Архив фантастики
Сон





Сон (Рис. Н. А. Груздев)

В утопической повести Александра Улыбышева «Сон» (1819) герою-петербуржцу приснился сон, в котором он переносится на триста лет в будущее, в социалистическое общество новой России. Вместо казарм наш герой увидел общественные школы, библиотеки всех видов, которыми был переполнен город. В Аничкином дворце располагался русский Пантеон, где за большими стеклянными окнами находилось большое собрание статуй и бюстов людей, прославившихся своими талантами или заслугами перед отечеством. Триумфальная арка вместо монастыря, которым заканчивался Невский проспект, огромная ротонда, где купол внутри был выполнен в виде небосвода с его созвездиями. В этом величественном здании собирался народ, чтобы восславить свою веру в единственное божество – возможность жить согласно законам человечности и чувства сострадания к нашим несчастным братьям. Один старец так ответил нашему герою на его вопрос: «Вот уже около трех веков, как среди нас установлена единая религия, т.е. культ единого и всемогущего бога, основанный на догме бессмертия души, страдания и наград после смерти и очищенный от всяких связей с человеческим и суеверий». И потому нет теперь ни священников, ни монахов, но всякий верховый чиновник по очереди несет обязанности представителя бога, источника порядка во вселенной. К тому же единственное искусство, которое допускается в их храмах – это музыка.
Литература, вскрывшая плодоносную и почти не тронутую жилу древней народной словесности, стала поистине национальной и вознеслась на первое место среди народов Европы, а печатание книг уже «не занимается более повторением и увеличением бесполезного количества этих переводов французских пьес, устаревших даже у того народа, для которого они были сочинены». Также в России теперь совсем нет армии, ибо каждый из 50 миллионов граждан «делается героем, когда надо защищать землю, которая питает законы, его защищающие, детей, которых он воспитывает в духе свободы и чести, и отечество, сыном которого он гордится быть», а расходы на армию употребляются теперь на увеличение общественного благосостояния. В общем, государство держится на любви и доверии народу, даже российский флаг теперь изображает не двуглавого орла с молниями в когтях, а феникса, парящего в облаках и державшего в клюве венец из оливковых ветвей и бессмертника.
Многое еще мог увидеть наш герой в Петербурге будущего, но тут его разбудили звуки рожка и барабана и вопли пьяного мужика, которого за что-то тащили в участок. И последние слова в повести звучат так: «Я подумал, что исполнение моего сна еще далеко…»

© Виталий Карацупа, 2005