Поэма Ивана Котляревского «Энеида» (1798-1842) написана четырёхстопным ямбом, 10-строчной одической строфой, принятой в большинстве од Ломоносова и других поэтов классицизма (рифмовка АбАбВВгДДг). В основу сюжета произведения положена одноименная эпическая поэма римского поэта Вергилия (жившего примерно с 70 по 19 год до нашей эры), однако Иван Петрович Котляревский, заменил античных героев Вергилия украинскими казаками.
Начинается сюжет поэмы сразу же после падения Трои. «Когда спалили греки Трою, сровняв ее навек с землею, Эней, не тратя лишних слов, собрал оставшихся троянцев, отпетых смуглых оборванцев, котомку взял и был таков». Построив большие челны, он со своим войском отправился «куда глаза глядят». Он, правда, не ведал, что стал игрушкой в деяниях олимпийских богов. И особенно его невзлюбила богиня-покровительница браков, жена и одновременно сестра верховного бога Юпитера, Юнона. И это несмотря на то, что Эней является сыном Венеры. Юнона на протяжении всей поэмы творит козни удалому казаку Энею, но тот – «парень – хоть куда казак, на дело злой, в беде упорный, отчаяннейший из гуляк» всегда выпутывался из самых сложных и смертельно опасных передряг.
Конечной целью Энея была латинская земля, где он по велению богов должен был стать основателем Рима. А пока что его флот из-за разразившейся бури попадает в город Карфаген к царице Дидоне. Об этом идёт речь в первой главе поэмы. Здесь он проводит два года, Он сам, как и все его сотоварищи, пьют, гуляют, лихой троянец и карфагенская правительница любят друг друга и Эней собирается тут остаться навсегда. Но боги разлучают влюбленных и приказывают Энею продолжить плавание, после чего не пережившая разлуки и, как ей кажется предательства Энея, бросается в костер из тростника и находит там смерть.
Вторая глава посвящена пребыванию Энея с дружиной на Сицилийской земле у царя Ацеста. И снова пьянки и гулянки. И снова олимпийские боги творят козни. И Энею опять приходится плыть неведомо куда. Следующей его остановкой была Кумская земля, где храбрый казак вместе с колдуньей Сивиллой спускается в ад, чтобы та встретиться со своим умершим отцом Анхизом. Путешествию в преисподнюю посвящена третья часть поэмы. В пекле он видит тамошних обитателей, муки тех, кто неправедно жил на земле, встречается со своим погибшими побратимами и со своим отцом. Там же, в аду, Анхиз привел Энея на праздник, посвященный Венере. «Случились в пекле вечерницы как раз в тот самый день и час. Собрались девки, молодицы, как в селах водится у нас; до поту казачка плясали, болтали, в ворона играли, побаски без конца несли, колядки и веснянки пели, орешки грызли, сало ели, гадая, клочья пакли жгли». На этом празднике одна ворожея и рассказала Энею о его будущей судьбе и что ему на роду написано и какую долгую жизнь тот проживёт. Простившись с Анхизом, «…Эней с кривой ягою из пекла вылез наконец, вертя до тех пор головою, пока не скрылся в тьме отец».
Четвертая, пятая и шестая части поэмы рассказывают о прибытии Энея в страну Латина, где изучают латинский язык и просят царя принять их в своей стране. Лавину понравился троянец и он даже пожелал отдать за него свою дочь Лавису. Вроде бы для Энея и его казаков, наконец, настали мирные времена, но опять вмешалась всё та же неугомонная Юнона, настроив против Энея жену Латина Амату и рутульского царя Турна. Между троянцами и латинцами вспыхивает война. В войну были вовлечены и соседи Лавина, в битвах гибнет много людей с обеих сторон. Такое кровопролитие заставляет вмешаться в это дело даже Юпитера, который собрал у себя на Олимпе богинь Юнону и Венеру и приказал тем более не вмешиваться в дела земные.
Заканчивается «Энеида» Котляревского, как и «Энеида» Вергилия рассказом об осаде троянцами столицы Латинского царства, города Лаврента, о поединке Энея с Турном, о смерти Турна от руки Энея.