- То же: В рус. пер. под названием «Домовой-песочник»
Рассказ Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» (Der Sandmann, 1816) написан на основе народных поверий, где традиционный для современной Западной Европы фольклорный персонаж сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя тех засыпать. Песочный человек здесь выступает в двух ипостасях – и как доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны, так и злое, враждебное существо, навевающее непослушным детям кошмары.
У Гофмана в образе Песочного человека выступает отталкивающий своей наружностью и повадками Коппелиус, который по прошествии нескольких месяцев доводит главного героя рассказа – Натаниэля – до психического расстройства. У писателя Коппелиус – это воплощение страха, отчаяния и безумства, которым подвержены тонкие романтические натуры, наподобие Натаниэля, решившего посвятить свою жизнь поэзии.
Сам рассказ представляется как переписка Натаниэля и его сводных брата Лотара и сестры Клары. Начинается повествование 30 октября в полдень, когда к Натаниэлю, снимавшего комнату в городе Г., пришел продавец барометров, в котором тот узнал знакомого с раннего детства старого адвоката Коппелиуса, приходившего в их дом на обед или по делам к отцу. Детям же он внушал ужас и отвращение, за что, собственно, и был ими прозван колдуном и Песочным человеком. А спустя какое-то время их добрый и веселый отец, впрочем, тайно занимавшийся алхимией, после визита этого адвоката покончил жизнь самоубийством. Прошли годы. И вот теперь повзрослевший Натаниэль вновь столкнулся с ужасом из своего детства. И хотя тот был иначе одет и представился пьемонтским механиком Джузеппе Коппола, их встреча вряд ли была случайной.
Своему брату Лотару Натаниэль в письме рассказал о своем знакомстве с чудаковатым профессором физики Спаланцани, у которого слушает лекции в университете, и его странной дочери Олимпии. Окна комнаты юноши как раз выходили на фасад дома профессора, то что он мог часто видеть в одном из окон профиль девушки, часами сидевшей у окна без малейшего движения. Но ее образ был настолько хорош, что молодой человек влюбился без ума в эту холодную и мало говорившую девицу. Но каково же было его разочарование и горе, когда он после признания ей в любви, узнал страшную тайну. Олимпия, оказывается, была всего лишь механической куклой, гениально созданной все тем же Копполой. Она могла ходить, говорить, играть на музыкальных инструментах и петь, но все, кроме влюбленного Натаниэля, замечали ее странной в поведении и холодной в общении.
Финал рассказа трагичен. Натаниэль после разбитой любви сходит с ума, его перевозят в сумасшедший дом, а после возвращения в родительскую обитель, несмотря на временное просветление больного сознания, погибает, бросившись с высокой башни, когда видит внизу в толпе людей всё того же Коппелиуса.