Сказка из новых времен Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок» (Der goldne Topf, 1814) начинается с того, что некий бедный студент по имени Ансельм, проживающий в городе Дрездене, нечаянно столкнулся с торговкой, отчего рассыпались её яблоки и пирожки. И этот случай, после которого Ансельм отдал ей последние свои деньги, стал первым звеном в чудесной истории, перевернувшей в итоге всю жизнь рассеянного, но очень романтичного юноши. Отдав последние гроши, вместо того, чтобы провести выходной день как подобает мужчине, ему пришлось гулять в саду на берегу Эльбы и смотреть на то, как наслаждаются жизнью другие горожане. Но эта прогулка подарила ему удивительную встречу. Он, и только он, смог увидеть на кусте бузины великолепных зеленых змеек, говорящих на человеческом языке. Их хрустальные голоса очаровали юношу, Ансельм не обращая ни на кого вокруг, начал разговаривать с кустом бузины (именно так подумали прохожие, глядя на странного студента). Спустя какое-то время его рекомендовали как хорошего каллиграфа старому архивариусу Линдгорсту, которому нужен был человек для переписки его редких манускриптов. Вот так Ансельм и попал в чудесный и волшебный дом чудаковатого старика.

Здесь он не только побывал в волшебном саду архивариуса, не только узнал, что три зеленые змейки виденные ими в городском саду – это три дочери Линдгорста, не только показал себя действительно искусным каллиграфом, но и был посвящен в фантастическую биографию старика. Он услышал её от одной из зеленых змеек – Серпентины, в которую влюбился еще тогда, в первую их встречу на берегу Эльбы.

Так Ансельм узнал, что архивариус Линдгорст на самом деле родился в Атлантиде, родом из племени Саламандр. Будучи юным, полюбил зелёную змейку, дочь лилии, которая росла в саду князя духов Фосфора. Но, невзирая на предостережение, Саламандр заключил змейку в объятия, после чего та распалась в пепел, из которого родилось крылатое существо и улетело прочь. Это привело Саламандра в такое отчаяние и неистовство, что он побежал по саду, опустошая его огнём. Фосфор, князь страны Атлантиды, разгневался, потушил пламя Саламандра и обрёк его на жизнь в образе человека, но, впрочем, оставив ему волшебный дар. И с тех пор только тогда Саламандр сбросит это тяжкое бремя, когда найдутся три юноши, которые услышат пение трёх его дочерей и полюбят их. В приданое они получат Золотой горшок. В минуту обручения из горшка вырастет огненная лилия, юноша поймёт её язык, постигнет все, что открыто бесплотным духам, и со своей возлюбленной станет жить в Атлантиде. И тогда вернётся на родину получивший наконец прощение Саламандр.

Понятное дело, что Ансельм оказался именно таким юношей, который отвечал всем критериям, достойным обладания Золотым горшком. Но его путь к славе, богатству, любви и обладанию Серпентиной, оказался нелёгок. Однажды, переписывая для Линдгорста манускрипты, полные таинственных иероглифов, студент был настолько рассеян, что поставил кляксу и своей небрежностью навлек на себя гнев архивариуса. В наказание тот заключает несчастного студента в хрустальную склянку, которую ставит к себе на полку. Во время этого заточения, страдающий Ансельм, вдруг обнаруживает, что рядом с ним в таких склянках сидят еще несколько человек. Но что самое удивительное – они счастливы, не понимая, что находятся в сосуде и воображают, что живут сейчас в Дрездене. Ансельм попытался объяснять им, что они жертвы архивариуса и находятся под стеклом, но те только смеялись: «Безумец воображает, будто сидит в склянке, а сам стоит на мосту и смотрит на своё отражение в реке!»

К тому же бывшая возлюбленная Ансельма, дочь конректора Паульмана, симпатичная Вероника, с помощью старой колдуньи (той самой торговки яблоками) пытается вернуть любимого и приворожить к себе молодого человека. В финале повести, происходит сражение между этой торговкой, которая была на самом деле порождением черного дракона, и Линдгорстом. И параллельно – сражение с черным котом колдуньи и серым говорящим попугаем архивариуса. Гадкая старуха, желавшая стать хозяйкой Золотого горшка, была в итоге превращена в свеклу, кот был растерзан попугаем, а Ансельм и Серпентина венчаются и поселяются в имении в Атлантиде, которая ассоциируется Ансельму с жизнью в поэзии.

Кстати, и сам автор по приглашению архивариуса то ли в видениях, то ли наяву побывал в том самом имении, видел там Ансельма и его жену Серпентину, видел и золотой горшок, из которого выросла великолепная лилия, пылавшая пламенными лучами. Поэтому не случайно в последних строках повести он восклицает:

«Ах, счастливый Ансельм, сбросивший бремя обыденной жизни, смело поднявшийся на крыльях любви к прелестной Серпентине и живущий теперь блаженно и радостно в своем имении в Атлантиде! А я, несчастный! Скоро, уже через каких-нибудь несколько минут, я и сам покину этот прекрасный зал, который еще далеко не есть то же самое, что имение в Атлантиде, окажусь в своей мансарде, и мой ум будет во власти жалкого убожества скудной жизни, и, словно густой туман, заволокут мой взор тысячи бедствий, и никогда уже, верно, не увижу я лилии».


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ