По ту сторону




По ту сторону (1928)

В радиофантастическом романе Владимира Эффа «По ту сторону» (1928) приводится рассказ умирающего от чахотки участника событий, которые произошли в Москве с тремя советскими молодыми радиолюбителями. Таинственный взрыв на Божедомке разрушил часть многоэтажного дома, погибло много человек и среди них были упомянуты трое, трупы которых уж точно никто не смог бы обнаружить. И дело тут вот в чем...
23-детний радиолюбитель Михаил Андреевич Щур, а попросту Мишка Щур, перестраивал свой радиоприемник для работы на коротких волнах и при испытании своей очередной схемы услышал в эфире странные звуки – какую-то неземную мелодию с удивительными звуками разной тональности, которые временами переплетались между собой. Он решил раскрыть источник этих звуков и продемонстрировал свое открытие друзьям: 19-летняя Елизавете Матвеевне Штольц (рыженькой красавице Лизаньке) и Ваньке-Каину, т.е. Громову Ивану Александровичу 25 лет от роду. И вдруг: «Между пластинами конденсатора загорелось слабое фиолетовое свечение. Щур протянул руку к верньеру и тотчас же отдернул. Свечение усилилось в яркости и приняло лиловато-голубой оттенок. Скоро все пространство вокруг конденсатора загорелось ярким сиянием, напоминающим свечение газа в разрядных трубках. Сияние ежеминутно меняло цвет – Щур, чтобы лучше видеть, потушил лампу над столом – и в полумраке установилась странная гармония между цветом окружавшего пластины конденсатора сияния и звуками, заполнившими комнату». В это время даже шерсть у домашнего кота по кличке Колчак наэлектризовалась. А когда друзья заметили, что индуктивная катушка излучает ослепительный светящийся луч, их удивление прервал мощный взрыв.
Выбравшись из под-обломков, друзья оказались... на другой планете! Этот таинственный взрыв выбросил трех человек за пределы Земли. Они оказались в незнакомом мире. Здесь они нашли и четвертую жертву взрыва на Божедомке – кота Колчака. В сигарообразном автоматическом летающем аппарате они добрались до какого-то большого сооружения с мачтами и прочими диковинными аппаратами и механизмами. Особенно много в одном огромном зале было диковинных радиодеталей и Мишка быстренько соорудил ламповый детекторный коротковолновый радиоприемник. Слушая местный эфир он осознал, что все в этом странном месте радиофицировано, но кто всем этим управляет – неясно. «И в тот момент, когда он уже окончательно потерял всякую надежду, в уши ворвалась речь на незнакомом и непонятном языке, но звучном и энергичном, напоминающем по сочности и крепости родной русский язык...».
Теперь надо сказать, что чуть ранее в США, в Нью-Йорке, в результате слепого случая и женских капризов, случайно стартовала ракета с двумя таким разными людьми на борту: флегматичным профессором-радиотехником Джеймсом В. Хьюлеттом и юной сумасбродной дочерью богатого промышленника Элинорой, невестой ассистента профессора Жозефа Делакруа. Да еще уже в полете они нашли в ракете двух «зайцев» – молодого американского коммуниста Джона Дэвиссона и полицейского Роберта Уолкера. Преследуемый агентом департамента полиции, Джон забрался в дом к профессору и спрятался в ракете, туда же попал и сыщик, ну а потом уже и случился нежданный старт ракеты. В космическом корабле, построенном Хьюлеттом, имелся мощный радиопередатчик для проведения опыта по установлению двухсторонней связи на очень коротких волнах.
Так что неудивительно, что в итоге американцы и русские комсомольцы установили связь, но очень далеко от Земли. А вскоре огромное механическое щупальце приволокло ракету с американцами внутри в зал, где пребывали в полном неведении трое советских комсомольцев.
Именно профессор Хьюлетт объяснил молодым людям, как их занесло в это неизвестное место. Оказывается, все дело в эйнштейновской теории относительности. «По-видимому, дело обстояло так, что вы все, то есть и вы, и ваши приятели, были нацело превращены в энергию и в таком виде перенесены через эфир. Я хочу сказать, что вы были превращены в мощную волну энергии, отраженную от земли и возвращающуюся к тому месту, откуда была послана волна, принятая на ваш приемник. Эта волна несла большую дозу энергии, оказавшейся достаточной для того, чтобы заставить разложиться один какой-нибудь атом... Этим объясняется яркая точка внутри катушки – это след целого ряда атомов, распавшихся вслед за первым... Я склонен думать, что вы были перенесены на эту планету не в виде радиоволн, доина которых даже в случае исключительно коротких волн измеряется миллиметрами, а в виде космического излучения чрезвычайной мощности». Правда, как энергия вновь обратилась в материю, профессор объяснить не смог.
А спустя какое-то время моряки советского судна «Красное знамя», идущего к Азорским островам, спасли в Атлантическом океане человека, летевшего из Америки в Европу. Радист судна Эфф знал французский и вскоре спасенный представился как Жозеф Анри Делакруа. Чуть позднее, француз рассказал советскому радисту невероятную историю и представил доказательство, наладив связь с Хьюлеттом с помощью спасенного вместе с ним сверхкоротковолнового приемника модели HI-19. Но более всего Эфф был поражен тем, что трое его друзей-комсомольцев, с которыми когда-то учился на рабфаке, оказались живы, правда, находились где-то в непонятном месте. Но уже на подходе судна к Ленинграду сорвавшаяся тяжелая рея упала на спасенного Делакруа и убила его.
В итоге, именно благодаря радисту Эффу, умирающему от чахотки, читатель обязан тем, что это фантастическое событие было донесено массам. Эфф, уже будучи в своей квартире в Москве, с помощью HI-19 постоянно держал связь с другой планетой. И в последней радиопередаче, Громов сообщил, что они нашли какие-то ящики с серой пульсирующей массой. «Я думаю, что на этой планете машинизировано все, даже мышление. Мне приходит в голову – не знаю, возможно ли это – что ящики представляют собой мыслительные аппараты. Быть может, это машины для думанья. Серое вещество мозга, искусственно создаваемое и хранящееся в ящиках...». А последнее, что услышал Эфф: «На нас напали, внизу идет бой, и Уолкер разбил два ящика с мозгами... Дэвиссон держится молодцом. Ага, опять!..»
Финал романа как-бы предлагает читателям-радиолюбителям самими попытаться проследить дальнейшую судьбу людей, заброшенных на незнакомую планету. Надо только построить передатчик, подобный HI-19 и настроиться на самые короткие волны. В рукописи, найденной в комнате безвременно умершего Владимира Эффа нет схемы такого передатчика, а его собственный аппарат был поломан и частично растащен соседями, не подозревавшими о его значении.

© Виталий Карацупа, 2014