- То же: В рус. пер. под названием «Элексир сатаны»
- То же: В рус. пер. под названием «Эликсир дьявола»
- То же: В рус. пер. под названием «Эликсиры дьявола»
Роман «Эликсиры сатаны» (Die Elixiere des Teufels, 1815-1816) – первый в наследии Э. Т. А. Гофмана, он посвящен проблеме личности, в нем писатель разрабатывает тему двойничества. Произведение открывает цикл «ночных произведений» художника, в нем сочетаются признаки сразу нескольких жанровых разновидностей романов. Можно обнаружить в нем элементы готического романа, который сложился в Англии второй половины XVIII века как реакция против просветительского реализма. Характерные особенности подобных сочинений – обилие таинственных событий, связанных с готическими архитектурными строениями – монастырями, замками: привидения, злодейские убийства, инцест, демонический герой.
Жанр этого романа можно определять и как «роман дороги», так как герой постоянно перемещается в пространстве, нарушает он и нравственные границы; и как психологический (повествование в основном ведет сам Медард, детально и откровенно анализирующий свое состояние, поступки, мысли), и как Künstlerroman (особая разновидность романа о творческой личности, так как герой – тип художника, у него есть дар красноречия).
Э. Т. А. Гофмана стремился показать, что под маской внешнего порядка и благополучия людской жизни скрываются демонические силы, которые властвуют над человеком и роковым образом направляют его судьбу. Время от времени эти скрытые силы проявляются в необычных и порой страшных поступках человека, в случайностях, а причины, обусловившие их, остаются непонятными.
Действие романа начинается в конце XVIII века в одном из католических монастырей, затем переносится в замок, город, лес, завершается в Риме. Главный герой – молодой монах Медард, принявший постриг не по велению души, а по обету родителей, не чувствует влечения к монастырской жизни. Он одержим честолюбием, поэтому стремится затмить других проповедников. Когда красноречие иссякает, монах выпивает хранящийся в монастыре эликсир, которым, по преданию, дьявол искушал в пустыне святого отшельника Антония. Вместе с эликсиром к нему возвращается дар красноречия, но Медарда терзают тщеславие и гордыня. Еще его влечет образ женщины, которая однажды явилась к нему на исповедь и призналась в любовном чувстве к монаху. Эта незнакомка очень напоминает герою святую Розалию. Томимый чувством любви и гордыней, Медард покидает монастырь.
В поисках прекрасной незнакомки Медард совершает ряд кровавых преступлений, попадает в драматические ситуации и долго находится в хитросплетении таинственных событий, пока не попадает в Рим, где, отвергнув предложение папы стать приором и его духовником, вступает в один из монастырей и заканчивает жизнь, испытывая смирение и покаяние.
Напряженная и загадочная история Медарда разворачивается на реальном фоне с богатым фактическим материалом: показана жизнь дворянства монашества, города. В романе мастерски воплощена тема двойничества. Гофман во многих своих произведениях стремился показать человека в нескольких возможных положениях, в «Эликсирах сатаны» раздвоение личности обретает физический облик. У Медарда есть несколько двойников: граф Викторин, сумасшедший монах, наряду с ними – двойники в воображении героя. Но сложность в том, что сам Медард вдруг перестает понимать, кто он: беглый монах, прикидывающийся графом, или граф Викторин, выдающий себя за монаха. Эта внутренняя раздвоенность тяготит его, герой испытывает жестокие страдания, пытаясь понять, кто же он на самом деле.
Медард, выдающий себя за другого, уже не считает себя монахом: «Непостижимым образом я и сам теперь поверил, будто я действительно Викторин, и я почувствовал, как горячо заструилась у меня по жилам кровь и как ярко запылали мои щеки… мною овладело неудержимое желание подхватить роль графа, навязанную мне судьбой, и оно подавило в моей душе все сомнения, заглушило внутренний голос, обвинявший меня в убийстве и дерзком преступлении». Важно, что сам беглый монах ощущает свою внутреннюю противоречивость, двойственность, и это вызывает в нем страх: «Испытывая как никогда глубокое раздвоение моего «я», я стал в своих собственных глазах существом двойственным, и меня охватил ужас со всей его разрушительной силой».
Показательно, что двойничество приобретает в романе расширенную трактовку: и у возлюбленной Медарда Аврелии есть двойник, это сестра героя Евфимия, которая так же порочна, как граф Викторин. Автор запутывает отношения героев, которые находятся между собой еще и в кровном родстве, но историю преступного рода Гофман сообщает в финале романа, тем самым окружая все повествование ореолом тайны.
Художник стремился подчеркнуть мысль не только о двойничестве человека, но и о двойственности мира, где изначально действуют силы Добра и Зла, Бога и дьявола. Психологическая проблема двойничества приобретает общефилософский характер, двойничество отражает изначальное состояние мира.
Конфликт в романе проявляется в противостоянии героя и мира, но основная борьба происходит в душе Медарда: это столкновение полярных начал: телесного и духовного, человеческого и звериного. Источник страданий и бед героя заключается не только во внешнем мире, но и в его внутренней раздвоенности.
В «Эликсирах дьявола» воплотились важные для Гофмана темы личности, искусства, свободы. Герой – это одновременно тип художника, творца (у Медарда особый дар проповедника), это объясняется тем, что он принадлежит к роду итальянского художника Франческо, от которого унаследовал и талант, и преступные наклонности: ведь именно Франческо вступил в связь с дьяволом и тем самым обрек своих потомков на преступления и страдания. Медард – это и тип демонической личности, ведь его поступками движет эгоистическая жажда самоутверждения, удовлетворения своих низменных стремлений. Образ героя противоречив: Франциск (это мирское имя героя) сам ужасается своих поступков, он одновременно тянется и к светлому, божественному началу, которое воплощено в Аврелии, и к дьявольскому, темному (носители его – Викторин, Евфимия).
Многие моменты в произведении остаются окруженными тайной: кто убивает Аврелию, кто совершает нападение на дочь лесничего и т. п. Это усиливает ощущение запутанности и таинственности жизни.