|
|
Двойник, или Мои вечера в Малороссии |
|
|
|
|
|
- Вечер первый
- Вечер второй (Изидор и Анюта)
- Вечер третий (Пагубные последствия необузданного воображения)
- Вечер пятый (Лафертовская маковница)
Сборник Антония Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) состоит из
четырех повестей, которые разделены на несколько вечеров, в прошествии которых помещик и его Двойник
рассказывают друг другу какую-либо историю или целую серию небольших сюжетов фантастического содержания.
В первой повести, т.е. «Вечер первый» рассказывается о первом посещении помещика его двойником, который за
неимением имени собственного попросил называть себя просто – Двойник. Необычный посетитель рассказал
помещику несколько историй о том, как некоторых людей также посещали двойники, так что эта встреча с ним – не
такая уж и редкая, как может показаться с первого взгляда. По конец вечера они условились, что иногда будут
встречаться, проводит вместе некоторое время и рассказывать друг другу что-либо интересное, а хозяин иногда
читать свои литературные произведения, написанием коих иногда от скуки баловался.
Во второй вечер помещик рассказал Двойнику свою повесть «Изидор и Анюта», в которой речь идет о событиях
1812 года, когда наполеоновская армия приближалась к Москве. Город в спешном порядке покидали ее жители. А на
окраине города в небольшом доме жила девушка Анюта и ее старая мать. Матушка сильно болела и потому
эвакуироваться им было никакой возможности, а неприятель уже был близко. Анюту любил бравый кирасирский
офицер Изидор, полк которого стоял далеко за столицей. Он почти загнал коня, когда прискакал сюда, чтобы помочь
вывезти Анюту и ее мать из столицы, но видя положение дела, долго раздумывал как ему поступить. С одной стороны,
если он останется, то станет предателем, бросил свой полк. С другой, если Изидор уедет, враги непременно
надругаются над Анютой и убьют ее саму и ее мать. Но во имя любви к девушке, он все же решил стать предателем,
но по возможности спасти ее от французов. Так бы все и было, если бы не больная матушка, которая настояла и
убедила Изидора не предавать свой полк и защищать свою землю от напасти. Он уехал, а у Анюты остался лишь
небольшой кинжал, который она пустит в дело, но не достанется врагу. А когда спустя несколько месяцев русская
армия вновь взяла Москву, Изидор на месте домика любимой обнаружил лишь обгоревшие поленья. Его любовь
погибла, но почему-то каждый вечер он возвращался сюда к росшему неподалеку раскидистому клену, с которым по
ночам разговаривал, а клен шумом своих листьев отвечал ему от имени Анюты. Около этого дерева, ставшим тенью
убиенной Анюты, он и скончался через несколько дней. И в уже остывших руках он держал заржавелый кинжал и
полуистлевший человеческий череп.
И опять, в этот второй вечер помещиком и Двойником было рассказано много небольших сюжетов о призраках и
духах, которые помогали установить место своей смерти или помогали живым наказать своих убийц.
В третий вечер была рассказана история «Пагубные последствия необузданного воображения» где главным
действующим лицом был молодой граф N… (назовем его Алцестом), которого отец послал для окончательного учения
в славный Лейпцигский университет. Сопровождал графа его старший товарищ, который по заданию отца должен был
приглядывать за неопытным двадцатилетним отпрыском и защищать его романтическую натуру от разных опасных
наклонностей и сюрпризов. Но спустя какое-то время в Германии Алцест влюбляется в красивую девушку Аделину,
которая также недавно прибыла в Лейпциг со своим отцом – приезжим профессором Андрони, прибывшим из Неаполя
для прочтения цикла лекций по математике, астрономии и механике в университете. Аделина действительно была
невероятно красива, и также невероятно скромна. Она почти не разговаривала, а при редких встречах всегда
опускала глаза, и вела себя настолько сковано, будто чувствовала себя здесь не в своей тарелке. Везде она
появлялась исключительно в сопровождении своего отца, так что увидеться с ней наедине Алцест не имел никакой
возможности. Но, ослепленный любовью он всячески добивался свидания и в итоге скоро уже весь город только и
говорил о близкой помолвке русского графа и невиданной красавицы из Неаполя. Андрони однажды даже устроил бал,
где попытался вывести свою дочь-затворницу в люди. На балу Аделина появилась позже всех, почти ни на кого не
смотрела, даже не замечала сияющие глаза графа, но все же под конец вечера станцевала доселе невиданный здесь
танец фанданго. А спустя некоторое время Алцест добился разрешения профессора на бракосочетание с Аделиной и…
в первую же ночь после свадьбы в ужасе прибежал обратно к своему товарищу, которому поведал невероятную
историю. Он утверждал, что его молодая жена – самая настоящая кукла, набитая хлопчатобумажной тканью. На утро
граф и его товарищ пробрались в дом к Андрони и увидели, как профессор зашивал кукле продавленную накануне
графом грудь. А в ее боку было отверстие, куда вставлялся длинный ключ, какие употребляются для заведения
больших настенных часов. В итоге, от пережитого волнения и «убитой» любви Алцест кончает с собой.
Попустив «Вечер четвертый», на пятый Антоний поведал Двойнику свое следующее произведение – «Лафертовская
маковница». В этой повести, действие которой происходит в самом конце XVIII века, речь идет о старушке, живущей в
Лафертовской (читай – Лефортовской) части Москвы, прозванной Маковницей, потому как она зарабатывала себе на
жизнь продажей маковых лепешек. Соседи при встрече низко кланялись ей и добродушно величали ее бабушкой, но
на самом деле боялись ее, и, не без оснований, за глаза звали колдуньей. Так, для дочери почтальона Онуфрича, а
своей внучке, бесприданнице Маше, она выбрала жениха Аристарха Фалалеевича Мурлыкина, на поверку
оказавшегося любимым черным котом бабки. Но Маша не позарилась на богатое приданное навязанного ей жениха,
разрушила колдовские чары, и вышла замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца Улияна, словно в награду
девушке в итоге оказавшегося богатым наследником.
И после этой истории помещик и Двойник вдоволь поговорили о предсказателях и гадалках, в делах коих Двойник
оказался довольно осведомлен, и откликался о них не иначе, как о шарлатанах.
© Виталий Карацупа, 2005
|
|
|
|