Часть пятая. – М.: Университетская типография, 1830 – с.5-91
- Блаженство безумия[Повесть] // Московский телеграф. Т.49, 1833 – с.52-96, 228-272 – [Под именем «Н.П.» и посвящением***»]
- То же: [Повесть] // Мечты и жизнь. Ч.1. – М., 1833 – с.5-153 – [В этом сборнике повесть напечатана с незначительными изменениями]
- То же: [Повесть] // Н. А. Полевой. Избранные произведения и письма. – Л., 1986 – с.89-133
- То же: [Повесть] // Сильфида. – М.: Современник, 1988 – с.224-268
- То же: [Повесть] // Русская фантастическая проза XIX – начала ХХ века. – М.: Правда, 1989 – с.117-167
- То же: [Повесть] // Русская и советская фантастика. – М.: Правда, 1989 – с.237-282
- То же: [Повесть] // Русская романтическая новелла. – М.: Художественная литература, 1989 – с.167-213
- То же: [Повесть] // Русская фантастическая проза XIX – начала ХХ века. – М.: Правда, 1991 – с.117-167
- То же: [Повесть] // Страшное гадание. – М.: Русская книга, 1997 – с.101-142
- То же: Повесть // Русская готическая проза. Т.1. – М.: Терра – Книжный клуб, 1999 – с.17-54
- То же: [Повесть] // Кровь за кровь. – М.: Литература: Издательский дом Родионова, 2004 – c.173-216
- То же: [Повесть] // Русская мистическая проза. Т.1. – М.: Мир книги; Литература, 2004 – c.173-216
- То же: [Повесть] // Страшное гадание. – М.: Престиж Бук, 2013 – с.163-207
- То же: [Повесть] // Мистический Петербург. – М.: Эксмо, 2024 – с.67-144
- Голос с того света: [Рассказ] // Русская готическая повесть ХIХ века. – М.: Три квадрата, 2008 – с.44-50
- Предвестница Смерти: [Рассказ] // Русская готическая повесть ХIХ века. – М.: Три квадрата, 2008 – с.116-140
Публикации в периодике и сборниках других жанров
Публицистика
- Н. Полевой. Иван Сергеевич Тургенев: [Биография] // Живописное обозрение (СПб.), 1883, том II, №36 (3 сентября) – с.145-148
Творчество автора
- Николай Алексеевич Полевой // Галерея русских писателей. – М.: Издание С. Скирмунта; Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1901 – с.194, 197
- И. Н. Фомина. Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846) // Сильфида. – М.: Современник, 1988 – с.685-689
- Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) // Русская романтическая новелла. – М.: Художественная литература, 1989 – с.381
© Виталий Карацупа, 2005-2017
|
|
|