• То же: В рус. пер. под названием «Пустынник Серапион»

Путешествуя по южной Германии, рассказчик [Киприан] в рассказе Э. Т. А. Гофмана с условным названием «Отшельник Серапион» (Der Einsiedler Serapion, 1819) остановился в городке Б***, где во время прогулки в густом лесу встретился с отшельником «в коричневой отшельнической рясе, с соломенной шляпой на голове и с черной, всклокоченной бородой», который вообразил себя анахоретом первых веков христианства – священником Серапионом. Местный крестьянин объяснил, что тот уже давно живет в этом лесу, где собственными руками выстроил себе хижину. Он, конечно, сумасшедший, но все-таки благочестивый человек, никому не делающий зла и часто дающий добрые советы и ведущий поучительные речи с местным населением.

Возвратившись в город рассказчик узнал, что когда-то отшельник был одним из самых образованных людей в городе М***, обладая поэтическим талантом и тонким юмором вкупе с блестящей карьерой. Но затем ни с того ни с сего он исчез из города. Долгое время о нем не было никаких известий, пока граф П*** случайно не обнаружил своего племянника в дальних горах Тироля, где тот, одетый в коричневую рясу, ходил с проповедью по деревням и затем возвращался в лес, где жил пустынником и называл себя Серапионом. Сначала его силой привезли домой, а затем поместили в сумасшедший дом, откуда тот смог сбежать. И вот теперь живет здесь в глухомани благодаря мудрому врачу, который заявил родственникам, что если, жалея несчастного, не хотят довести его опять до состояния бешенства, то следует предоставить ему быть счастливым по-своему и позволить жить в лесу, давая полную свободу делать что ему угодно; всякое же насилие может ему только повредить. С тех пор он находится под негласным надзором местной полиции, считает себя пустынником Серапионом, удалившимся при императоре Деции в Фиваидскую пустыню и затем принявшим мученическую смерть в Александрии. Зато во всем прочем он сохранил совершенно свои прежние способности, свой веселый юмор, общительный нрав и мог легко вести самые умные разговоры.

А наш рассказчик по своей глупости решил «излечить» того, о ком думал, как о сумасшедшем, но кто жил в полном согласии с окружавшими его деревьями и лесными зверями. Начитавшись умных книг по психопатии он пришел к отшельнику и попытался логически доказать ему всю необоснованность его теперешнего состояния, но в итоге был посрамлен еще более стройным логическим построением, основанным на относительности времени(!), в обратном. Рассказчик поневоле проникся к нему огромным уважением и еще не раз посещал Серапиона в его хижине до самого отъезда из города. Но увидеться с мудрым сумасшедшим ему больше не довелось. Три года спустя Серапион умер, теперь уже по-настоящему. На этом и заканчивается этот очень поучительный рассказ.

P.S. Рассказ не имеет к фантастике никакого отношения.


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ