Архив фантастики
Walpole, Horace
Уолпол Хорас (24 сентября 1717 – 2 марта 1797)


Замок Отранто (19??)



Хорас Уолпол

Английский писатель, политик, историк и антиквар. Настоящее имя – Гораций (Horatio).
Родился в Лондоне, был четвертым сыном в семье Кэтрин Шостер (Catherine Shoster) и Роберта Уопола (Robert Walpole) – 1-го графа Орфордского, лидера английских вигов, которого нередко считают первым в истории премьер-министром Англии. Большую часть детства провел в Челси, в доме своего отца. Начальное образование получил в школе Бексли (Bexley) в Кенте, а в 1727 году поступил в Итонский колледж (Eton College), в котором проучился в течение семи лет. Но в 1734 году оставляет его, чтобы через год перевестись в Королевский колледж Кембриджского университета (King’s College, Camridge), где изучал математику, музыку и анатомию. Но и здесь он не доучился, и спустя четыре года, в 1739 году, вместе со своим другом поэтом Томасом Греем (Thomas Gray, 1716-1771), отправляется в путешествие по Европе. А спустя два года, в сентябре 1741 года, возвратившись в Англию, Уолпол с удивлением находит, что пока он отсутствовал, в мае того же года он был избран членом Парламента, в котором состоял в течение 26 лет. В мае 1767 году он уходит в отставку, в 1791 вслед за племянником получает титул 4-го графа Орфордского. Никогда так и не удосужившись жениться, умер одиноким в своем доме в лондонском квартале Беркли в 1797 году от приступа подагры. Земляничный Холм (1758)
В 1747 году он арендует, а спустя два года приобретает Земляничный Холм (Strawberry Hill) – загородный дом около Туикенема (Twickenham), недалеко от Лондона, который в течение оставшейся части жизни переделывает в фантастический псевдоготический замок. Здесь была размещена одно из наиболее обширных и эклектичных собраний живописи в Англии. Здесь Уолпол в 1757-м устроил также и типографию «Strawberry Hill Press», где, кроме всего прочего, печатал и свои сочинения: «Каталог венценосных и благородных английских писателей» (1758), «Анекдоты об английской живописи» (1762-1771) и др. В типографии также издавались книги Томаса Грея (Thomas Gray), Джозефа Спенса (Joseph Spence), Ханны Мор (Hannah More) и многих других, и, надо сказать, издательская деятельность Уолпола внесла большой вклад в развитие печатного дела в Англии.
Изданный им в конце 1764 года роман ужасов «Замок Отранто» возник вследствие увлечением автора средневековьем. По воспоминаниям Уолпола, готическая атмосфера Земляничного Холма в одну из июньских ночей 1764 года однажды вызвала у автора кошмар, который спустя полгода «превратился» в «Замок Отранто»:
«Я пробудился однажды утром в начале июня от сна, который никак не мог забыть, в котором я находился в древнем замке (очень естественное сновидение для головы, заполненной, подобно моей, разными готическими историями) и на высоких перилах большой лестницы я увидел гигантскую руку в броне. Вечером я сел и начал писать, не имея никакого представления о том, что я хочу этим сказать, и о книге в целом. Работа продвигалась быстро, и я с удовольствием отдавался ей, мне нравилось думать о чем-нибудь другом, кроме как о политике, так что эта история была закончена менее чем за два месяца».
Так, с легкой руки Уолпола, возник (точнее – возродился) жанр «готического романа», ставший одной из самых примечательных и самых прочных традиций английской литературы. Эту книгу в конце 18 века восторженно приветствовали предшественники романтизма, а «готический роман» вдохновил многих последователей – Анна Рэдклиф (Ann Radcliffe), Мэтью Грегори Льюис (Mathew Gregory Lewis), Чарльз Метьюрин (Charles Maturin), Мэри Шелли (Mary Shelley), Брэм Стокер (Bram Stoker) и др.
Первая публикация 1764 года появилась без указания имени автора, опасавшегося за судьбу своего произведения, как «перевод утраченной рукописи». Но неожиданный успех книги позволил писателю во втором издании 1765 года поставить свое имя под заголовком и к настоящему времени «Замок Отрантно» выдержал более 150 изданий.
Кроме этого романа, Уолпол написал трагедию «Таинственная мать» (1768), которая так никогда не увидела сцены, и в которой развивается сюжет о кровосмешении, прелюбодеянии матери с сыном. Он также известен своей многотомной (около 3 тысяч писем) перепиской, охватывающей полвека английской истории, а также опубликованные уже после смерти писателя «Мемуары», «Воспоминания» и «Дневник», в которых отражены политические и социальные проблемы страны в период 1750-88 гг.
Произведения автора
  • 1747 – Aedes Walpolianae – книга об искусстве, включающая большой каталог живописи его отца, а также его эссе «Проповедь о живописи» (Sermon on Painting)
  • 1757 – Письма из Ксо-Хо (A Letter from Xo Ho) – политический памфлет
  • 1758 – Каталог венценосных и благородных английских писателей (Catalogue of Royal and Noble Authors of England)
  • 1762-71 – Анекдоты об английской живописи (Anecdotes of Painting in England) – в 4 томах
  • 1764 – Замок Отранто: Готическая история (The Castle of Otranto: A Gothic Story)
  • 1766 – Отчет об обнаруженных недавно великанах (An Account of the Giants lately discovered) – политический памфлет
  • 1768 – Таинственная мать (The Mysterious Mother) – трагедия
  • 1768 – Исторические сомнения в жизни и правлении Ричарда III (Historical Doubts on the Life and Reign of Richard the Third)
  • 1774 – Описание усадьбы мистера Хораса Уолпола в Земляничном Холме около Туикенема, с инвентаризацией мебели, картинами, антиквариатом и т.д. Описание (Description of the Villa of Mr. Horace Walpole at Strawberry Hill near Twickenham, with an inventory of the furniture, pictures, curiosities etc. The Description)
  • 1785 – Эссе о современном садоводстве (Essay on Modern Gardening)
  • 1819 – Воспоминания (Reminiscences)
  • 1840 – Письма Хораса Уолпола, графа Орфордского (The letters of Horace Walpole, Earl of Orford) – в 6 томах
  • 1845-46 – Мемуары (Memoirs)
  • 1859 – Дневник (Journal)
Публикации в периодике и сборниках
  • Замок Отранто: Готическая повесть / Пер. В. Е. Шора // Фантастические повести. – Л.: Наука, 1967 – с.5-103
      То же: Готическая повесть / Пер. В. Шора // Комната с гобеленами. – М.: Правда, 1991 – с.23-228
      То же: [Повесть] / Пер. В. Шора // Антология ужасов: В 4 т. Т.1. – [Черкесск]: Северо-Кавказское информационно-рекламное агентство, [1991] – с.10-77
      То же: Повесть / Пер. В. Е. Шора // Влюбленный дьявол. – Смоленск: ИПФ «Смол’ин», 1992 – с.74-180
      То же: Повесть / Пер. В. Е. Шора // Влюбленный дьявол. – Минск: Мока-имидж, 1992 – с.74-180
      То же: Роман // М. Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей; Г. Уолпол. Замок Отранто. – Смоленск: СПК, 1992 – с.
      То же: Повесть / Пер. В. Шора // Замок Отранто. – М.: Терра, 1997 – с.5-98
      То же: Повесть / Пер. В. Шор; Предисл. В. Жирмунского, Н. Сигал // Франкенштейн. – М.: Эксмо, 2004 – с.243-390
      То же: Готическая повесть / Пер. В. Шора // Готический роман. – М.: Эксмо, 2007 – с.27-168
      То же: Готическая повесть / Пер. В. Шора // Готический роман. – М.: Эксмо, 2009 – с.27-168
      То же: Готическая повесть / Пер. В. Шора // Готический роман. – М.: Эксмо, 2009 – с.5-128
      То же: [Повесть] / Пер. В. Шора // Демоны и призраки. – М.: АСТ, АСТ Москва, 2010 – с.201-328
      То же: [Повесть] / Пер. В. Шора // Готический роман. – М.: АСТ, АСТ Москва, 2010 – (Книга на все времена) – с.201-328
      То же: [Повесть] / Пер. В. Шора // Готический роман. – М.: АСТ, АСТ Москва, 2010 – (Золотой фонд мировой классики) – с.559-682
      То же: [Повесть] / Пер. В. Шора // Готический роман. – М.: АСТ, АСТ Москва, 2010 – (Библиотека мировой литературы) – с.559-682
  • Маддалена: [Рассказ] / Пер. А. Бутузова // Комната с призраком. – Тверь: Книжный клуб, 1992 – с.22-42
    • То же: [Рассказ] / Пер. А. Бутузова // Комната с призраком. – Н. Новгород: ДЕКОМ; М.: ИМА-пресс, 1993 – с.20-39
Творчество автора

© Виталий Карацупа, 2003-2011